Идеология неравенства и превосходства в античном Риме

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

раб2

Стратегический императив политики мирового господства Древнего Рима — дойти до предела земель.

Идеология и мировоззрение естественного неравенства зародилась и получила свое развитие в Древней Греции, но позже была быстро и органично воспринята в Риме. То, что раб не может рассматриваться в качестве человека, было для древних греков и римлян нечто само собой разумеющимся. За всю древнегреческую историю не обнаруживается ни одного значимого идейного протеста против системы рабовладения. Впервые с таким протестом уже в римские времена выступил Сенека. Да и то, его, по-видимому, неправильно поняли. Слова Сенеки интерпретируют таким образом, что и раб — тоже человек. В действительности же пафос его знаменитого высказывания был прямо противоположным — все рабы. А коли так, то рабского обращения заслуживают не только рабы природные, но и римские граждане, и даже патриции. Именно так воспринял интенции Сенеки его ученик император Нерон.

Восприняв влияние греческой культуры, Римская цивилизация продолжила развитие сложившейся на эллинской почве модели антропологического неравенства, усилив жесткость иерархической дифференциации человеческих типов.

Главным индикатором идейного преемства выступает в данном случае феномен вещного понимания рабства. Римский философ Варрон совершенно в аристотелевской традиции определяет раба как вещь, как говорящее орудие труда. Характерно, что переход к классической системе рабовладения в Риме четко соотносится с усилением греческого культурного влияния. До этого римское рабство развивалось преимущественно в формате патриархальных отношений. Установление парадигмы рабовладельческих отношений в Риме определялось, таким образом, не столько экономической логикой, сколько принятием соответствующей ценностно-мировоззренческой платформы.

В Риме фактически воспроизвелась эллинская модель общественного устройства, хотя на уровне массового сознания отношение римлян к эллинам было достаточно презрительным. Но именно греки выступали учителями философии, формируя римское представление о должном. Именно греки являлись основными организаторами работорговли в империи. Греческий остров Делос выступал главным центром торговли рабами во всем античном мире. Вместе с тем, римляне внесли в формирование западного проекта и собственную лепту.

Впервые в истории идеологическое оформление получила доктрина «мирового господства». Не мировой империи, а именно мирового господства. Идею собственной вселенской миссии формулировала фактически каждая цивилизация. Но эта миссия приобретала различные формы воплощения. Одна из таких форм — концепт мировой империи. Но имперскость могла соотноситься с различными ценностно-целевыми ориентирами. Отдельные цивилизации брали на себя историческую миссию — воплотить обращенные ко всему человечеству мессианские цели. Но в случае античной Римской цивилизации речь шла не о спасении народов, а об установлении господства над ними. Формулировался стратегический императив политики Древнего Рима — дойти до предела земель. И эта стратегия методично реализовывалась на протяжении столетий.

Первая апробация идеи мировой экспансии пришлась на походы Александра Македонского. Мировоззренчески они были подготовлены всем ходом развития эллинской мысли. Характерно, что «отец истории» Геродот открывал свое повествование происторическим экскурсом, свидетельствующим об извечности борьбы Европы и Азии, эллинов и варваров. Учителем самого Александра Македонского был, как известно, не кто иной, как Аристотель.

Александровы походы на Восток были прямым политическим воплощением аристотелевского учения. Главное в них — торжество антропологически более совершенного типа, который представляла эллинская цивилизация. «Лучшие» должны господствовать. Провал аристотелевского проекта состоял в том, что гипотеза антропологического неравенства не подтвердилась. Греки в новой эллинистической империи не получили доминирующего положения ни в политическом, ни даже в культурном отношении. Бывшие «варвары» демонстрировали по многим параметрам превосходство над эллинами.

Однако, несмотря на провал самого замысла, походы Александра Македонского вызвали широкую рефлексию на предмет осуществимости мировых завоеваний. Многочисленные легенды сообщали о битвах александровых войск с отрядами человекоподобных монстров на окраинах ойкумены. Изображения такого рода сражений обнаруживаются даже в средневековый период. Именно так и мыслился поход Александра Македонского на Восток — не как обычная конфронтация государств или даже цивилизаций, а как война антропологического содержания.

Внешняя военная экспансия являлась ценностной установкой существования Римской цивилизации. Бог войны Марс почитался в качестве главного покровителя Рима. Ромул и Рем являлись, согласно римской мифологии, его сыновьями. За всю тысячелетнюю историю Рима только в течение двух лет они не вели ни одной войны.

Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С.

Превосходство, присвоение, неравенство.

Москва, Научный эксперт, 2013. 304 с. ISBN 9785912902123

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: