Проповедники Евангелия периода ранних гонений.

В категориях: Наставь и научи,Слово Божье к человеку

пропов

Небиблейская история тоже может быть назидательной и полезной для подготовки современных проповедников к служению. История не является самоцелью в данной работе, поэтому исторические периоды приведены выборочно.

Проповедники гонимой Церкви (70 – 313 г.)

Об этих проповедниках, об их служении нам известно мало. Лучше всего, из этого исторического периода нам известны Апологеты и так называемые «Мужи апостольские», оставившие нам свои книги и послания. Канон Нового Завета не только не был четко определен в то время, но даже сами новозаветные книги в наиболее ранний период не получили повсеместного распространения и признания5. Из дошедших до нас источников мы можем увидеть, что проповедь заключалась в толковании Ветхого Завета с целью провозглашения божественности Христа (Псевдо Варнава), из призыва равняться на ветхозаветных праведников (Иустин, Второе Послание к Коринфянам Климента Римского).

Апостольские ученики продолжали традицию толкования Ветхого Завета, которую переняли от апостолов. В это же время вырабатываются и традиции христианского благочестия, которое должно превосходить благочестие иудеев и язычников.

Все-же церковная проповедь периода гонений была достаточно скудной. Благовествование совершалось «из уст в уста», Евангелие распространялось переезжающими с места на место с коммерческим интересом или гонимыми верующими, особенно сильным свидетельством, способным привлечь к серьезным размышлениям многих была мученическая смерть8, иногда сопровождающаяся устным свидетельством мученика. Римские власти преследовали за христианские убеждения только в том случае, когда подозреваемый «устами исповедовал» свою веру – лично признавал себя христианином и не соглашался отречься. И такие допросы часто были публичными, являясь настоящими (иногда масштабными) евангелизационными проповедями.

Так, например, один из древнейших мученических актов - «Мученичество Св. Поликарпа, епископа Смирнского» передает диалог между арестованным Поликарпом и проконсулом, проходивший на стадионе: «Проконсул настаивал и говорил: «Поклянись и я отпущу тебя; хули Христа». Но Поликарп отвечал: «Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, спасшего меня?»... Проконсул сказал: «У меня звери; им отдам тебя, если не переменишь мыслей». Поликарп отвечал: «Зови. Ибо у нас хороших мыслей не меняют на худые. Хорошо обращаться от зла к правде» Проконсул продолжал: «Если не боишься зверей, то я велю тебя сжечь, ежели не переменишь мыслей». Поликарп отвечал: «Ты грозишь огнем, который час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огонь будущего суда и вечной казни, который уготован нечестивым. Но что медлишь? Делай, что намерен».

Для современного проповедника общение с Богом, служение Ему должно быть реальностью. Потребность современного человека – услышать Слово Божие от того, кто послан на служение Живым Богом, и проповедник, чтобы быть услышанным, должен подтвердить это своей жизнью.

Отцы Церкви «Золотого века»

Золотой век Отцов Церкви считается многими веком расцвета проповеди. Эрл Кернс называет этот период «временем великих проповедников». Действительно, такие выдающиеся проповедники как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Амвросий Миланский и Августин принадлежат к этому историческому периоду. Проповедническое служение поднялось на новую ступень профессионализма, так как перечисленные, и многие другие проповедники того времени имели очень хорошее образование, их проповеди стали шедеврами словесного искусства, однако, этот же период признается многими как начало упадка проповедничества в Церкви, когда живое богослужение начинает подменяться мессами или литургиями - застывшим «спектаклем».

В последующий период проповеди звучали, но все меньше они опирались на Слово Божие и разъясняли его. В статье «История разъяснительной проповеди» приводится цитата Джеймса Филипа, который считал, что духовное образование средневековья практически уничтожило проповедничество как эффективное средство передачи Благой Вести.

Остановимся, теперь на участии перечисленных нами выдающихся проповедников в церковной поместной, общинной жизни. Прежде всего, необходимо признать, что это люди «большого масштаба» - Амвросий участвует в государственных переговорах, выкупает заложников, сталкивается с императорами. Вместе с тем, всенародно избранный, он является «отцом» христианского населения Милана - проповедует, утешает, когда власти осадили базилику, чтобы передать ее арианам - он в ней, вместе с паствой распевает гимны собственного сочинения.

Василия Великого, за организованную им широкую сеть благотворительных учреждений, А.В. Карташев называет «социальным активистом». Но наиболее выдающуюся социальную активность проявил Иоанн Златоуст - образцовый проповедник-толкователь Писания. Православный писатель, историк и экзегет Лопухин в предисловии к полному изданию творений Иоанна утверждает, что не проходило и недели без проповедей Златоуста в Антиохийской церкви, а в особых ситуациях он проповедовал и чаще. Так, после разгоревшегося в Антиохии стихийного бунта, все население ожидало карательной акции императора. В течение двадцати двух дней, ежедневно Златоуст утешал и назидал свою церковь. После проведенного расследования и ареста виновных Златоуст вступается за них прося к ним милости.

Популярность Златоуста как проповедника была столь велика, что, для того, чтобы поставить его архиепископом Константинополя, императорским чиновникам пришлось выкрасть его из города. Служение Златоуста в Константинополе, помимо проповеднической деятельности было насыщенно благотворительностью и борьбой с безнравственностью и роскошью. В числе этого Карташев перечисляет несколько основных пунктов: Он - «Приказал удалять из домов целибатных клириков их подозрительных «сестер». Потребовал от богатых диаконис и клириков скромной жизни и отказа от бросающейся в глаза роскоши. Из своего архиепископского жилища и его обстановки тоже изгнал барскую роскошь. Монахам запретил свободно гулять по городу».

Пример Иоанна Златоуста показывает, как пастырь может бороться с пороками общества, ставшими в этом обществе нормой. Сила его - в любви к своей церкви и в личном примере благочестивой жизни. Немало значила и убежденность, с которой Иоанн произносил свои шокирующие, но столь естественные для христианина требования.

Современный проповедник также должен быть «социальным активистом» побуждая церковь к участию в общественной жизни. Нынешнее общество ждет от Церкви такого участия.

Кайдалов Е. В.

Роль проповедника в современной церкви.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: