Исторический метод изучения библейский фактов.

В категориях: Аналитика и комментарии,Библия говорит,Комментарии,Социология, культурология, история

библ1

Исторические источники: письменные документы.

Обычно письменные источники являются самыми важными для учёных при написании истории. Они подразделяются на две категории: (1) необработанная (или формальная) история и (2) составленная история.

Необработанная история состоит из исторического «сырья»: записей, созданных в разных слоях общества, от индивидуальных до международных. В наши дни это государственные акты: международные договоры, законы и указы, записи ЗАГС-ов о рождениях, браках и смертях, чековые книжки, деловые квитанции, расписания встреч и так далее. В них содержится информация в виде утверждений, безличная с минимальным (обычно без всякого) анализом.

Исторические памятки древнего Ближнего Востока включают надгробные надписи, административные и экономические документы великих империй, мелкие расчёты, письма и тому подобное. Современные историки-библеисты пользуются этими источниками наряду с Библией, пытаясь реконструировать историю Израиля.

Мы также можем определить подобные источники в исторических книгах самой Библии. Они включают песни, поэмы, генеалогии, списки переписей, списки чистых и нечистых животных, царей и пр. Зачастую эти источники названы явно, например, «Книга браней Господних» (Числ. 21:14).

Упорядоченная история представляет собой подлинную историографию – это аналитическая, интерпретирующая, записанная история. Она является продуктом выбора автора, творчески упорядочившего окончательный продукт ради определённых целей. (В отношении Библии мы бы сказали, что это сделано по вдохновению, также «творчески»). Упорядоченная история базируется на необработанной. Она использует материал как строительные блоки для окончательного создания записанной истории.

В Библии мы встречаем много исторических текстов такого типа; в Ветхом Завете – большая часть Пятикнижия и все исторические книги, в Новом Завете это Лука, Деяния, а также три других Евангелия.

Исторические источники: материальные свидетельства – объекты и артефакты, оставшиеся после народов и сообществ. Они представляют собой молчаливых свидетелей, которые обычно анализируются после того, как проанализированы письменные источники. Современные исследователи истории Израиля восстанавливают материальные свидетельства при помощи археологии. Среди них гончарные изделия, руины строений, останки погребений, инструменты, оружие и украшения. Археология становится всё более сложной, и теперь такие вещи, как пыльца, зубы и даже испражнения, изучают ради информации об античной пище; у египетских мумий изучают ДНК и проводят «вскрытия».

Не существует ясных доказательств тому, что библейские историки занимались изучением материальных свидетельств при написании своих историй. Однако строительство памятных знаков может быть примеров этого (Быт. 31:45-53; И.Нав. 4).

Исторические источники: традиция. Многие вещи передаются устно или как обычаи общества. К первым относятся такие вещи, как генеалогии, детские стишки, названия мест, сказки и тому подобное, ко вторым – ритуалы и обычаи общества.

В наше время историки и антропологи могут непосредственно изучать эти явления во многих обществах. Однако общества, давно умершие подобные древнему Израилю, могут восстановить эти традиции только в том случае, если на каком-то этапе они были записаны; в таком случае материалы этого типа могут изучаться как «упорядоченная» история. Решение этой проблемы возможно при помощи развивающихся социологических и антропологических подходов к изучению древних сообществ, получивших широкое распространение в библеистике. Эти подходы включают убеждение, что традиции и обычаи долго живут среди простых людей, и таким образом изучая современную сельскую или кочевую жизнь в библейских землях, мы можем получить достаточно ясную картину того, какой была жизнь в библейские времена. Хотя утверждение и обоснованно, делать это следует с предосторожностью.

Безусловно, в Библии традиции и обычаи были частью строительных блоков библейских авторов. Многое было записано (упорядоченная история) и многое, без сомнения, дошло к ним в устной традиции в виде обычаев или даже как непосредственное откровение Божье. Многие этиологии, например, вполне могли быть переданы посредством устной традиции. Однако сегодня они доступны нам только через окончательно записанные композиции, существующие как Писания.

Дэвид Ховард,

Введение в исторические книги Ветхого Завета,

Альманах БОГОМЫСЛИЕ, № 11, 2007.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: