Депрессия проистекает из неполноты доверия к Евангелию.

В категориях: Библия говорит,Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая,Трудные места

депрессия

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Пс. 41:6.

Ум, сердце и воля

Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Рим. 6:17.

Я хочу обратиться к этому стиху, прежде чем начну разговор о причинах духовной депрессии и способах избавления от нее. Духовная депрессия принимает множество различных форм. Можно с полной уверенностью утверждать, что человек, который считает, что стоит поверить в Господа Иисуса Христа — и все проблемы автоматически решатся, — такой человек рано или поздно будет страдать от духовной депрессии. Мы приведены в эту дивную жизнь, в это духовное состояние по благодати Божьей. Но никогда не следует забывать, что есть другая сила, и она направлена против нас. Мы граждане Царства Божьего, но Библия утверждает, что нам противостоит другое царство. Оно тоже духовно. И нам предстоит всю жизнь отражать нападки с его стороны. И главное наше оружие в борьбе с ним — это вера, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Нет черты более характерной для всей деятельности сатаны, чем тонкое коварство. Он не только силен и догадлив; он еще и необычайно хитер. Павел справедливо утверждает, что он «принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Единственное его желание — разрушать, уничтожать дела Бога, но ни одно из Божьих дел не вызывает у него такой ярости, как действующая в нас через Иисуса Христа благодать Божья. Следовательно, как только мы становимся христианами, мы автоматически превращаемся в объект особого внимания сатаны. Именно поэтому Иаков утверждает: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Мы должны радоваться, потому что таким образом испытывается и укрепляется наша вера. И мы должны твердо противостоять дьяволу, который стремится ввергнуть нас в уныние и сделать несчастными.

О другой частой причине депрессии прямо говорится в стихе, ставшем эпиграфом к этой главе. Павел, по сути, говорит: «Вы были рабами сатаны, находились под его властью. Но теперь это уже больше не так». Почему не так? По следующей причине: «вы от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». Так характеризует апостол христианина. Он подчеркивает целостность и равновесие христианской жизни. Эта жизнь, в которой есть послушание и как проявление воли и как идущее «от сердца», от чувств и эмоций. Важно именно это «от сердца». В послушание вовлечены чувства. И обратите внимание — чувством принимается «образ учения», который вносит ясность в мысли и понимание. То есть тут затронут весь человек — его ум, сердце и воля. И неспособность осознать это зачастую становится причиной духовной депрессии. Несогласованность всех сил души, принимающих учение (то есть когда оно принимается только какой-то одной или двумя сторонами) вносит разлад и беспокойство в жизнь христианина. Проповедники и евангелисты, чьи проповеди не отличаются целостностью, также способствуют появлению таких неустойчивых христиан. Обстоятельства духовного рождения христианина — очень важный момент. Как дети обычно наследуют основные качества родителей, так й новообращенные часто похожи на тех, через кого они пришли к Богу. Обстоятельства второго рождения оказывают на духовную жизнь новообращенного более сильное влияние, чем принято думать.

В своем послании церкви в Риме, Павел отвечает тем, кто спрашивал, оставаться ли им «в грехе, чтобы умножилась благодать». И сегодня есть много людей, всерьез задающихся этим вопросом, а главное — поступающих так, как будто на него можно дать положительный ответ. Суть их представлений можно вкратце изложить так: «Чем больше я грешу, тем больше Бог будет прощать меня, и тем больше, следовательно, Он прославится в Своем прощение». Или: «Если я христианин, то уже не важно, что я делаю, все равно я буду покрыт благодатью». Павел отвечает, что такие вещи можно говорить, только совсем не понимая учения. Он утверждает: «Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?». Человек, ставший христианином — это человек «во Христе». Это значит, что он не только умер вместе с Ним, но и воскрес вместе с Ним. Только тот, кто так ничего и не понял в учении, может задать такой ужасный вопрос: «оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» Цель апостола — показать важность целостного восприятия истины (т. е. принятие ее всеми сторонами нашей души), важность глубокого понимания сути Евангелия. И еще он хочет, чтобы мы поняли — такое глубинное понимание и принятие неизбежно приводит к определенным последствиям.

Прежде всего необходимо осознать, что духовная депрессия в жизни христианина очень часто объясняется недостаточным пониманием величия Евангелия. Сплошь и рядом люди несчастны оттого, что думают о Благой вести в масштабах, ей не соответствующих. Для некоторых это просто весть о прощении. Спросите их, в чем, с их точки зрения, состоит основная идея христианства, и они ответят: «Если вы верите в Господа Иисуса Христа, то ваши грехи прощаются». Этим они и останавливаются. Они недовольны какими-то эпизодами в своем прошлом. Затем они слышат, что Бог во Христе простит их. Они с готовностью принимают прощение и на этом останавливаются. Прощение — это все, чем для них является христианство. Есть другие. Они думают о Евангелии исключительно в категориях морали. По их мнению, сами они не нуждаются в прощении. Но они хотят жить лучшей, более правильной и праведной жизнью. Они хотят творить добро в этом мире, и христианство для них — моральный кодекс, программа поведения. Подавленность и хроническое недовольство собой таким людям гарантированы. Неминуемо возникают обстоятельства, явно выходящие за рамки морали — чья-то смерть, трудности в личных взаимоотношениях. Тут мораль и этика не помогут, и то, что они принимали за Благую весть, оказывается для них совершенно бесполезным. Когда на их долю выпадает тяжелый удар, беспредельно несчастны, даже при умеренных житейских трудностях, они впадают в глубокое уныние, потому что так и не составили себе адекватного представления о Евангелии. А еще есть люди, которые относятся к Евангелию просто как к чему-то хорошему и прекрасному. Оно для них эстетически привлекательно, оно задевает у них в душе какие-то струны. Когда они слушают его, то на сердце у них делается радостнее, они чувствуют себя лучше.

Все эти виды ограниченного восприятия чрезвычайно далеки оттого, чему учит апостол здесь (а также в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам). Это просто какие-то обрывки апостольского учения. Путь к правильной евангелизации лежит через полную передачу Божьей Благой вести. Но люди говорят, что слишком заняты, или что не в состоянии уразуметь такие сложные идеи. Позволю себе напомнить вам, что Павел проповедовал Евангелие во всей его полноте рабам, то есть людям, которые работали по многу часов ежедневно, без выходных, и которые в большинстве своем были чрезвычайно необразованны. И он давал им колоссальную и величественную картину истины во всем ее объеме. Евангелие — это не диета, предлагающая питаться мелкими кусочками. Оно по самой своей сути целостно: оно охватывает всю жизнь человека, всю человеческую историю, весь мир. Благая весть говорит нам о сотворении мира и о Божьем суде, а также обо всем, что происходит и будет происходить между этими двумя событиями. Евангелие представляет полную и законченную картину мира и жизни. И причина неудачной и несчастливой христианской жизни многих людей заключается в том, что они так и не поняли эту универсальную всеохватность Благой вести, не поняли, что она ко всему имеет отношение и что во всех обстоятельствах она может помочь. Не поняли, что вся жизнь человека должна подпасть под ее воздействие. Евангелие, по замыслу Бога, должно контролировать все аспекты нашей жизни. Не осознав этого, мы рано или поздно, но абсолютно неизбежно, почувствуем себя несчастными. Нам нужно проникнуться величием Благой вести. Тогда она откроет для нас все свои сокровища и великие истины. И мы будем жить в соответствии со всем богатством ее истин.

Мы не только не осознаем величие и целостность Благой вести, но и не всегда понимаем необходимость полноценного ответа с нашей стороны. Я хочу сказать — влияние Евангелия должно распространяться на все стороны человеческой личности, изменяя ее. «От сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». Человек — удивительное создание. Он одновременно — и ум, и сердце, и воля. Это три основные составляющие человеческой души. И одно из величайших; прославляющих Евангелие, чудес, заключается в его способности воздействовать на всего человека с мощью, не сравнимой ни с чем другим. Только это полное, целостное Евангелие с его пониманием жизни и смерти, и вечности — только оно достаточно велико, чтобы вместить в себя и всего человека. Наши беды начинаются, когда мы перестаем понимать это. В своем ответе на целостное Евангелие мы — частичны.

Некоторые люди отвечают на Евангелие только умственно. Оно их чрезвычайно интересует, но лишь как точка зрения, как философия. Они без конца толкуют то о христианском мировоззрении, то о христианском прозрении — т. е. о поразительной проницательности и правдивости, — с которым оно показывает тайны мира и человеческой души. Для них Евангелие — это чисто философское, интеллектуальное чтение. Они твердо убеждены и постоянно заявляют, что если бы только христианские принципы можно было применить в политике, производстве и прочих сферах жизни, то все наши проблемы нашли бы свое разрешение.

Других людей Евангелие интересует только с богословской стороны. Они много и серьезно размышляют, но их жизнь от этого не меняется. Истина — сама по себе, а жизнь — сама по себе. Их душа, не орошаемая благодатью Господа Иисуса Христа, суха. Более того, часто они лишены самой элементарной человеческой доброты. Такие люди рано или поздно, но неизбежно, сталкиваются с серьезными духовными проблемами. Они становятся недовольными и несчастными. Очень печально, что когда такой человек умирает, то Евангелие, о котором он так много рассуждал и спорил и которое даже защищал, ничуть не утешает его, потому что оно так и не проникло глубже ума — к Сердцу и воле.

Но существует и другой тип людей, у которых Евангелие затрагивает только сердце. В наше время такой вариант распространен чаще других. Эти люди чувствуют, что испытали эмоциональное освобождение; они прошли через эмоциональный кризис. Я ничуть не хочу умалять их переживания, но в чисто эмоциональном опыте кроется совершенно реальная опасность. Часто такие люди имеют на своей совести какой-то особенно тяжкий грех. Они пытались забыть его, но память о нем продолжала преследовать их. Наконец, они слышат весть, которая, кажется, дает им освобождение от причины их страдания. Они с радостью принимают ее, и все вроде бы идет хорошо, но они останавливаются на этом. Они хотели именно этого освобождения и получили его. Так может случиться, если человек, от которого они слышат Благую весть, представит им Евангелие не во всей полноте. Это приводит к урезанному, ограниченному христианскому опыту. У таких людей есть только эмоциональный опыт, и больше ничего.

А может статься и так, что человека по самой его природе тянет к мистицизму и оккультным явлениям, к какому-то иному миру. В наше время очень большой интерес к психическим феноменам и экстрасенсорике. И многие обращаются к Евангелию, потому что им кажется, что с его помощью они утолят жажду мистических переживаний, удовлетворят желание прикоснуться к чему-то, выходящему за рамки физического мира.

Бывает, что люди духовно угнетены просто потому, что в свое время Евангелие затронуло их только эстетически. Их очаровала атмосфера церкви, цветные витражи, статуи, ритуал, пение гимнов, музыка, проповедь — да любая из этих вещей. Жизнь обошлась с ними сурово. Обстоятельства ожесточили их. Но вот они приходят на какую-то конкретную службу и чувствуют, что почему-то им стало легче. Как будто пришло утешение, и жизнь совсем не так плоха, как казалось. Человек почувствовал, что даже может быть довольным тем, что имеет. Это и все, чего ему хотелось. И он уходит, чувствуя себя счастливым. Однако рано или поздно наступит кризис. В этот день он обнаружит, что все это больше не действует и не утешает. Почему? Потому что он никогда ничего не обдумывал. Он удовлетворялся только чувством.

Есть и другие, которые оказываются в этом незавидном положении потому, что ответили на призыв проповедника во время евангелического собрания. Может быть, речь проповедника была очень яркой, или он обладал исключительным даром рассказывать трогательные истории. И люди откликнулись эмоционально, но этим дело и ограничилось. Их отклик был мгновенным, но, как часто бывает в таких случаях, без четкого понимания истины. Рано или поздно такие люди неминуемо окажутся в тяжелой духовной ситуации. Их постигнет депрессия. У таких людей горит какая-то искорка в сердце, но ум молчит, а часто, к несчастью, и воля. Они вполне удовлетворены, радуются своим эмоциональным переживаниям. Им хорошо, им спокойно и комфортно. Но они не размышляют над истиной, не делают волевого усилия, чтобы применить ее в своей жизни.

И, наконец, жертвами духовной депрессии становятся люди, чья вера — одно только волевое усилие и больше ничего. Вполне реальна ситуация, когда людей убеждают принять христианство. Но мне кажется, что такое «решение в пользу Христа» равносильно отрицанию основного смысла тех слов Павла, о которых мы говорим с самого начала главы. Опять же, такое «принятие решения» часто случается в результате призыва проповедника. Если волю людей подвергать «массированной бомбардировке», то воля некоторых из них обязательно поддастся напору. Люди примут решение, потому что их к этому призывали, потому что на них давили. И вот они принимают решение, но при этом им не всегда понятно, почему они это сделали. А позже у них возникают вопросы, и обнаруживается, что они не могут ответить на них. Позвольте мне выразить это в такой форме: эти люди решают принять христианство, вместо того чтобы быть захваченными христианством! Они не догадываются об ограниченности собственных возможностей, им не знакомо чувство, которое выражается словами: «Я больше ничего не могу сделать — Ты помоги мне, Боже». Им и в голову не приходит, что теперь все остальное не нужно, что к ним пришла истина, и они должны принять ее. Обращаясь к таким людям, Павел, по сути, говорит: «Разве вы не поняли истину? Как вы можете спрашивать, „оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?" Этот ваш вопрос показывает, что вы и понятия не имеете о том, что такое на самом деле благодать».

Итак, вот некоторые из причин духовной депрессии. Но позвольте подчеркнуть: даже если влиянием Благой вести охвачены только две из основных составляющих вашей личности — это плохо. Евангелие захватывает все стороны человеческой души, и если что-то осталось незатронутым, то еще раз обдумайте свою позицию. «Вы от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». Какая Весть! Какое славное Евангелие! Оно способно полностью насытить ум человека, затронуть каждую струну его сердца и привести к идущему от всего сердца повиновению. Такова Благая весть! Христос умер для того, чтобы сделать нас цельными и совершенными, а не только для того, чтобы спасти какие-то части нас; чтобы мы стали гармоничными, а не кривобокими, кренящимися в одну сторону христианами.

И еще. Если не будет в нас этой сбалансированности, то неприятности возникнут и в более отдаленном будущем. Дело в том, что Бог создал нас целостными. Обратите внимание, — Он вложил в нас три силы — ум, сердце и волю. Возможно ли нормальное сосуществование этих трех сил в одной личности? Да, потому что Бог сотворил человека совершенным. Он предстает перед нами во всем своем первозданном совершенстве в Господе Иисусе Христе. И цель спасения — привести нас в такое же совершенное состояние, преобразить нас согласно Его образу, чтобы последствия и следы греха полностью изгладились й уничтожились.

И, наконец, позвольте мне указать, что эти три силы всегда должны идти в правильном порядке. Люди, о которых ведет речь Павел, прежде были рабами греха, но теперь они освободились от него. Почему? Они узнали истину! Затронуты были не только их эмоции и их сердце; призыв был обращен и не к одной только воле. Нет, им изложили истину. Мы всегда должны располагать эти этапы в правильном порядке. А это значит — на первое место ставить истину. Апостолы были посланы не только для того, чтобы изменять людей и чтобы их деятельность приносила какие-то результаты. Они были посланы «проповедовать Евангелие», «проповедовать истину», проповедовать и провозглашать «Иисуса и Воскресение». Именно такие определения используются в Новом Завете. И если Церковь не поставит истину на первое место, то неизбежно будут порождаться духовные уродцы.

Христианин должен четко знать, почему он именно христианин, а не просто утверждать, что с ним произошло нечто необычайное. Он всегда должен быть готов объяснить, почему верит именно в это. Как сказано в Первом послании Петра, «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). А если человек не в состоянии этого сделать, то лучше ему сначала разобраться в собственной позиции. Христианин знает, почему он христианин, и относительно собственной позиции у него полная ясность. Он принял истину, которая просветила его. Он понял ее умом. Затем, увидев и поняв истину, он полюбил ее. Она тронула его сердце. Он увидел, что он собой представляет. Новыми глазами он посмотрел на свою жизнь и возненавидел ее. Если вы осознаете истину о том, что вы раб греха, то и возненавидите себя. Затем, узнав прекрасную и славную истину о любви Христа, вы захотите получить эту любовь, то есть, затронутым окажется ваше сердце. Если вы видите истину ясно, то неизбежно должны почувствовать ее и сердцем. А это, в свою очередь, порождает огромное желание поступать в соответствии с ней. И тут в свои права вступает воля.

Как раз это Павел и доказывает. Он говорит: «Ваши разговоры о возможности продолжать грешить — это что-то несообразное. Если бы вы осознали на самом деле, что вы теперь едины с Христом, соединены с Ним подобием Его смерти и, следовательно, воскресли вместе с Ним, то у вас язык бы не повернулся сказать что-нибудь подобное». Невозможно соединиться с Христом и в то же время спрашивать: «... оставаться ли нам в грехе?» Неужели эта великая истина дает «лицензию» на продолжение столь привлекательных для меня прежде безобразий? Разумеется, нет. Это немыслимо. Человек, знающий и верящий, что он «воскрес с Христом», неизбежно будет желать «ходить в обновленной жизни» вместе с Ним (Рим. 6:4).

Итак, я делаю окончательное заключение: говоря с людьми, проповедуя им, никогда не следует взывать прямо к сердцу. Еще скажу, что взывать прямо никогда не следует также и к воле. Это основной принцип, и о нем надо всегда помнить: и во время личных бесед, и в ходе проповеди. Воздействие на сердце должно быть опосредованно — через понимание. В первую очередь — ум, затем — сердце, а уже потом — воля. Мы не имеем права вести прямую атаку ни на свое собственное сердце, ни на сердце другого человека. Я знавал людей, которые жили скверной жизнью, творили зло. И они находили ложное утешение (к своему несчастью) в том, что все еще способны плакать на религиозных собраниях. «Значит, я не так уж плох, иначе не реагировал бы столь остро», — доказывают они. Но это ложное заключение; свою эмоциональную реакцию они вызвали у себя сами. Если бы это действительно было ответом на истину, то они не могли бы жить по-прежнему. Все изменилось бы. Истина воспринимается человеком благодаря величайшему Божьему дару — уму, способности понимать; Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. И не подлежит никакому сомнению, что самая удивительная и прекрасная часть этого образа — ум с его способностью постигать истину.

Но упаси Бог кого-нибудь подумать, что на интеллекте все кончается. С интеллекта все начинается. Но процесс должен идти дальше, вовлекая сердце, — до тех пор, пока и воля человека не сдастся. Только тогда он будет повиноваться не скрепя сердце, и не под принуждением, но с желанием, которым охвачено все его существо. Христианская жизнь — это прекрасная, совершенная жизнь; она захватывает всего человека. И человек с радостью окунается в нее, восхищенный и плененный ее красотой. Да сделает нас Бог христианами, все стороны души которых с одинаковой силой вовлечены в познание истины! Да сделает он нас людьми, о которых можно сказать: «По всему видно — они от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя».

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее,

 Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: