Христос разбивает оковы депрессии, освобождая нашу память от гнета старого греха.

В категориях: В здоровом теле,Возрастая в личной жизни,Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

грех

Напрасные сожаления

А после всех явился и мне, как (некоему) извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 1Кор. 15:8-10

В тот самый момент, как мы становимся христианами, мы становимся мишенью могущественных и изощреннейших нападений со стороны того, кто в Библии описывается как «князь, господствующий в воздухе», «дух, действующий ныне в сынах противления» (Еф 2:2), «князь мира сего» (Ин. 14:30; 16:11). Он называется «сатаной», «дьяволом». Его атаки психологически тонко рассчитаны и наиболее опасны тогда, когда он принимает вид «ангела света». В таких случаях он делает своим орудием какого-нибудь якобы друга церкви или человека, заинтересованного в Евангелии. Чтобы успешно отбивать его атаки, необходимо знать его методы, в данном случае — применительно к состоянию духовной депрессии.

Теперь пришло время поговорить о людях, которых неотступная память о прошлом делает калеками в настоящем. На этот раз речь пойдет не о тех, кого угнетает какой-то конкретный грех. Есть другая категория людей: они страдают от сознания того, что провели львиную долю своей жизни вне Царства. Они погружаются в депрессию, потому что растратили понапрасну так много времени и упустили столько возможностей творить добро и помогать людям. Они спрашивают себя: «Ну почему я был так глуп? Как я мог быть так слеп и медлителен?» Но теперь-то они уже все поняли. Казалось бы, надо радоваться. Так нет: теперь они одержимы мыслью «Если бы только.» Это их постоянное восклицание, неизбывное горе. Они полны напрасных сожалений.

Такое состояние очень широко распространено. Действительно, невозможно оглянуться назад и не пожалеть о чем-то. Христианская жизнь очень тонко сбалансирована, это одна из самых поразительных ее черт. Жизнь христианина как-то сравнили с ходьбой по лезвию ножа, когда в любой момент можно упасть в одну или другую сторону. И на протяжении всего нашего пути мы должны ясно видеть разграничительную линию. В данном случае необходимо четко осознавать различие между оправданным сожалением и совершенно недопустимым и неоправданным состоянием вечной удрученности и глубокого уныния.

Так каким же образом избежать уныния в данной ситуации? Прежде чем мы обратимся к какому- то конкретному отрывку из Священного Писания, давайте рассмотрим проблему в общих чертах. Существуют принципы здравого смысла и житейской мудрости. И если человек пребывает в таком состоянии, то самое время о них вспомнить. Некоторые христиане почему-то считают неправильным руководствоваться здравым смыслом. Они желают делать все и подходить ко всему исключительно с духовных позиций. Мне кажется, это сильно противоречит Писанию. Христианин ни в каком отношении не ниже неверующего; он всегда выше. Он отлично руководствуется в жизненных ситуациях здравым смыслом. И это правильно и оправдано. Если вы способны побеждать дьявола на этом уровне, побеждайте на этом — не важно, на каком уровне, важно, чтобы вы его побеждали. Иногда люди часами и чуть ли не днями напролет молятся по поводу какой-то проблемы. А между тем стоило бы им сделать то, что совершенно очевидно с точки зрения здравого смысла.

Всякий, кто находится в состоянии духовной депрессии (или помогает кому-то в этой беде), должен ясно осознать: быть несчастным в настоящем из-за прошлых ошибок и неудач означает попусту растрачивать время и силы. Это очевидно, прошлого все равно не вернешь и не изменишь. Можно СКОЛЬКО угодно сидеть, все глубже и глубже погружаясь в уныние. Можно истратить всю оставшуюся жизнь на бессмысленные сожаления. Но этим вы не измените абсолютно ничего в том, что уже сделали. Так говорит здравый смысл, и чтобы понять это, не требуется никаких особых христианских откровений. Весь мир это знает, почему же христианину надо быть глупее остальных? Почему бы нам не подходить к любой ситуации с позиций здравого смысла и житейской мудрости? Давайте четко сформулируем этот принцип: мы никогда не должны беспокоиться о том, на что уже не можем повлиять или чего не в состоянии изменить. Иначе мы будем пускать энергию на ветер. Если вы никоим образом не можете изменить ситуацию, прекратите думать 6 ней. Выбросьте ее из головы. Не сделав этого, вы позволите дьяволу вить из вас веревки. Расплывчатые бесполезные сожаления должны быть отброшены как неразумные. Не станем предаваться им!

Но давайте пойдем дальше и осознаем, что «внутреннее увязание» в прошлом способствует неудачам и в настоящем. Пока вы сидите, оплакивая прошлое и сожалея о несделанном, вы мешаете себе действовать в настоящем. Разве это христианство? Разумеется, нет. Христианство несравненно глубже здравого смысла и гораздо больше, но оно включает в себя и здравый смысл. «Ах, — скажете вы, — это я могу услышать и в миру». Чудесно! Если можете, услышьте и действуйте соответственно! Даже наш Господь сказал, что «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16:8). Он похвалил неверного управителя. И я делаю то же самое. Мир, смотрящий на эту проблему со своей колокольни житейской мудрости, в данном случае абсолютно прав.

И мой третий довод в пользу прекращения этого бессмысленного занятия: если вы сожалеете, что истратили понапрасну так много времени в прошлом, то почему бы вам не попытаться компенсировать эту потерю сегодня? Может быть, и удастся что-то наверстать. Это здравый смысл? Совершенно верно; именно так поступил Павел. Он говорит: «А после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор. 15:8). По сути, он говорит: «Я потратил зря массу времени, другие обогнали меня». Но он находит в себе силы догнать других и идти дальше. Он добавляет: «Я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).

Как Павел характеризует свое положение? С самого начала и до конца с Господом были остальные апостолы. Павел — нет. В буквальном смысле видел он лишь славу Господню на своем пути в Дамаск, о чем пишет: «А после всех явился и мне». Именно то, что он стал свидетелем явления воскресшего Христа, сделало его апостолом. Но духовное рождение носило какой-то не вполне естественный и запоздалый характер. Все это произошло как-то странно, да к тому же и «после всех». И об этом оставалось лишь сожалеть. Ему следовало бы пережить это гораздо раньше — все возможности у него имелись. Но он ненавидел Благую весть. Он искренне думал, что ему «должно много действовать против имени Иисуса Назорея» (Деян. 26:9). Он считал Иисуса богохульником и прилагал все усилия, чтобы истребить последователей Церкви. Поэтому он был вне ее, в то время как остальные уже находились внутри. Но хоть и «после всех», хоть и необычным путем, но он-таки вошел в нее. И как легко ему было бы провести остаток жизни в напрасных сожалениях. Павел говорит об этом: «А после всех явился и мне. Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15:3). Все это было чистой правдой, о которой он горько сожалел. Но он не позволил сожалениям парализовать себя; напротив, он радовался, что дивная благодать посетила его и, несмотря ни на что, привела его в лоно Церкви. Итак, с потрясающим рвением он вступает в новую жизнь. И хоть был он «последним из всех», однако, в каком-то смысле, стал первым.

Если вы христианин, то важно уже не то, кем вы были, а то, что вы представляете собой сейчас. Как трудно помнить об этом, когда дьявол нападает на нас. В такой ситуации мы должны говорить себе: «Имеет значение только то, что я представляю собой на данный момент. Каков я сейчас? Я прощен, примирен с Богом кровью Его Сына, умершего на Кресте. Я дитя Божье, усыновлен Им и принят в Его семью, я сонаследник Христу и иду к славе. Вот, что я есть сейчас». Если враг нападает на вас, заставляет без конца думать о прошлом, скажите ему: «То, что ты нашептываешь — чистая правда. Все это было. Но важно не то, каким я был, а то, каков я сейчас. И я „благодатию Божиею есть то, что есмь"» (1 Кор. 15:10).

Второй вывод звучит так: важно не то, когда вы вошли в Царство — рано ли, поздно ли; важно, что вы вошли в него. Прочтите главу 20 Евангелия от Матфея, где Иисус рассказывает притчу о работниках в винограднике. Некоторые из работников были наняты в последнюю очередь, только в одиннадцатом часу они вошли в виноградник. Но так или иначе, они в него вошли. Их всех взяли, приняли на работу и ввели внутрь. Обстоятельства обращения также не играют роли; важно то, что вы спасены. Если вы внутри Царства Божьего, радуйтесь этому и забудьте, что когда-то были снаружи.

Но нам не следует останавливаться на этом. Будем размышлять дальше. Данный конкретный «вид» духовной депрессии объясняется нездоровой и греховной озабоченностью человека своей драгоценной персоной. Надо быть суровыми с самими собой. Проблема, как и прежде, уходит своими корнями в «я». Люди все продолжают судить самих себя. А суд надо предоставить Богу. Они выглядят как будто смиренными и сокрушенными, но скромность эта ложная. На самом деле это не что иное, как эгоистическая озабоченность собой, «зацикленность» на себе. Прислушайтесь к словам Павла: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4:3-4). И мы как христиане должны предоставить суд о нас Богу; Он Судья, и вы не имеете права понапрасну тратить ни Его, ни свое время на самоосуждение. Забудьте о себе, предоставьте суд Ему; лучше займитесь делом. Кроме всего прочего, такое состояние — верный симптом все еще не изжитой склонности думать о том, что и сколько мы можем совершить. Вот человек такого типа приходит к нам. На вид — сама скромность. Ион говорит: «Если бы только я пришел раньше, как много работы я успел бы сделать». В каком-то смысле это верно,, но по сути — совершенно неверно и в высшей степени фальшиво. Притча нашего Господа о работниках в винограднике предназначена именно для того, чтобы опровергнуть этот довод.

Отчасти проблема этих людей объясняется еще тем, что они не усвоили одного из основополагающих принципов. Они не поняли, что надо отречься от себя, взять свой крест и следовать за Ним; забыть о себе, отдать себя, свое прошлое, настоящее и будущее в Его руки. Но отчего у них берется эта болезненная озабоченность собой? Оттого, что они мало озабочены Им. Истинные причины проблемы кроются в недостатке желания познать Его и Его пути так, как следовало бы. Если бы мы больше думали о Нем, то вскоре забыли бы о себе. Вы вступили в сферу духовной жизни. Так оторвите же наконец взор от себя и начните радоваться Ему. В чем разница между христианином и нехристианином? Когда на Христа, на Бога смотрит нехристианин, то на его глаза словно наброшена вуаль, которая мешает ему видеть. А как обстоят дела с христианином? Об этом мы читаем у Павла: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Христианин настолько захвачен образом Христа, что забывает о себе.

Таким образом, необходимо усвоить, что в Его Царстве важно не время служения, а наше отношение к Богу и наше желание угодить Ему. Бог не засчитывает длительность служения, как это делают люди. Его волнует, что происходит в сердце человека. Нас интересует продолжительность работы, мы подсчитываем, сколько мы успели за это время сделать. Подобно первым работникам в притче, мы заявляем, что сделали много, и похваляемся этим. А если мы принадлежим к числу тех, кто пришел позже, то тревожимся. Но Бог смотрит на работу иначе. Его интересует «лепта вдовы»: не количество денег, а сердце женщины. Для него важно не время, а отношение.

В Царстве Божьем вообще ничего не важно, кроме благодати Божьей. Его основание — это благодать. Да и все оно — одна благодать. В притче работники, пришедшие в конце дня, получают точно такую же оплату, что и пришедшие в начале. Господь словно старается внедрить в наше сознание сокровенную истину Царства, когда подчеркивает: «Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20:16). Нам надо оставить земной, плотской образ мыслей. Благодать стирает все человеческие различия. Поймите это и перестаньте смотреть на то, что вы сделали или не сделали. Хватит плакать над упущенными годами. Осознайте, что Его благодати достаточно, чтобы покрыть все это.

Может быть, я обращаюсь сейчас к кому-нибудь, кто провел целую жизнь вне Христа, в грехе и в миру. К человеку, который вступил в Царство в преклонном возрасте. Быть может, и он подвергся искушению, о котором мы здесь говорим. Если это так, то вот что я скажу вам: «Когда настал вечер жизни, не давайте отдыха руке вашей в этом дивном царстве благодати. Оно сверхъестественно. Оно выше всего земного. Может стлаться, что вдень Божьего Суда награда ваша будет гораздо больше, чем награда тех, кто спасся в юности». Какая дивная весть! Слово «молодость» стало в наши дни чуть ли не словом номер один. Но в Царстве Божьем вопрос о возрасте неуместен. И если кто-то делает на нем акцент, тотем самым идет против Писания. «Утром сей семя твое»; да, но с равной силой я скажу: и «вечером не давай отдыха руке твоей» (Екк. 11:6).

Вспомните также слова пророка Иоиля. Ему было послано великое видение и дарована способность понимания и толкования этого видения. Оно было о грядущем явлении Христа. Бог сказал устами пророка: «И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница» (Иоил. 2:25). Он обещал и Он может сделать это. Он говорит о растраченных впустую бесплодных годах, годах, пожранных саранчой, червями и всеми вообразимыми и невообразимыми вредителями. И Он обещает: «Я воздам вам за те годы, которые они пожирали». Если вы рассчитываете сами, своими руками и своими силами что-то возместить и исправить в своей жизни, то время — действительно, существенный, если не решающий, фактор. Но мы находимся в сфере вневременной. В один прекрасный год Он приходит и дает урожай, который в десять раз перекрывает все недороды прошлых лет. Таков характер нашего Господина, таков наш Спаситель, таков наш Господь. И поэтому я призываю вас: забудьте прошлое; радуйтесь, что по благодати Божьей стали тем, чем стали. Быть может, вам еще предстоит испытать величайшее в своей жизни удивление. Вы тогда обнаружите, что

даже в вашем случае сбывается пророчество о последних, которые становятся первыми, и прославите Бога за то, что находитесь в Его Царстве.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее.

Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: