Принципы и концепции, положенные в оправдание неравенства людей

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

рабы1

Первоначально, и исторически, концепт антропологического неравенства социально реализовывался через рабовладение. Отказ от архаического типа рабовладения был связан с появлением новых, управленчески более совершенных форм эксплуатации. На смену колониализму как прямому физическому подчинению метрополией колонии приходит неоколониализм, подразумевавший «мягкие», латентные формы эксплуатации. Главная из них — контроль политической национальной элиты, насаждение «пятой колонны», внешнее управление национальными финансовыми ресурсами. Все большее значение в качестве «мягкого» механизма новой эксплуатации приобретает контроль информационных ресурсов.

На место расизма как идеологии колониализма приходит неорасизм. Его основное отличие от классического расизма состоит в латентности парадигмы расового господства. Номинально в новой модели расы и народы равны, но фактически реализуется принцип неравенства. Сменилась только форма расизма, но расово-эксплуатационная сущность позиционирования сообщества Запада в мире осталась прежней.

Особенность неорасистских идеологий состоит в продвижении основных положений антропологического неравенства опосредованно, через обоснование цивилизационных преимуществ и права на гегемонию западного сообщества. Выявление связи парадигмы расизма и современного облика неолиберальной теории позволяет установить ее генетическую общность с фашизмом. Реальный современный неолиберализм и фашизм совпадают как в отношении идеи глобальной экспансии западной цивилизации, так и принципа обоснования права на господство со стороны меньшинства. Различие же между ними — это и есть различие проявляемого в фашистской доктрине классического расизма и заключенного в либеральной теории латентного неорасизма.

Неорасистские идеологемы активно применяются в отношении России и русского, российского народа. Цель состоит в обосновании их исторической аномальности. Практическим следствием этой аномальности становится легитимизация применительно к Российскому государству модели неоколониального устройства.

Почему нужна и актуальна именно историческая ретроспектива? Существование человека так или иначе связано с трудом. Трудовая деятельность определила человеческое видообразование. Человеческое общество без труда невозможно.

В определенной культурной среде исторически возникает и закрепляется особый тип человека («паразитарный тип»), ценности которого основываются на утверждении, что есть высшие и низшие люди, есть элита и массы. Для элиты, в силу самого ее элитаристского положения, утверждаются права на присвоение. Есть, заявляет просветительская доктрина, стадии человеческой развитости: дикость, варварство и цивилизация. Соответственно, есть цивилизованный человек, который имеет право присвоения труда дикаря или варвара. Почему? Потому что он — человек цивилизованный, а не варвар и не дикарь. В этом направлении развивалась вся мысль Запада. На идее неравенства выстраивается западная модель.

На чем зиждется присвоение? Должен быть какой-то инструмент, за счет чего это присвоение может быть осуществлено. Одним из направлений исследования является исторический анализ развития механизма присвоения. Первоначально в качестве такого инструмента выступала сила. «Присвоить» означало физически отобрать. Далее появляется новый механизм — владение ресурсами. В условиях их ограниченности владение ресурсом позволяет приращивать блага путем их присвоения. У одного есть ресурс, у другого нет. У того, кто отдает результаты своего труда за ресурс, есть жизненная потребность в этом ресурсе.

Различия ресурсов породили разные модели ресурсной зависимости. Первоначально применялся земельный ресурс. У одного есть земля, у другого нет. Безземельный представитель общества получает право владения земельным участком в обмен на результаты своего труда. Далее основным ресурсом становятся финансы. Возникают обменная торговля, ростовщичество и банкинг. Вовлечение в финансовые отношения делает человека зависимым. (В современном мире эта система приобрела масштаб глобальной паразитической системы, основанной на необеспеченном долларе как резервной мировой валюте.)

В дальнейшем историческом движении система ресурсных зависимостей модифицируется. На первый план выходят информационные технологии. Кто против информатизации? Развитие информационных технологий — мейнстрим современной эпохи. Без включенности в универсализированную информационную систему, без получения соответствующей информационной карты человек будет вычеркнут из общества. Зависимость человека от акторов новой системы «информационной элиты» существенно возрастет. Уже в настоящее время индивидуум и большие социальные группы могут быть настолько информационно зомбированы, что сами, вопреки собственным интересам, выступают в роли инструмента в руках бенефицириата. Посредством целевого информационно-психологического воздействия свергаются государственные режимы, приводятся к власти новые элиты, конструируются и деконструируются целые общности.

В перспективе встает вопрос о геноме человека, о целевом воздействии на генокод. Проблема присвоения теперь уже не сводится исключительно к финансам. Конфликт труда и присвоения выходит на новый уровень. Меняются механизмы присвоения, но суть проекта глобального господства остается прежней. И здесь принципиально важно не смешивать инструменты с существом самого проекта.

Принципиально важно при этом не отождествлять мировой бенефицириат и граждан стран «золотого миллиарда». Конечно, Запад занимает в настоящее время геополитически доминирующее положение в мире. Как следствие, уровень материальной жизни на Западе значительно выше, чем в регионах периферии. Но и само западное общество существенно дифференцировано. Типичный гражданин стран «золотого миллиарда» ближе по своему положению к гражданам из стран периферии, чем к элите собственного государства. В то же время, афиллированный главным образом с Западом мировой бенефицириат кооптируется из национального конгломерата политических и экономических элит всего мира. Таким образом, проблемы превосходства и присвоения, безусловно, содержат национальные и геополитические аспекты, но к ним не сводятся, а раскрываются сущностно как общечеловеческий вызов конфликта интересов меньшинства и большинства.

Выявление исторической траектории развития феноменов превосходства позволяет построить прогноз будущего. Но здесь сталкиваются между собой две исторические развертки предистории. Они различаются по масштабу. Меньшая масштабирует историю колониального и неоколониального периодов. Для этих рамок рассмотрения будущее — это модель «многоэтажного человечества». Перспектива, с авторской точки зрения, явно ограниченная и исторически тупиковая.

Возможен и второй масштаб — более значимый, мегаэволюционный. Анализ в этих рамках рисует будущее совершенно иным. Оно определяется движением человечества в направлении нравственных идеалов, раскрытия категориальной человеческой сущности. Для этого масштабирования колониальный и неоколониальный периоды истории оказываются не более чем временными откатами, которые будут преодолены.

Реализации обоих сценариев может воспрепятствовать глобальный сбой — самоистребление человечества или гибель его в результате воздействия внеземных факторов. Но чтобы не допустить такую возможность, требуется опять-таки решение задачи нравственной консолидации человечества. При многоэтажной модели мироустройства в ситуации столкновения с глобальной общечеловеческой опасностью у элит наверняка возникнет искушение пожертвовать массами для спасения немногих. Осознание обозначенной футурологической развилки позволяет ставить проблему целенаправленных усилий человечества по изменению процессов усиления неравенства. Это предполагает определение деятельных акторов такого изменения, соответствующих стран и цивилизаций — истинных лидеров будущего мира (не только экономических и военно-политических) — и формирование программы действий.

 Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С.

Превосходство, присвоение, неравенство. М.:  

Научный эксперт, 2013. 304 с. ISBN 9785912902123

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: