Хорошего ядерщика без религии не воспитаешь.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Возрастая в личной жизни,Личность, обращенная к Богу,Обучение и навыки

вера

Злата Савицкая.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) участвует в ведущих мировых рейтингах, таких как QS, THE, U.S. News & World Report и др. Об этом и о том, чем нынешний студент отличается от студента прежних поколений, Злата САВИЦКАЯ беседует с ректором Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаилом СТРИХАНОВЫМ.

– Михаил Николаевич, сегодня все стремятся попасть в зарубежные рейтинги. У многих получается. В том числе и у вас. Но вы выпускаете уникальных специалистов для обороны страны. И вдруг такая открытость миру. Выпускников же переманят. Уедут на Запад...

– Давайте посмотрим на эти процессы более пристально. Да, действительно, был многолетний период в истории новой России, когда многие ученые от безденежья и невозможности продолжать свои научные изыскания вынуждены были искать лучшей доли за рубежом. Но страна прошла этот период. И если сегодняшние выпускники едут на Запад или, что тоже важно, на Восток, то это совсем не означает их потерю для страны. Напротив. Практика последних пяти–семи лет убеждает в том, что наши ученые, получив за рубежом уникальный опыт участия в международных научных проектах, возвращаются, чтобы обосноваться в России, дающей сейчас принципиально иные возможности для реализации научного потенциала. Более того, и многие иностранные ученые стремятся в Россию. К примеру, в МИФИ уже созданы и успешно работают шесть лабораторий, которые возглавляют иностранные ученые мирового уровня.

Студенты и выпускники университета участвуют в совместных исследовательских программах, включая международные научно-исследовательские коллаборации в ведущих зарубежных и российских научно-образовательных центрах: ATLAS, ALIСE и CMS в CERN (Швейцария); FAIR, XFEL в DESY (Германия); ITER (Франция); PAMELA (Италия); STAR (США); T2K (Япония), ICECUBE (Италия) и других.

– Вы, как известно, не чужды религии. А зачем студенту-физику, на ваш взгляд, религия?

– На мой взгляд, тому есть несколько причин. Во-первых, традиционные в России конфессии, и прежде всего православие, как государствообразующая религия, несут в себе некий генетический код, который, благодаря историческому решению святого великого князя Владимира, более 1000 лет тому назад сформировал неповторимые, уникальные черты нации. Именно с этого момента мы сделали свой цивилизационный выбор. Наша российская общность – огромная ценность народа и государства. В отличие от Запада на Руси, в России, в Советском Союзе приоритетами всегда были не материальные блага, не потребительство, а духовное начало, понимание того, что есть нечто, что выше материального довольствия.

Во-вторых, нынешнее поколение молодежи, не зная истории, не испытав воздействия этих традиций, не осознает и не ощущает себя частью своего народа и своей великой страны. Через знание и понимание религии и духовных основ России происходит нацеленность на формирование у студентов творческого смыслополагания их жизни и дальнейшего труда.

Не секрет, что наука прошла путь от провозглашения примата знания над духовным началом (с эпохи Реформации) и неизбежного обожествления ее (науки) и научно-технического прогресса – к последующему разочарованию в их всемогуществе в конце ХХ века. Каждый важнейший этап величайших научных открытий (в силу того, что оказывались неточными, а то и неверными предыдущие достижения) усиливал это разочарование. В итоге человечество приходит к массовому увлечению оккультизмом, вплоть до откровенного сатанизма. Свидетельство тому и истории с НЛО, и феномен научной фантастики, и жанра фэнтези – современной формы оккультных верований. То есть позиции науки, стоящей на атеистических, примитивно-материалистических позициях, приводят именно к этой, сатанинской форме религиозности!

Настоящее научное познание не может ограничивать себя каким-то одним методом. В данном случае мощнейшим инструментом миропознания являются религия, богословие – которые вместе с наукой в ее традиционном понимании смогли бы создавать более адекватную многомерную картину понимания мира.

В-третьих, наука – это знание, нейтральное в духовно-нравственном отношении (не есть ни добро, ни зло), но способное превратиться во зло, мнимое знание, ведущее к разложению человеческой личности и к глобальной экологической катастрофе. Религия представляет собой совокупность нравственных, моральных ценностей. Если этими ценностями не будут руководствоваться ученые-физики, да и вообще ученые любой специальности, то результатом неизбежно станет катастрофа распада человечества и гибели окружающей среды.

Наконец, мы считаем, что наш вуз находится на передовых позициях воспитания молодого человека. Как недавно сказал святейший патриарх Кирилл, «технологический суверенитет России может быть обеспечен только при условии осознания нашим обществом себя частью всего русского мира в его историческом развитии, единства понимания, что главным препятствием для существования сильного и противостоящего всем внешним угрозам государства является отсутствие духовного, религиозного единства». Без этого фактора мы не сможем обеспечить ни технологический рост, ни полноценную защиту нашего государства.

Злата Савицкая.

Ректор МИФИ о новых абитуриентах, рейтингах и союзе религии и науке в университете.

НГ, 13.10.2015.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: