Библейское историческое повествование как рассказ.

В категориях: Библия говорит,Возрастая в личной жизни,Обучение и навыки,Трудные места

биб1

Дэвид Ховард,

Обычно в книгах Библии историческое повествование стремится рассказать о событиях прошлого, делая это избирательно. В этом смысле оно передаёт рассказ. Это литература. И вот два популярных определения рассказа:

Пересказ события или серии событий, подлинных или вымышленных, отчёт или повествование.

Любое повествование, записанное, устное или мысленное, подлинное или воображаемое, о действиях во временной последовательности.

Обратите внимание, что идея «вымысла», «фиктивности», или, точнее, мысль о том, что рассказ повествует о том, чего не было, не является центром любого из данных определений. Лиланд Райкен утверждает, что «рассмотренная как целое, Библия передаёт рассказ, у которого есть начало, середина и конец. Библия – прежде всего – серия событий, перемежающихся с отрывками, поясняющими значение этих событий».

Приведённые определения рассказа сходны с определением истории Халперна. Оба предполагают некоторую связность и упорядоченность. Действительно, оба английских слова – «story» и «history» – происходят от греческого и латинского слова historia. Однако «history» более узкое слово, чем «story», так как оно допускает некоторую связь с фактами или событиями. Рассказ может иметь такую связь, история – должна (по крайней мере, таким должно быть намерение).

Прочтение исторического повествования.

Мы всегда можем отметить чудесное разнообразие исторических повествований в Ветхом Завете и рассмотрели их как прозу, историю и литературу. Полезно напомнить об «изменчивости жанров», отмеченной многими учёными. Любой повествовательный текст может совпасть с несколькими жанрами и быть рассмотрен с данной перспективы. Возьмите, к примеру, историю о победе Деворы и Варака над хананеями в Суд. 4. В общих чертах это проза, конкретней – историческое сообщение о событиях в жизни Израиля, ещё точнее – сообщение о военной победе. В ней есть многие характеристики различных прозаических типов текстов, а также исторических повествований одновременно. Здесь присутствуют характеристики литературных произведений, даже художественной литературы (сюжет и становление персонажа, точка зрения, избирательность).

Мы приглашаем всех регулярно читать исторические повествования Ветхого Завета. Библеисты так часто расчленяли, дробили и анализировали библейские повествования, что оставшееся становилось расчленённым телом, а не живым организмом. Усердная работа по анализу текста на микроуровне – морфемы, слова, фразы, словосочетания, предложения – важна для правильного толкования. С другой стороны, также важен анализ критических вопросов, связанных с этими текстами. Тем не менее задача толкования не выполнена до тех пор, пока повествовательные тексты – или любые тексты – не проанализированы как связное целое на макроуровне предложений, параграфов, эпизодов, книг и за пределами книг. Когда эти макроуровни проанализированы – тексты прочитаны, а не просто «изучены», «расчленены», – тогда мы сможем понять их силу и смысл. Мы сможем увидеть как контуры леса, так и детали деревьев.

В конце концов, вот наилучший мотив прочтения Библии – понять откровение Бога для нас, изучить Его благой план искупления и научиться жить. Однако мы не сможем научиться этому, не научившись читать. Цель этой статьи: указать на Книгу и пробудить интерес читателя к ней. Но, по сути, эта Книга всего лишь указатель и путеводитель к Тому, кто намного более важен: Богу, раскрытому на её страницах.

Дэвид Ховард,

Введение в исторические книги Ветхого Завета,

Альманах БОГОМЫСЛИЕ, № 11, 2007.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: