Привязанность детей и культурный контекст.

В категориях: Возрастая в личной жизни,Интересное рядом,Обучение и навыки

дети1

Джей Бельски, директор, Институт изучения детей, семей и социальных вопросов, Биркбек, Лондонский университет, Великобритания.

Модели привязанности отражают гибкую адаптацию к конкретным особенностям культурной среды, в которой ребенок родился и где ему приходится выживать

Генетика поведения показывает, что различия в отношениях привязанности в основном обусловлены не природой, а особенностями заботы о детях и их воспитания. Хотя у детей имеется врожденная предрасположенность к развитию привязанности, то, как эта врожденная предрасположенность реализуется в первые годы жизни, определяется конкретным социо-культурным контекстом. По сути дела, модели поведения привязанности, по-видимому, скорее зависят от контекста и отражают гибкую адаптацию к конкретным условиям, в которых ребенок родился и должен выживать.

Отношения привязанности возникают из множества социальных взаимодействий во время первых нескольких лет жизни обычно с биологической матерью или другими воспитателями, которые генетически связаны с ребенком и взаимодействуют с ним на регулярной основе. В соответствии с эволюционным аспектом теории привязанности, отцы, старшие братья и сестры или бабушки и дедушки играют важную роль в качестве лиц, с которыми устанавливаются отношения привязанности во многих культурах (Lamb, 1997; van Izendoorn and Sagi, 1999; Hrdy 1999).

Маленькие дети эволюционно запрограммированы на то, чтобы стать частью сети отношений привязанности, откуда они получают защиту и безопасность. Возможно, в ходе эволюции матери подвергались отбору, чтобы делить трудности по воспитанию детей с другими биологически родственными воспитателями, такими как отец, другие дети или бабушки и дедушки.

Врожденная предрасположенность к созданию привязанности имеет универсальный характер. Среда оказывает культурно-специфическое влияние, определяя индивидуальные и групповые различия в том, как конкретно происходит установление привязанности, причем это влияние столь велико, что в необычных жизненных условиях (например, при низком качестве присмотра за ребенком днем, когда родители работают, или если младенцы спят отдельно от родителей ночью) нормальные модели трансмиссии в отношениях родитель-ребенок могут нарушаться.

Среда важна потому, что она предоставляет родителям культурно-специфическую историю опыта привязанности, а также основанные на культуре установки в отношении воспитания детей, модели поведения и нормы, которые влияют на стиль того, как родители реагируют на потребности ребенка в привязанности, подготавливая детей к адаптации для жизни в той специфической среде, в которой они родились.

Хотя отношения привязанности универсальны, их модели обусловлены той культурой, в которой они формируются. Конкретные формы привязанности, которые развиваются в конкретной культурной среде, показывают, что привязанность имеет биологическую основу и развивается как гибкий, адаптивный процесс.

Значение услуг по заботе о детях

Высококачественная забота о детях - это забота в сочетании с вниманием, чуткостью, стимуляцией и любовью

Забота в семье важна для развития детей, но столь же важна и забота, которую обеспечивают люди вне семьи.

Заботу о многих детях - часто с очень раннего возраста, на протяжении многих часов в неделю, в течение многих месяцев и лет, прежде чем они пойдут в школу -осуществляют не родители, а другие люди. Обширные исследования показывают два фундаментальных факта, касающихся того, как такое воспитание влияет на развитие детей: когда качество заботы, предоставляемой неродителями, является высоким, дети расцветают, особенно когнитивно (умственно); когда оно плохое, то справедливо обратное. Высококачественная забота - это забота в сочетании с вниманием, чуткостью, стимуляцией и любовью.

Воспитателям без специальной профессиональной подготовки, с низкой зарплатой и мотивацией, у которых слишком много детей в группе, трудно обеспечивать заботу, которая способствовала бы развитию детей.

Объем заботы, особенно в группах, тоже имеет значение. Если дети до того, как они пойдут в школу, проводят много времени под присмотром кого-то в группах, то возрастает вероятность, что они станут агрессивными и непослушными.

Таким образом, если в течение многих лет дети проводят много времени под присмотром в группах, где качество заботы и воспитания оставляет желать лучшего, то это явно ведет к риску в развитии и ставит под угрозу благополучие детей.

  • Во многих культурных контекстах широко распространены различные типы заботы о детях, которую предоставляют не родители. Такая забота может предоставляться неформальным образом, или же могут существовать какие-то более институциональные формы предоставления таких услуг, при этом дети могут находиться под присмотром значительную долю времени, когда они бодрствуют.
  • Качество заботы, которая предоставляется неродителями, является важным для последующего развития ребенка.
  • Для того чтобы забота, предоставляемая не родителями, была должного качества, необходимо много ресурсов и надлежащее профессиональное обучение.
  • Если большая часть жизни маленького ребенка проходит вне семьи в каких-то заведениях, где предоставляются услуги по присмотру за ребенком, то с большой долей вероятности возрастает риск появления проблем с поведением.

 В фокусе внимания - раннее детство, Отношения привязанности, Качество заботы о детях младшего возраста.

Мартин Вудхед, Джон Оутс, редакторы серии, Милтон Кинс, Великобритания, Впервые опубликовано на русском языке в 2012 г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: