Взаимодействия воспитателя и ребенка.

В категориях: Аналитика и комментарии,Возрастая в личной жизни,Обучение и навыки,Социология, культурология, история

ребе1

Майкл Лэм, профессор психологии в области социальных наук, Кембриджский университет, Великобритания.

В идеале, у детей должны быть возможности часто взаимодействовать со своими воспитателями в самых разных функциональных контекстах.

Взрослые чрезвычайно различаются в плане их отзывчивости или чуткости, и это влияет на надежность привязанности к ним младенца (De Wolff and van IJzendoorn, 1997). Когда взрослые проявляют чуткость и реагируют надлежащим образом, то уровень доверия высок и обычно формируются надежные отношения привязанности. Когда взрослые реагируют непоследовательно или ведут себя ненадлежащим образом, то доверие уменьшается и это ведет к отношениям привязанности, которые не являются надежными. Эти различия в надежности привязанности формируют начальные ожидания ребенка в отношении других людей и поэтому могут оказывать важное влияние на социальный опыт и за пределами отношений ребенок-взрослый (Ainsworth et al., 1978).

В идеале, у детей должны быть возможности часто взаимодействовать с родителями в самых разных функциональных контекстах (кормление, игра, дисциплина, базовый уход, установление ограничений, укладывание спать и т.д.). Вечер и ночь особенно важны для младенцев и маленьких детей с психологической точки зрения. В это время имеются возможности для важнейших социальных взаимодействий и воспитания, что включает купание, успокаивание в случае боли или тревог, ритуалы отхода ко сну, а также успокаивание посреди ночи. Эти повседневные действия способствуют установлению и поддержанию доверия и уверенности ребенка в воспитателях, при этом углубляя и укрепляя отношения привязанности.

Из своего опыта игр с воспитателем, утешения, которое младенец получает от воспитателя, когда он расстроен, младенец учится важнейшим урокам взаимности, действенности и доверия. В частности, младенец узнает, что социальные партнеры, взаимодействуя, соблюдают очередность (взаимность), он узнает, что он может повлиять на поведение других людей (действенность) последовательным и предсказуемым образом («когда я плачу, я заставляю ее/его подойти и взять меня на руки»), а также он узнает, что он может полагаться на конкретных людей (обычно это родители) - что они отреагируют на его сигналы и нужды (доверие). Все эти уроки играют важную роль в социальном развитии, а уроки доверия особенно важны в процессе формирования привязанности.

  • Последовательная и чуткая забота о ребенке помогает выстроить взаимное доверие у воспитателей и младенцев.
  • Для воспитателей важно установить чуткие взаимоотношения с детьми в деятельности разного типа - во время таких повседневных занятий, как кормление, уход и успокаивание, а также отход ко сну.
  • Надежная привязанность к воспитателю готовит ребенка к позитивным взаимодействиям с другими людьми.

Надежная привязанность у детей связана с чуткой заботой, однако, чуткость - это не единственный важный фактор.

В фокусе внимания - раннее детство, Отношения привязанности, Качество заботы о детях младшего возраста.

Мартин Вудхед, Джон Оутс, редакторы серии, Милтон Кинс, Великобритания, Впервые опубликовано на русском языке в 2012 г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: