Божественность Иисуса Христа

В категориях: Библия говорит,Личность, обращенная к Богу,Наука и Бог,Трудные места

христос

Божественность Иисуса Христа это один из самых важных, решающих вопросов, ответ на который затрагивает самую суть христианской веры и нашего спасения.

В Библии сказано, что только Бог может спасти человека от вечной гибели (Ис. 43:3 и 11). Иисус Христос также назван Спасителем (Мф. 1:21; Лк. 2:11). Таким образом, если Христос не является Богом, то возникает вопрос, а может ли Он в таком случае быть Спасителем. Если кратко суммировать то, что говорят богословы, то можно дать такое определение божественности Христа: Иисус Христос есть истинный Бог. Он абсолютно божественен и является одной из Личностей Божественной Троицы. Иисус Христос полностью равен с Богом Отцом и Богом Духом Святым. Следующие аргументы показывают, что мы имеем право так утверждать.

А.     О божественности Христа говорит Библия.

  1. Ветхий Завет. Ветхий Завет приводит убедительные доказательства того, что грядущий Мессия будет божественен и иметь единую с Богом природу (Пс. 109:1; Ис. 9:6; Иер.23:5-6; Дан. 7:13-14; Мих. 5:2).
  2. Новый Завет. Новый Завет представляет более многочисленные доказательства божественности Иисуса Христа. Так, например Евангелие от Иоанна представляет Христа особенно возвышенно и подчеркивая Его божественность в таких местах, как: Иоанна 1:1-3, 14, 18, 20:28. А так же целый ряд отрывков расположенных в разных книгах Нового Завета свидетельствуют в ползу того, что Христос это божественная Личность (Мф. 9:6; 11:27; 16:16; 28:18; 1 Ин. 5:20; Рим. 9:5; 1 Кор. 2:8; Гал. 4:4; Фил. 2:6; Кол. 1:15-20; 2:9; 1 Тим. 3:16; Тит. 2:13; Евр. 1:1-6, 8-12; 4:14; 13:8).

Б. Исповедание Иисуса "Господом" (куриос) в ранней Церкви.

В Септуагинте - греческом переводе Ветхого Завета - - для передачи имени Божьего приводится слово "kyrios" (рус. Господь). Использование этого термина (куриос) по отношению к Иисусу Христу в Новом Завете основывается на этой важной ассоциации и подразумевает отождествление между Христом и Богом. Примером этому служит целый ряд мест Нового Завета, в которых ветхозаветные определения, относящиеся к Богу, применяются ко Христу. Вероятно, наиболее значительным из этих мест является Фил. 2:10-11. Здесь Павел использует великое ветхозаветное заявление из Ис. 45:23 о том, что перед Господом (YHWH Ис. 45:21) Богом преклонится всякое колено, и переносит его на Господа Иисуса Христа" (Алистер Мак-Грат, Введение в Христианское Богословие, 288)

В.     Иисус Христос обладает атрибутами присущими только Богу.

Когда мы говорим об атрибутах присущих только Богу, мы имеем в виду так называемые непередаваемые или природные свойства Бога. То есть это атрибуты, которые принадлежат исключительно Богу и которыми лишь только Он обладает. Они подтверждают Его суверенное право называться Богом и именно эти свойства показывают то, что Бог бесконечно превосходит Свое творение.

  1. Христос вечен, то есть безначальный и бесконечный (Ис. 9:6; Мф. 28:20;

Иоанн. 8:58, 17:5; Кол. 1:17; Откр. 1:8)

  1. Христос, как Бог вездесущ (Мф. 18:20, 28:20; Иоанн. 1:48-49)
  2. Христос всезнающ (Мф. 16:21; Лк. 6:8, 11:17)
  3. Христос всемогущ (Мф. 28:20; Мр. 5:11-15; Ин. 11:38-44)
  4. Христос, как Бог, неизменен (Евр. 1:8-12; 13:8).

Г.      Дела Иисуса Христа подтверждают Его божественность.

Внимательно читая повествования четырех евангелистов описывающих земную жизнь и служение Христа, невозможно не прийти к выводу, что Его дела и служение подтверждают Его божественность. Например, Он прощал грехи и те, кто присутствовали при этом, понимали, что это право принадлежит исключительно Богу (Мр.2:1-12). Христос также оживлял мертвых (Мф. 9:23-26; Лк. 7:11-16; Ин. 11:43), имея для этого власть от Отца (Ин. 5:20-23). Право божественного суда принадлежит Ему (Ин. 5:22, 27). Природа признавала власть Христа над собой и повиновалась Ему когда Он продемонстрировал Свое всемогущество и повелел буре успокоится (Мр. 4:39), умножил хлебы (Мф. 14:19). А также ангелы, признавая власть Христа, служили Ему (Мф. 4:11; Ин. 22:43).

Д.     Иисус Христос обладает Божьими имена и званиями.

  1. Яхве (Иегова).

В Писании мы находим примеры того, что Божье имя, которое считалось наиболее священным у евреев, применялось по отношению к Иисусу Христу. Так как евреи, из страха нарушить заповедь "не произноси имени Господа Бога твоего напрасно" (Исх. 20:7), боялись произносить это священное имя вслух, то со временем его произношение было забыто. Сегодня это имя озвучивают как Яхве или Иегова, хотя это абсолютно не значит, что оно именно так и произносилось. То, как Бог впервые объяснил значение этому имени записано в книге Исход 3:13-14. И хотя мы не знаем как произносилось это имя, мы знаем, а это более важно для нас, его значение: Сущий, Самодостаточный, имеющий жизнь в Самом Себе, ни от кого не зависимый. Обладать таким именем может лишь только божественная Личность. Септуагинта, перевод еврейского Ветхого Завета на древнегреческий, передает фразу, записанную в книге Исход 3:14, где Бог дает краткое значение этого имени, как эго эйми (греч.), что на русском языке звучит Я есмь. Древнегреческий язык для нас важен, так как он был разговорным языком во время Христа и именно на этом языке был написан Новый Завет. Таким образом, во времена Христа выражение Я есмь (эго эйми) по-гречески было эквивалентом еврейского имени Яхве. И в нескольких случаях евангелист Иоанн пишет, что Христос применял словосочетание эго эйми по отношению к Себе. Самый яркий пример это когда евреи сказали Иисусу: "Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ [по-гречески: эго эйми]. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него" (Ин. 8:57-59). Евреи намеревались побить Христа камнями за Его явное притязание на божественность. В глазах евреев это было богохульство, а наказание за это, на основании Ветхого Завета, было побивание камнями (Лев. 24:16). Другой пример, это когда еврейская храмовая стража вместе с римскими солдатами явилась для того, чтобы арестовать Христа в ночь распятия. Иисус спросил их: "Кого ищите? - Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я [эго эйми] (Ин. 18:4-6). Возможно, что такой ответ Христа и объясняет, почему те, кто пришли арестовывать Христа упали на землю услышав, то что сказал Христос.

Также авторы Нового Завета, которые не имели сомнений в том, что Иисус Христос это Бог и будучи движимы Духом Святым, без всяких сомнений применяли отрывки из Ветхого Завета где Бог представлен Своим священным именем Яхве (ЙХВХ) по отношению к Иисусу Христу. Таким образом, они утверждали, что Иисус имеет полное право называться этим именем. Сравните, например, следующие отрывки из Ветхого и Нового Заветов: (1). В книге пророка Исаии 40:3, там, где в русском переводе стоит слово "Господу" в оригинале стоит имя Яхве (ЙХВХ). Евангелисты Марк (Мр. 1:2-3) и Иоанн (Ин. 1:23) цитируют это место и применяют это имя по отношению ко Христу. (2). Также апостол Павел в послании к Римлянам цитируя пророка Иоиля: " И будет: всякий, кто призовет имя Господне [Яхве (ЙХВХ)], спасется" (Иоиль 2:32), без всяких сомнений применил это имя к Иисусу Христу (Рим. 10:13). (3). Важно также отметить то, что противники Христа ясно понимали, что Он открыто заявлял о Своей божественности, за что они и предали Его на смерть, обвинив в богохульстве (Ин. 10:30-33; Мр. 14:60-65).

  1. Бог.

Несмотря на то, что чаще слово Бог в Библии используется по отношению к Богу-Отцу, в Новом Завете мы находим отрывки, в которых это слово используется по отношению ко Христу, подчеркивая Его божественность. Ниже приведены некоторые отрывки из Нового Завета, в которых Иисус Христос назван Богом: в послании к Евреям 1:8 по отношению ко Христу звучит обращение: "престол Твой, Боже, в век века". Интересно отметить, что это цитата из Псалма 44:7, где обращение "Боже" относится к Богу в целом, а автор послания к Евреям применяет это обращение к Иисусу Христу и таким образом утверждает божественность Христа.

В Евангелии от Иоанна описан момент, когда апостол Фома наконец встречается с воскресшим Христом. В момент этой встречи он обращается ко Христу со следующими словами: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28). Иисус в ответ на это не упрекнул Фому в богохульстве, но принял его обращение и поклонение как должное по отношению к Себе. Также начиная свое Евангелие, апостол Иоанн утверждает, что "Слово [Христос] было Бог" (Ин. 1:1). Стих первый этого Евангелия, а также четырнадцатый учат тому, что Христос - вечный Бог воплотился и стал человеком: "И Слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин. 1:14). А также в Ветхом Завете пророчествуя о грядущем Мессии, пророк Исаия пишет, что Он будет Богом крепким (Ис. 9:6).

  1. Альфа и Омега: Первый и Последний.

Это имя указывает на то, что Бог является началом и концом всего существующего и что Он безначальный и бесконечный. Один только Бог имеет право носить такое звание: Первый и Последний. В Писании мы находим, что этот термин, который по праву принадлежит лишь Богу, в равной мере относится и ко Христу лишь только потому, что Он Личность божественной Троицы. Сравните между собой следующие отрывки: Ис. 41:4 и Откр. 1:17; Ис. 48:12 и Откр. 2:8; Откр. 21:5-7 и 22:12-13. В них мы видим, что Бог в целом, так и Христос в частности называют себя одинаковым образом.

  1. Спаситель.

В Библии утверждается, что спасать от вечной гибели может только Бог, и что лишь Он один имеет право называться Спасителем. Исследуя Писание мы находим, что Библия относит это звание в равной мере как к Богу так и ко Христу: Ис. 43:3, 11 и Мф. 1:21; 1 Тим. 4:10 и Ин. 4:42; Лк. 1:47 и Лк. 2:11. В послании к Титу апостол Павел объясняя значение Божьей благодати, пишет, что мы ожидаем "блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:13).

Е. Иисусу Христу поклонялись как Богу, и Он принимал это поклонение.

Мы также можем увидеть подтверждение божественности Иисуса Христа и в том, что Он не отвергал поклонение от людей и на это стоит обратить внимание. В Библии неоднократно говорится, что один лишь Бог достоин поклонения.

Ж. Выводы из учения о божественности Христа.

Понимание того, что Христос это не просто гениальная человеческая личность, но что Он совершенный Бог, который воплотился и стал также и человеком с единственной целью - спасти человечество имеет для нас жизненно важное значение. Благодаря приходу Христа в этот мир, мы получили удивительную возможность получить более полное и более доступное откровение о Боге (Ин. 1:18; 14:9; Евр. 1:1-3). Пророки провозглашали истину о Боге, получив сверхъестественное откровение, но Христос является для нас видимым выражением этой истины (Ин. 14:6). Поэтому, осознавая то, что Христос это полноценный Бог, мы обязаны быть во всем послушны Ему (Мф. 17:5). А также мы обязаны повиноваться и поклонятся Ему, ибо Он этого достоин (Фил. 2:10; Откр. 5:8-14).

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: