Блаженны, послушные совету Господа.

В категориях: Возрастая в личной жизни,Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая,Созидая свой внутренний мир

послушны

Соперники откровения

Отрадно сознавать, что Бог, будучи великим и славным, Своей любовью сопровождает каждый шаг человека и желает помочь всякой нуждающейся душе. Тот, кто испытал теплоту Божьей заботы, вместе с псалмопевцем Давидом готов восклицать: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45, 2). Словом любви Он всегда предостережет и выведет Своих детей из любых затруднений. Для Него великая радость — направлять стопы наши на путь, ведущий в жизнь вечную. Спаситель хочет руководить Своим народом посредством чудных откровений, которые Он посылает всегда вовремя,— только бы мы имели терпение дожидаться их и научились полагаться на вышние советы более, чем на что-либо иное. Соперников откровений Господних немало, и, к глубокому прискорбию, дети Божьи чаще полагаются на видимые человеческие опоры, на якобы разумные доводы, на мнение большинства, нежели на водительство Духа Святого.

Для Апостола Павла откровения Неба были дороже всего. Он не смотрел на окружающую обстановку, но сообразовывал свою жизнь и служение только с волей Всевышнего. Что значили для Апостола Божьи откровения, можно хорошо увидеть в событии, происшедшем с ним по пути в Рим, когда он вместе с другими узниками плыл на Александрийском корабле в Италию.

Эта история Священного Писания поучительна для нас. Мы тоже плывем по бурному житейскому морю, и наш челн нередко встречается с грозной стихией. Застигнутые врасплох, мы порой мечемся, страдаем, ждем помощи и бываем бесконечно благодарны, получая ее вовремя.

Путники на Александрийском корабле оказались в сложной ситуации: приближалась зима, плавание становилось рискованным, а узников нужно было поскорее переправить в Рим. И вот на судне состоялся важный разговор, который определил дальнейшую судьбу и пассажиров корабля, и экипажа.

Павел предвидел затруднения в пути и предостерегал не отходить от Крита: «...мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни».

Но сотник, слово которого было решающим, «более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла». Сотник знал кто такой Павел. Но что для неверующего человека слова мужа Божьего?! Конечно, сотник охотней полагался на опыт кормчего и знания начальника корабля, ведь они не новички в своем деле и, вероятно, не раз боролись с разбушевавшейся стихией и благополучно выходили из самых отчаянных обстоятельств!

Итак, первый соперник откровений Господних — человеческий опыт.

Сотник явно ошибся, не вняв словам Апостола, который предложил им не свое умозаключение. Этот свидетель Божий, хотя и был презренным узником, но получил откровение от Того, Кто повелевает ветру и морю, по воле Которого движутся планеты, Кто управляет галактиками!

Неудивительно, что сотник сделал неверный выбор. Он не был христианином. Но как часто ошибаемся мы, знающие, кажется, голос Пастыря. Как часто полагаемся на свой христианский стаж, опираемся на свои прежние удачи. Давид сердечно просил Господа: «... уразумей помышления мои» (Пс. 5, 2). Он не доверял не только словам и делам, но даже своим мыслям, не полагался на них, потому что знал, насколько испорчено и лукаво человеческое сердце.

Не доверять своему разуму — многие считают недостойным христианина. На самом деле именно христиане при всей способности трезво мыслить нередко впадают в серьезные ошибки. Они не ищут, не жаждут получить откровение от Господа, им довольно своей “ясной” головы. [Здесь речь вовсе не идет о том, чтобы отвергнуть разум. Не для этого Господь наделил нас высокой способностью мыслить. Но необходимо учитывать, что в разуме могут гнездиться плотские помышления, которые суть смерть (Рим. 8, 6). Разум должен быть под благословенным влиянием Слова Божьего, Духа Святого. Дух Святой открывает разуму библейскую истину и разумом мы осмысливаем ее. То есть разум все же не первичен, не в нем истина. «Надейся на Господа... и не полагайся на разум твой» (Притч. 3, 5), — призывает нас Священное Писание.]

Зная склонность многих христиан утверждать свои суждения и не допускать мысли, что они могут ошибиться, Апостол Иаков призывал: «Не многие делайтесь учителями...» (3, 1). Лишь немногие, будучи учителями, способны, по примеру Христа, оставаться послушными учениками (Ис. 50, 4). Как необходимо дорожить смиренным состоянием ученика, который с жаждой слушает Божьи наставления, всегда учится и хорошо понимает, что знает еще далеко не все (1 Кор. 8, 2)!

Единственный опыт должен быть нам бесконечно дорог — это опыт молитвенного общения с Учителем, опыт обретения откровений Господних, опыт познания того, что не живет в плоти нашей ничего доброго (Рим. 7, 18).

Вторым соперником Божьих откровений и Его водительства часто являются обстоятельства, полагаясь на которые христиане нередко принимают неверные решения. В случае, рассматриваемом нами, именно обстоятельства восстали против откровения, полученного Апостолом Павлом. «А как пристань не способна была к перезимованию... Подул южный ветер, и они, подумавши, что уже получили желаемое, отправились...» (12—13 ст.). Обстоятельства складывались явно не в пользу Апостольского предостережения. При виде благоприятного попутного ветра слова узника Христова казались такими слабыми, такими несостоятельными! «Пристань негодна для зимовки, а тут еще попутный ветер подул! О чем ты говоришь, Павел?!» — так, наверное, рассуждал сотник и дал приказ отчалить. Но, увы — навстречу кораблекрушению...

Сто`ит и нам оглянуться на свою жизнь. Чем мы руководствуемся в повседневном хождении? Чему отдаем предпочтение: благоприятно складывающимся обстоятельствам или Божьему водительству?

Полагаясь на видимые обстоятельства, многие верующие оказались во власти безжалостной стихии, которая закружила их в своем водовороте. О, как коварен бывает попутный ветер! Сколько важных и даже судьбоносных вопросов решается порой не по откровению Божьему. Переезжают и уезжают, женятся и выходят замуж, покупают и продают, и решают многие другие вопросы по стечению обстоятельств.

Читающим Евангелие знаком случай, когда Христос после чуда умножения хлеба, свидетелями которого были ученики, взошел на гору для молитвы, а их понудил переправиться на другой берег моря. В пути учеников настиг шторм, они боролись с яростными волнами. «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Матф. 14, 25). Петр, увидев Учителя, воскликнул: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Для ученика было величайшим открытием, что можно быть выше стихий! «Иди!» — повелел Христос. И Петр, доверившись Слову, пошел.

Доверие Слову Господнему поднимает нас над обстоятельствами. Слово Божье надежней многих твердынь! С таких уроков начинался путь веры Апостолов.

Может, и «пристань неспособна к перезимованию», может, и шторм ревет вокруг — доверься Доброму Пастырю! Он видит намного дальше! Он знает несравненно больше и сохранит для Царства Своего тех, кто доверился Ему.

Святые истины живого упования постигали и мужи древности. Мы знаем, как долго томился Авраам, ожидая обещанного наследника. Патриарху было 80 лет, а сына нет. Уже 90! 99! А Исаака нет... Чем сильнее годы сгибали плечи старца, тем громче кричали обстоятельства: «Напрасно ждешь!.. Сына не будет! На что еще можно надеяться?!»

Действительно, в таком возрасте, при всяком воспоминании о наследнике, кажется, можно только смеяться, разуверившись во всем (Быт.17, 17; 18, 12). Но именно тогда и засиял кристалл веры, когда рухнули все плотские опоры! Не напрасно Священное Писание называет Авраама отцом всех верующих! Воистину — он герой веры, потому что «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим. 4, 20).

Сколько христиан, не дождавшись изволения Божьего (Пс. 105, 13), отвращают сердце от Слова Господнего и жадно всматриваются в окружающую обстановку, а она нередко складывается благоприятно, как у Ионы. Пришел на пристань, чтобы бежать от лица Господнего. Внешне все складывалось удачно для бежавшего пророка. Но увы! Обстоятельства как раз его и подвели.

Благодарение Богу, что истинные чада Господни, составляющие живую Церковь Христа, не живут под влиянием обстоятельств. Напротив, Церковь влияет на обстоятельства! Подвиги и молитвы святых влияют на историю человечества, и через Церковь Господь совершает великие дела на земле. Церковь Христова, подвизаясь до уз и смерти, не сообразуется с миром сим, не ищет его покровительства, какие бы ни складывались обстоятельства вокруг нее.

Третий соперник откровений Божьих — влияние большинства. «...Многие давали совет отправиться...» (Д. Ап. 27, 12), и предупреждения Апостола Павла потонули в дружном хоре безответственных голосов.

Однажды пришлось видеть картину, на которой изображен табун диких лошадей, убегающих от погони. А впереди — пропасть. Первые сильные лошади уже сорвались вниз, а остальных не остановить. Они мчатся, потому что они вместе, они в табуне! Как опасен стадный инстинкт!

«Куда все, туда и я! Что будет всем, то и мне!» Под этим жутким девизом живет большая часть человечества. Христос со скорбью смотрел на толпы рассеянного народа, которые скитались, как овцы, не имеющие пастыря (Матф. 9, 36). Христос видел их беду, они же ее не чувствовали, шли за большинством. Куда? — В пропасть! В ад! Спаситель хотел их собрать, как птица собирает птенцов под крылья, чтобы согреть их Своей вечной любовью, но они не понимали ужаса своего состояния. Они не искали спасения в Боге, а шли за большинством.

Ах, как властно мнение большинства, и к какой роковой черте приводит оно людей! Не единицы, а большинство превозмогло, когда выносилось страшное решение — распять Сына Божьего (Лук. 23, 23). Так было две тысячи лет назад, то же происходит и сейчас. Сколько душ и даже церквей погубил единодушный совет большинства! Сколько искалечено судеб христиан, прислушивающихся не к откровению Господнему, а к мнению множества.

Господь хочет научить детей Своих руководствоваться в первую очередь Его волей, а не советом многих. Каждый шаг, пусть даже самый незначительный, мы должны делать глубоко осознанно, получив ясное откровение Господне.

Иногда наблюдаешь за группой христианской молодежи: радостные лица, бодро поют, общительны, инициативны — потому что им хорошо быть вместе! Но не изменится ли настроение, да и жизнь многих из них, если им придется жить вдалеке от больших церквей и совершать служение там, где живут несколько старушек?! Господь и сегодня ищет тех, чья радость сосредоточена в Боге, для кого жизнь — Христос! К сожалению, многие молодые христиане смотрят на обстоятельства, прислушиваются к голосу плоти, полагаются на суждения и опыт большинства. И лишь немногие всем существом устремляются к Богу, всецело повинуются Слову Его и идут туда, куда зовет Господь.

Печальный конец Израильтян, не вошедших в обетованную землю, говорит о том, что из Египетского плена они выходили просто за большинством, а не за Богом. Так и в наши дни немногие находят тесные врата и узкий путь. Немногие руководствуются в жизни и служении откровением Господним. Почему? — Потому что для его получения нужно платить высокую цену. Ради познания Христа нужно все преимущества плоти почитать за сор. Чтобы получить откровение свыше, нужно сердце хранить чистым от соблазнов плоти и мира, необходимо иметь страх Божий. Ибо тайну Свою Господь открывает боящимся Его (Пс. 24, 14). А получив откровение Божье, нужно хранить себя от давления большинства, среди которого могут оказаться самые близкие друзья и даже родственники.

Имеющих ясное водительство Божье и способных вести за собой народ Господень во все времена было мало, потому что немного желающих обучаться этому в Божественной школе. Великие мужи веры проходили эту школу в одиночестве, и каким благословением они были для народа Господнего! Моисей, сорок лет обучавшийся в школе смирения, сойдя с горы, где с ним беседовал Бог, увидел ближайшего сотрудника и родного брата, Аарона, в стане отступников. Если бы Моисей не научился руководствоваться Божьим откровением, то, оставшись один, не смог бы так решительно противостать необузданному идолопоклонству, в которое впало все общество народа Израильского.

Пророк Илия возревновал о Боге и один вступил в противоборство с Вааловыми пророками и убедил народ поклоняться истинному Богу Израиля. Ни угрозы Ахава и Иезавели, ни единодушное отступление народа не заставили его замолчать. Илия знал путь Божий и держался его неизменно.

Праведного Иова в самый трудный час страданий ни за что упрекали лицемерные друзья, и даже самый близкий человек — жена — дала ему богохульный совет. Сломило ли это веру страдальца? — Он сохранил верность Богу, несмотря на то, что оставался один.

«...Все меня оставили», — сообщает юному ученику утомленный скитаниями Апостол Павел (2 Тим. 4, 16). Но веру он сохранил, течение совершил,— никто и ничто не отлучило его от любви Божьей! Господни откровения и водительство укрепляли Апостола, когда не оставалось у него ни одной человеческой опоры.

Только водительство Божье, только Его чудные откровения, которыми должен руководствоваться каждый последователь Христа, сохранят нас в лютое время искушений последних дней.

Эта истина не умаляет высокого значения Церкви Христовой и общения святых, а лишь способствует духовному росту каждого чада Божьего. Более того, Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), и всякое откровение Господне непременно найдет одобрение среди истинных чад Божьих. Апостол Павел, несмотря на то что Христос явился ему непосредственно, все же ходил в Иерусалим к Апостолам, ища у них одобрения своего служения. «Увидевши, — пишет Апостол, — что мне вверено благовестие для необрезанных... и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам...» (Гал. 2: 2; 7—9). Божье откровение не боится проверки, потому что в нем — дух Священного Писания.

Но, укрепляясь духовно на богослужениях, внимая словам истины из уст проповедников, не следует забывать первостепенной важности личного общения с Богом каждого христианина. Оно обогащает любящих Господа теми прекрасными духовными сокровищами, которые содержатся в личном откровении Бога человеку и в водительстве Духа Святого на каждый день.

Итак, опасно руководствоваться стечением обстоятельств, — они могут быть обманчивы. Опасно полагаться на опыт и христианский стаж, — это шаткие человеческие опоры. Опасно идти вслед большинства, — «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф. 7, 13).

При всем опыте кормчего, при знаниях начальника корабля, при настоятельных советах многих и временно благоприятных обстоятельствах Александрийский корабль, как мы знаем, потерпел крушение, — сбылись предостережения Апостола! Всем нужно было прислушаться именно к совету мужа Божьего, потому что он получил его от Самого Господа.

Каким преимуществом обладают дети Божьи, послушные совету Кормчего! Он непременно доведет их челн к тихой пристани! Блаженны те, кто знает голос Пастыря! В Свой час Он доведет их к светлой вечности! Ведь Он Сам сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную...» (Иоан. 10, 27—28).

П. М.

«Вестник истины», №1, (133) 1996.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: