Бывает ли несчастный христианин?

В категориях: Аналитика и комментарии,В здоровом теле,Возрастая в личной жизни,Социология, культурология, история

страх2

Депрессия побеждается верой в Христа.

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение. 2Тим.1:6.

Мы имеем дело со сложным случаем — так называемым несчастным христианином. И наша задача — поставить диагноз и назначить лечение. Слова «несчастный» и «христианин» в сущности абсолютно несовместимы. Тем не менее это словосочетание очень точно характеризует некоторых людей. Казалось бы, это абсолютно невозможно. Но как ни печально, это факт.

Некоторые представляют себе христианина человеком, постоянно напевающим и неизменно безмятежным. Поскольку они вообще отказывают духовной депрессии в праве на существование, то серьезно сомневаются в тех людях, которое стали ее жертвой. Они даже задаются вопросом — а христиане ли они вообще? Мы уже неоднократно убеждались, что Священное Писание значительно мягче и снисходительнее к этим нашим братьям и сестрам. В нем показано, что — да, можно быть верующим и испытывать тоску. Писание не оправдывает духовной депрессии, но признает ее существование. И всякий, кого заботят души других людей, пытается им помочь и применяет для лечения средства, предписанные Богом в Его Слове.

Дело в том, что мир судит о Боге и Господе Иисусе Христе, глядя на нас. Люди делают выводы на основании того, что видят. И их нельзя за это обвинять. Почему множество людей пребывает в наше время вне стен Церкви? Самая главная причина тому — состояние тех, кто находится внутри этих стен. Все периоды возрождения неизменно имели одно и то же начало: один человек, или целый ряд людей, внезапно пробуждаются к пониманию истинной христианской жизни. Мир за стенами Церкви взбудораживается и начинает обращать внимание на происходящее в ней. Обновление всегда начинается в Церкви. Вот почему состояние нас, верующих, так важно.

Теперь мы переходим к другой теме, очень тесно связанной с темой бесплодных сожалений о прошлом или тревоги и дурных предчувствий по поводу будущего. Речь пойдет о проблеме чувств в христианской жизни. Ничто так часто не вызывает духовную депрессию и подавленность, как проблемы, связанные с нашими чувствами. И это вполне естественно. Ведь человеческой природе изначально присуще стремление к счастью (хотя мне знакомы люди, которые, кажется, испытывают удовольствие от страданий: они как будто находят счастье в том, чтобы быть несчастными!)

Как служитель Церкви я всегда подчеркиваю приоритет ума и интеллекта во всем, что касается веры. Но я в равной мере готов подтвердить, что чувства также играют жизненно важную роль. Одна из величайших проблем — это неумение правильно управлять своими эмоциями. Происходит масса трагедий и несчастий просто потому, что люди не знают, как обращаться с собственными чувствами. Окончательным итогом духовного возрождения и рождения свыше является то, что мы обретаем способность устанавливать правильные отношения между разумом, чувством и волей.

Существует тесная взаимосвязь между нервностью и депрессией. Чаще всего в депрессии оказываются именно нервные люди. Я вновь подчеркиваю, что хоть мы и обратились и возродились духовно, однако фундаментальные свойства нашей личности не изменились. В христианской жизни есть проблемы, общие для нас всех, но есть также и проблемы, особые для каждого. Трудности, встающие перед людьми, не менее разнообразны, чем их дарования. «Сердце знает горе души своей» (Прит. 14:10). «Каждый понесет свое бремя» (Гал. 6:5). И человек, по природе склонный к болезненному самоуглублению и депрессии, должен постоянно иметь это в виду — ив особенности быть начеку, когда дело касается чувств.

Нужно со всей отчетливостью понимать, что опыт истинно христианской жизни непременно должен включать в себя чувства. Павел подчеркивает, что Евангелие Иисуса Христа столь велико и славно, что требует всего человека, а не просто какой-то его части (Рим. 6:17). Наши чувства, так же, как разум и воля, должны активно участвовать в принятии Благой Вести. Если ваши чувства ни разу не были затронуты, то рекомендую еще раз проверить, на правильном ли основании вы строите свой дом. Невозможно читать Новый Завет и с первого взгляда не заметить, что радость — это неотъемлемая часть христианской жизни. Удивительные вещи совершает с нами обращение. Оно вытаскивает нас из ужасающей ямы, ставит на прочное основание и вкладывает нам в уста новую песню. Оно затрагивает всего человека целиком. Задействуется ум, потому что человек постигает славные истины Евангелия; затем — сердце, а следом — и воля.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что мы не можем ни создавать чувства, ни распоряжаться ими по своей воле. Давайте прямо признаемся — мы не можем сами порождать внутри себя чувства. Конечно, можно начать горестно причитать и даже заставить глаза повлажнеть от слез, однако это совсем не обязательно свидетельствует об истинных чувствах. Существует ложная сентиментальность, весьма далекая от истинного чувства. Кроме того, в каком-то смысле, чем больше мы стараемся вызвать в себе какие-то чувства, тем более несчастными становимся.

Я убежден, что нет в нас ничего более зыбкого, изменчивого и колеблющегося, чем чувства. На наши чувства влияет множество факторов. Не только темперамент, но и физическое состояние воздействуют на нас. Факт вашего превращения в христианина вовсе не подразумевает, что вы тут же избавляетесь от особенностей своей психической и физической конституции и от изначально, от рождения, присущих вам склонностей. Мы часто изумляемся самим себе, просыпаясь утром в настроении, совершенно отличном от того, в котором пребывали накануне вечером. Мы в растерянности, не знаем, чем объяснить перемену. Вчера, ложась спать, мы предвкушали еще один славный день. И вот, пожалуйста, — проснулись в скверном й угнетенном настроении. Такие вот бесконтрольные переходы и составляют суть проблемы.

Хотелось бы подчеркнуть опасность такой подвластности своим чувствам. Темперамент — это дар от Бога. Он не сотворил даже двоих абсолютно идентичных людей. И эти различия между нами должны сохраняться. Однако нет ничего более ошибочного, чем позволять темпераменту властвовать над собой. Есть люди, считающие это достоинством. Они заявляют: «Я всегда говорю то, что думаю». Только задумайтесь, какой вред они наносят, когда, нисколько не сомневаясь в своем праве это делать, наступают на самые больные места других людей! Что, если все станут так поступать? Они говорят: «Такой уж я человек». В ответ им хочется сказать: «И зря! Надо меняться!» Это не означает, что они должны изменить свой темперамент: они и не могут этого сделать. Но они, безусловно, должны свой темперамент контролировать. С чувствами — точно такая же картина. Наши чувства так и норовят захватить над нами власть, и если мы не отдадим себе в этом ясного отчета, то можно не сомневаться — они-таки ее захватят. Именно это я имею в виду, когда говорю о настроениях и склонности к непредсказуемым их колебаниям. Существует реальная опасность стать марионеткой собственных настроений. Мы просыпаемся в дурном настроении и по инерции в нем и проводим день — пока не произойдет что-то, что приведет нас в нормальное состояние духа.

Существует еще одна опасность. Некоторые полагают, что если они не испытали каких-то чувств или не имеют опыта переживаний какого-то конкретного типа, то это означает, что они и не христиане вовсе. Это одна из наиболее распространенных проблем. Люди слышат, как окружающие свидетельствуют о неких удивительных чувствах, и думают: «Я никогда не переживал ничего подобного». Чувства очень важны, но если мы будем настаивать, что нельзя обойтись без какого-то определенного рода чувств, то станем жертвой дьявола. Мы будем пожизненно несчастными, хотя и не перестанем оставаться христианами.

Что по этому поводу говорит Писание? Во-первых, надо проверить, не объясняется ли отсутствие радостных чувств какой-то вполне конкретной и очевидной причиной. К примеру, если вы виновны в совершении греха, то несчастное состояние вполне естественно. «Путь беззаконных жесток» (Прит. 13:15). Если вы нарушаете Божьи законы и преступаете установленные Им правила, то нечего и ожидать, что вы будете сиять от счастья. Если вы полагаете, что можно действовать по своей собственной воле и поступать как душе угодно, то вы превратите свою христианскую жизнь в нечто весьма неприятное и жалкое. Скажем, вы совершаете поступок, который Святой Дух осуждает. Ваша совесть (орудие Святого Духа) немедленно даст вам об этом знать, и вы не будете счастливы. Отдайте себе отчет в своем грехе, признайтесь в нем. Покайтесь сразу, расскажите Богу все без утайки, и Он простит вас. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Если причина вашей подавленности — скрытый грех, то нет смысла искать другие причины. Позвольте Святому Духу говорить через вашу совесть. Если Он осуждает какой-то конкретный грех, избавьтесь от него, снимите с души тяжесть, и вам сразу станет легче.

Если же не грех является причиной депрессии, то избегайте чрезмерной сосредоточенности на своих переживаниях. Превыше всего, избегайте ужасной ошибки придавать им слишком большое значение. Иначе вы будете несчастны, поскольку не соблюдаете порядок, установленный Самим Богом. Что мы находим в Библии? Истину. Не эмоциональный стимул, не истории, чье основное предназначение — развеселить нас, внушить радостные чувства. Прежде всего в Библии содержится истина, а истина обращена к уму, величайшему дару Бога человеку. Сначала мы познаем истину и подчиняемся ей. И только потом наступает очередь чувств. Никогда не следует задаваться вопросом: «Что я чувствую по поводу этого?» Первый вопрос всегда должен быть: «Верю ли я этому? Принимаю ли я это? Овладело ли это моим вниманием и разумом?» Не проводите слишком много времени за прощупыванием собственного пульса, измерением духовной температуры или анализированием своих чувств.

Вообще, вся проблема в целом очень деликатна, и нередко принимает самые тонкие формы. К примеру: мы читаем жития святых и обнаруживаем, что все они подчеркивали важность самоанализа и исследования своего сердца. И уже тот факт, что они это делали, вызывает в нас желание (в данном случае вполне естественное) последовать их примеру. Когда святые писали о состоянии своего сердца, они руководствовались желанием помочь нам, их потомкам, не быть сухими интеллектуалами, которых заинтересуют лишь богословские споры, или моралистами, для которых Божье Слово — свод законов. Но всегда существует опасность, что, идя по стопам святых, мы сделаем из мухи наших чувств настоящего слона.

Далее, следует усвоить, что существует колоссальное различие между радостью в библейском понимании этого слова и тем ощущением довольства и комфорта, которое принято называть счастьем в современном мире. Священное Писание вновь и вновь совершенно ясно повелевает нам всегда радоваться. Вы не можете сделать себя счастливым, но радоваться вполне в ваших силах. Счастье и довольство — это что-то внутри нас, а радуемся мы «в Господе». Во 2-м Послании к Коринфянам Павел рисует перед нами четкую, ясную, и совершенно удивительную по контрастности красок, картину: «Мы отовсюду притесняемы (не думаю, что он чувствовал себя очень счастливым в этот момент), но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах (вряд ли и тут можно говорить о каком-то счастье), но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.» и так далее (2 Кор. 4:8-9. Нигде апостол не говорит о необходимости быть счастливым в плотском смысле этого слова; но на чем он упорно настаивает — так это на том, что мы всегда должны радоваться.

Но как же нам на практике выполнять эту заповедь радости? Павел советует Тимофею «возгревать дар Божий». Итак, встает практический вопрос: каким образом нам «возгревать» себя? Напоминайте себе об основных истинах. Напоминайте себе о том, кем и чём вы являетесь. Вы должны разговаривать сами с собой и при этом говорить: «Я не намерен быть рабом своих чувств. Настроения не будут властвовать надо мной». Это наставление красной нитью проходит и через Священное Писание.

Ваше и мое дело — не вызывать в себе те или иные чувства, а верить. Нигде в Писании не сказано, что мы спасаемся благодаря переживаниям; зато утверждается, что мы спасаемся верой. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься». Ни разу, нигде в Писании наши чувства не ставятся во главу угла. Я не в силах сделать себя счастливым, но я в состоянии напомнить себе о своей вере. Я могу обратиться к своей душе, как делает это псалмопевец в псалме 41: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога. Верь Богу, доверяй Ему, Это единственно правильный путь. А чувства пусть сами разбираются с собой. Не беспокойтесь из-за них. Уговаривайте, убеждайте себя; и хотя дьявол постарается внушить вам, что поскольку вы не чувствуете себя «как положено», то вы и не христианин, говорите: «Да, я действительно не чувствую ничего особенного. Но чувствую я или нет, а Писанию я верю. Я верю, что Божье Слово говорит правду, и этим успокою свою душу; и я буду верить, что бы ни случилось». Поставьте веру на первое место и крепко держитесь этого. Бывают времена, когда христианину приходится идти во мраке. Но он все равно продолжает двигаться вперед. В этот момент он может и не видеть лица Господня. Но он твердо знает, что Господь с ним, и продолжает идти.

Если вы хотите быть действительно счастливым и блаженным, то вот путь к этому. «Блаженны (т. е. истинно счастливы) алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6, — обратите внимание: именно правды, а не счастья). Перестаньте искать восторгов; ищите правду. Обратитесь к себе, к своим чувствам и скажите: «У меня нет времени беспокоиться из-за чувств, меня интересует кое-что другое. Я хочу быть счастливым, но еще больше я хочу быть праведным. Я хочу быть святым. Я хочу быть похожим на моего Господа и жить в этом мире так, как жил Он». Пусть единственной вашей целью, будет праведность и святость. И в той мере, в какой вы преуспеете в этом, вы и будете блаженны. Вы утолите духовный голод и жажду, а в придачу получите и счастье, которого так жаждете. Будете искать счастья — и никогда не найдете его. Ищите правды, и вы обнаружите, что Счастливы.

И, наконец, позвольте спросить вас: желаете ли вы познать наивысшую радость, испытать счастье, не поддающееся описанию? Если да, то для этого надо сделать только одно: обратиться прямо к Господу Иисусу Христу. Если ваши чувства угнетают вас, то не сидите, предаваясь жалости к себе, и не пытайтесь как-то «исправить» свои чувства. Идите прямо к Господу и найдите в Нем радость, счастье, мир, жизнь. — все. Противьтесь искушениям сатаны, который подстрекает вас выдвигать чувства на первый план, помещать их в центр жизни. Помещайте в центра жизни только Того, Кто имеет право там находиться, Господа славы. Ищите Его лица, и все остальное приложится вам.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: