Современное изучение Библейской истории

В категориях: Личность, обращенная к Богу,Наставь и научи,Наука и Бог,Слово Божье к человеку

история.2

Обоснование исторического исследования

Почему мы поднимаем вопрос современного изучения Библейской истории. Для этого существует ряд веских причин:

Современное историческое изучение Библии.

Многие современные учёные считают себя «библейскими историками», или учёными, изучающими историю Израиля. Они сфокусировали свое внимание главным образом на событиях истории Израиля. Список солидных трудов, написанных неевангельскими учёными, включает следующее: Мартин Нот, История Израиля; Джон Брайт, История Израиля; Джон Хейз и Максвелл Миллер, Израильская и иудейская история; Миллер и Хейз, История Израиля и Иудеи; Альберто Соггин, История древнего Израиля. К историям, написанным евангельскими авторами, относятся следующие работы: Леон Вуд, Обзор истории Израиля; Юджин Меррилл, Царство священников. Все перечисленные труды в большей или меньшей степени ссылаются на Библию как один из источников реконструкции истории Израиля. Некоторые работы (подобные книге: Гост Олстром, История древней Палестины) считают реконструкцию истории Израиля одной из составляющих более крупного проекта – всеобъемлющего понимания истории Палестины, или древнего Ближнего Востока. Ни одна из этих работ не сосредоточена на самой Библии, фокус – изучение событий израильской истории.

Это вполне правомочное стремление по следующим причинам. Во-первых, люди по природе любопытны и стремятся исследовать разные области, это одна из областей. История Израиля такой же правомочный предмет исследования, как и история императорского Рима или викторианской Англии. Во-вторых, поскольку изучение истории Израиля значительнее приближает нас к Писанию, чем, скажем, изучение истории викторианской Англии, вполне правомочно изучать историю Израиля для того, чтобы прийти к выводам о достоверности Библии. Изучение истории Израиля с этой перспективы чаще указывает на достоверность библейских повествований. Хотя следует признать, что во многих ситуациях этого не происходит, мы также соглашаемся, что исторический метод имеет дело не с абсолютной уверенностью, а только с вероятностью (см. ниже).

Многие учёные добавили бы третью причину изучения истории Израиля, что очень важно для изучения самой Библии, так как без понимания вне-библейских материалов, проливающих свет на историю Израиля, мы не можем в полной мере (а в некоторых случаях и вовсе) понимать многие тексты Писания. Однако иногда здесь вкрадывается определённая степень современного высокомерия. Её можно заметить в подходах, которые утверждают, например, что автор книги Бытия намеренно написал её на фоне таких вне-библейских текстов, как Эпос о Гильгамеше (рассказывающем о великом потопе, во многом сходном с потопом при Ное) или разнообразные античные эпосы о сотворении. Это допускает, что решение загадок книги Бытия было недоступно изучающим Библию на протяжении столетий, и только на современном этапе, когда были открыты указанные эпосы, они были разрешены.

Несомненно, вне-библейские открытия пролили свет на библейские тексты и концепции. Однако сказать так легко, а утверждение, что они раскрыли в Библии не известные прежде тайны, требует добавления. Вне-библейские открытия действительно могут яснее указать на истины, предпосылки или модели, уже существующие в библейских текстах. Примером этому могло бы быть открытие того факта, что части библейских договоров-соглашений – главным образом в Пятикнижии – по своей структуре напоминают хеттские договоры конца второго тысячелетия до нашей эры. Изучение библейских договоров давно предвосхитило это современное открытие, и отношения, описанные в библейских соглашениях, уже были известны (например, соглашение равных, соглашение между вассалом и сюзереном). Тем не менее хеттские открытия помогли придать большее значение некоторым аспектам соглашений, находящихся в текстах Библии.

Эти открытия также помогли пролить свет на вопрос надёжности Библии. Тот факт, что хеттские соглашения датируются концом второго тысячелетия до нашей эры, а соглашения из Пятикнижия сходны с ними, наводит на мысль, что Пятикнижие было написано в то же время. Это может быть не доказательством, а само по себе одним из свидетельств Моисеева авторства Пятикнижия; однако знание об этих соглашениях не является необходимым для понимания смысла Пятикнижия.

Важность историчности

Современное внимание к событиям, или происшествиям, истории важно для Библии, поскольку в ней содержится множество утверждений – прямых и косвенных – о реальности описываемых событий. На самом базовом уровне, в центре христианской веры, находится факт, что Христос умер за грехи человечества и воскрес из мёртвых, победив смерть. Это – основание и базис нашей веры. Павел убедительно излагает эту мысль в 1 Кор. 15, обсуждая воскресение мёртвых (см. ст. 12-19).

Помимо этого, большая часть записанного в Евангелиях и исторических книгах подлинно. Это проиллюстрировано прямыми заявлениями Луки и Иоанна (упоминались ранее), а также тем, как авторы книг Царств, Паралипоменон и Ездры-Неемии использовали свои источники. Это также проиллюстрировано косвенными утверждениями исторических материалов в Библии: они представлены как исторические документы, и именно так их расценивают повсеместно в Писании.

В конце концов, если Бог является «автором» Писания, то Он, Всезнающий, «написал» аккуратное описание этих событий. Таким образом, то, что Библия считает подлинным, таковым и является. При изучении исторических событий мы часто можем встретить информацию, которая подтвердит эту надёжность. Наше доверие надёжности Библии поддерживается такими исследованиями.

Весть Библии передана посредством исторических писаний, а не абстрактных философских трактатов. Именно благодаря историческим книгам, описывающим исторические события, мы многое узнаём о Боге и Его целях относительно людей. Как уже упоминалось, намерение исторических книг – донести аккуратное повествование об истории Божьего народа; их послание размывается, если они не аккуратны исторически.

Наша вера, основанная на Библии, также исторична, и не потому, что у неё есть история или она имеет отношение к истории (в этом нет ничего нового); она исторична в более определённом смысле, сама являясь историей. Весть, которую проповедует библейская вера, осуждения, ей объявляемые, спасение, ей обещанное, учение, ей передаваемое, – всё это определяется исторически и воспринимается как исторические реалии. Это не делает её оскорбительной для нас, поскольку помогает очеловечить её, спустить на уровень, доступный для нашего понимания и «отождествления» (как говорим мы сегодня) с ней. Лишение истории или Библии историчности подобно попытке перефразировать поэзию. Вы уничтожите её. Вы просто отнимите у неё всё хорошее и имеющее смысл. Это больше не поэзия.

На самом деле вопрос о том, действительно ли Библия аккуратно передаёт историю, а также открыл ли Бог Себя непосредственно через события истории и каким образом – две отдельных проблемы. Мы только что доказали, что Библия точно описывает события.

Ответ на второй вопрос: Бог действительно открыл Себя непосредственно через исторические события, но способ этого откровения несколько ограничен даже для тех, кто жил во время этих событий и наблюдал их. Первые стихи послания к Евреям могут пролить свет на это: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1,2). Похоже, текст предполагает, что способ откровения не был ограничен писаниями, а также, что пророки и Сын Божий были необходимыми посредниками незаписанных способов откровения.

Многие доказывали, что Божье откровение совершалось главным образом через исторические события. Однако здесь мы имеем дело с преувеличением, к тому же не рассматривается должным образом необходимость истолкования подобных событий (не говоря уже о смещении акцента с утверждений Библии о себе как Слове Божьем). Откровение Бога в исторических событиях можно сравнить с откровением в природе: оба кое-что сообщают о Боге, но не полны без записанного откровения. Когда в Пс. 18:2 читаем: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь», мы понимаем, что природа кое-что сообщает о Нём. Аналогичным образом исторические события также могут кое-что сообщать нам о Боге. Тем не менее в обоих случаях открытая информация ограничена.

В отношении исторических событий, мы можем обратиться к примеру из Исх. 19, где гром, молния, землетрясение и плотные тучи, которые народ видел у горы Синай, были ясным указателем Божьего присутствия и силы. И все же Моисей должен был истолковать эти явления людям, чтобы они легко поняли данное откровение. Случай остановки вод реки Иордан в И.Нав. 3 был примером того, как Бог «говорил» через исторические события. Однако Иисус Навин объяснил его, чтобы смысл был понятен, а люди, в свою очередь должны были объяснять своим детям в последующих поколениях (И.Нав. 4).

Писание, передающее и поясняющее управляемые Богом события, не просто свидетельство Его явлений. Оно само является откровением. Когда Павел заявляет, что «всё Писание боговдохновенно» (2 Тим. 3:16), он употребляет конструкцию pasa graphe («всё написанное [боговдохновенно]»). Он утверждает, что записанное слово это и есть откровение Божье, а не просто свидетельство некоего «истинного» (или «более истинного») откровения в исторических событиях. Это противоречит убеждениям многих (например, Эрнста Райта), утверждающих, что «Слово Бога» содержится в Писании, но само Писание не является «Словом».

Здесь нам следует подчеркнуть, что, хотя деяния Бога в истории и содержат откровение в ограниченном смысле, доступ к ним возможен только посредством Писаний. Так было даже в библейские времена среди непосредственных очевидцев: и тогда эти события всегда истолковывали. Тем более это относится к нашим дням. О большинстве событий в Писаниях мы знаем из самих Писаний. Даже если нам удаётся получить независимую информацию о них, инструменты передачи этой информации не «боговдохновенны»; только Писание, поясняющее эти события, является для нас Божьим откровением. Поэтому именно оно находится в фокусе нашего исследования, а не независимые от Библии гипотетические реконструкции исторических событий. Собственно, события никогда не могли полностью передать Божье откровение, и сегодня мы имеем доступ к ним только через записанные толкования – Писания.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Дэвид Ховард

Альманах БОГОМЫСЛИЕ № 11, 2007

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: