Папская революция и правовые системы западной Европы.

В категориях: Аналитика и комментарии,Личность, обращенная к Богу,Общество, Церковь и власть,Социология, культурология, история

папа

Вячеслав Широнин.

Уже в ХII веке католическая церковь превратилась в обособленную корпорацию. Внутри нее было свое право, свои правила жизни, и церковь при этом занималась не только своими внутренними проблемами, но она имела право выносить суждения по многим вопросам, которые имели совсем не религиозный характер и не относились к внутрицерковной жизни. Это были не только религиозные дела и вопросы морали, но, например, сюда относилось договорное и наследственное право: поскольку договор основывался на клятве, а наследование — на выражении воли, то это были вопросы, которые подпадали под юрисдикцию церкви.

Была создана первая западная правовая система — каноническое право, право католической церкви. Но, определив свою сферу компетенции, отделив ее и не пустив чужих в эту сферу, церковь тем самым создала понятие светского государства. Нужно сказать, что понятие светского государства имеет то же самое происхождение, и появилось в тот же период — это как бы оборотная сторона Папской революции. Если византийский император был Божий помазанник и внешний епископ, который председательствовал на церковных соборах, — а, собственно, до этого времени и западный император так же участвовал в церковной жизни, — то после реформ это перестало быть его делом.

Но одновременно возникла идея правового государства. Короли стали тоже управлять на основе права. Это имело и чисто техническое удобство. Скажем, Вильгельм Завоеватель покорил Англию, и его потомкам надо было ею управлять — в отсутствие почты и телеграфа. Поначалу король писал письма-инструкции (writ, от латинского breve, краткий) какому-нибудь своему представителю: поезжай, посмотри: Джон у Питера отобрал поместье, поместье ты ему верни, а Джона накажи. Потом оказалось, что до всех этих дел руки не доходят, и тогда письма стали писать по-другому: вроде бы Джон у Питера отобрал поместье, ты пойди, разберись — если это действительно так, то тогда накажи по закону. Другой же представитель короля объезжал Англию и везде смотрел, все ли дела разбирались так, как велел король. В результате таких и аналогичных действий в Англии возникла правовая система — в том числе Common Law, общее право, — которая отличается от континентальной, но которая тоже сложилась под влиянием римского права. (Римское право — это логическая основа, на которой юристы учатся профессионально думать. На самом деле, римское право, которое вышло из рук глоссаторов в XI–XII веках, и римское право самих римлян — это разные вещи, и надо очень тщательно разбирать, каковы между ними различия. Как говорилось, их разделяет период в тысячу лет, в течение которого в Западной Европе римского права не было).

Феодальная система. Хотя феодальные отношения возникли раньше, начиная со времен Карла Великого, кристаллизовались они и стали осознанными именно в XI–XII веках. Манориальная система. Манор — это примерно то же, что и наше поместье, однако на Западе отношения были определены более четко. Если феодал получал землю, то он получал и право быть судьей: «Каждый барон суверен в своем баронстве». Связано это было в первую очередь с тем, что управление на Западе в гораздо большей степени было судом, а не отдачей приказов. По мере упрочения христианства отмирало рабство. В XI–XII веках повинности крестьян стали регулироваться значительно точнее. К XII веку все крестьяне в Западной Европе имели охраняемые законом права. Суд и управление осуществлялось курией, т. е. советом, в котором, как правило, председательствовал стюард (замещавший сеньора) и которая включала всех, «вплоть до последнего серва».

Города и гильдии. Они в большом количестве появлялись в этот период. Городское право часто основывалось на писаных хартиях, устанавливавших организацию управления и права. Это были дарованные грамоты, которые подписывал местный феодал, — кстати, как и для университетов. Там устанавливалось, что города имеют право делать, а что не имеют, и как они должны управляться, — это была писаная конституция. Города и гильдии были объединениями людей, которые клялись помогать и защищать друг друга. Конкурировать можно было с чужими, но внутри своего сообщества, конечно, конкуренция была нонсенсом. Города были коммунами, основанными на договорности отношений и личном участии. Гражданские права включали рациональную судебную процедуру и вынесение решения «равными». Горожане были свободны от феодальных повинностей.

Торговое право регулировало деятельность особого сословия людей (купцов) в особых местах (на ярмарках, рынках, в портах). Например, при Лейпцигской ярмарке были представители, которые разбирали споры.

Наконец, университет. Он был разновидностью гильдии и тоже имел хартию, которую выдавали хозяева данной земли или города. Так, Парижский университет был основан епископом, а Болонский - итальянской маркизой (специально для того, чтобы переманить туда известного юриста). В основу жизни университетов был положен принцип университетской свободы — право студентов и преподавателей обсуждать любые факты и мнения. Этот принцип в западных университетах существует до сих пор: полиция не имеет права входить на университетскую территорию.

Широнин В. М.

Очерк институционального развития современной Европы и России / Вячеслав Широнин : Препринт М-35/14. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 68 с. — (Серия препринтов; М-35/14; Центр исследований модернизации).

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: