Богодухновенные принципы общего служения поклонения Церкви.

В категориях: Библия говорит,Комментарии,Личность, обращенная к Богу,Общество, Церковь и власть

прославлен

1 Коринфянам, 14 глава

Михаил Владимирович Шерин (бакалавр богословия, НББС) - старший пресвитер по Красноярскому краю и республике Тыва и пресвитер церкви в г. Красноярске. Также является членом совета попечителей НББС.

Проблемы с пониманием даров языка, пророчества и откровения заставляют многих избегать исследования 14 главы Первого Послания Коринфянам Апостола Павла. Хотя в этой главе, прежде всего, Апостол Павел дает наставление о проведении общего собрания общины верующих, из которого видны важные принципы поклонения.

При обсуждении данного текста мы постараемся опустить харизмато-полемические вопросы, чтобы не рассеивать наше внимание, а сосредоточиться на понимании Апостола Павла общего служения поклонения Церкви, чтобы увидеть богодухновенные принципы служения.

Экзегеза текста

Апостол Павел в 14:26 пишет ouv - «итак». Павел делает вывод из всего того, что он сказал выше в своем письме. Посмотрим, о чем он говорил.

С 3 стиха 14 главы он показывает важность общего собрания: назидание (oiKoSo^v), увещевание (napaK^noiv) и утешение (ка! napa^u0iav). Исходя из этой важности, Павел показывает в 4 стихе, что пророчество важнее в общем поклонении, чем говорение на языке. Павел подчеркивает особую важность назидания, он ставит его определяющим фактором оценки служения. Если церковь не назидается от какого-либо служения, то это не очень «хорошее» служение. О назидании Павел говорит в 4, 5, 12, 17, 19 (правда, здесь Павел употребляет другое слово - катпхею, «обучать, наставлять, поучать»). Наставление или назидание должно направляться на всю церковь, но Павел выделяет «простолюдина» (iSirarn;) в 16 стихе. Таким образом, Павел дает принцип, что при проведении общего собрания должно учитываться и назидание «простолюдинов», людей, которые, похоже, недавно пришли в Церковь.

Дальше он говорит о том, чтобы верующие разумно подходили к вопросу общего поклонения, а не как дети. В 25 стихе Павел показывает, что одна из целей общего богослужения, чтобы неверующие люди, пришедшие первый раз на собрание Христиан, признали присутствие Бога среди верующих. Разумность в организации общего собрания должна быть в том, чтобы ориентировать проведение собрания на неверующих.

Важно также заметить, что Павел показывает, что общее собрание церкви проводится для поклонения Богу. На собрании люди проводили разные служения для Бога: они пророчествовали, то есть говорили слова, которые Бог поручил им сказать людям. Павел говорит об откровении (anoKalu^i^), познании (yvraoi^), пророчестве (прoфnтe^a), учении (5i5ax^). Это служения, которые он проводил перед Богом для Церкви во время собрания. Пророчество также используется для обличения и осуждения неверующих Богом  . Молитвы, песнопения  , благословения (euloyera) и благодарение ^ХО^ОПО), произношение «аминь»   были общеизвестной практикой в ранней Церкви, по крайней мере, тех, которые были основаны Павлом.

Подводя итог рассуждениям о слове oi>v, можно отметить следующее. Павел говорит, что общее поклонение Церкви Богу через Иисуса Христа в различных формах должно учитывать, как минимум, интересы двух групп в общем собрании поместных церквей: верующих людей, для которых самое важное - назидание от служения других членов Церкви; и неверующих, для которых важно понимание происходящего в церкви и слышание Божьего слова, которое их судит и обличает.

Но рассматриваемый отрывок показывает нам также некоторые важные принципы, понимание которых поможет нам в организации современных богослужений.

Ti eonv   - «что это (оно) есть?» Павел задает вопрос перед тем, как начать говорить о применении принципа, который он изложил выше. "Отоу оотерхлобе - «когда вы сходитесь».

Слово «сходиться» встречается в этом послании 7 раз: 11:17, 18, 20, 33, 34; 14:23, 26. Как видно, пять раз в 11 главе и два раза в 14 главе. Каждый раз оно применяется к собранию верующих.

Этот принцип применим для собрания поместной церкви. Он должен применяться при любом собрании верующих. Павел обращает внимание верующих на их общее поклонение. Для многих церквей на определенном этапе роста возникает вопрос общего служения. Здесь Апостол Павел дает принципы общего служения Церкви. Похоже, что церковь в Коринфе пошла не по тому пути для того, чтобы Апостол, заметив эти неправильные тенденции в развитии этой церкви, дал правильные принципы, которые мы можем применять для правильного развития общего служения в современных церквах. Дальнейшие служения должны рассматриваться в контексте общего собрания верующих.

Идея всеобщности в служении.

Павел знает, что у каждого христианина есть что-то для служения в Церкви.

Павел, похоже, не случайно уделил этому внимание, потому что в церкви в Коринфе среди верующих определилась «духовная элита», которая могла участвовать в общем служении церкви, а остальные были только зрителями, то есть прихожанами, не участвовавшими активно в собрании.

Далее Павел приводит перечисление некоторых форм служения: псалом, учение, откровение, язык, толкование. Нельзя сказать, что это исчерпывающий список служений, которые могут иметь место в собрании. И всё же рассмотрим его.

Псалом (гр. уа^до;) относится к чтению, или, возможно, пению одного из псалмов Ветхого Завета, а также тех псалмов, которые укоренились в ранней Церкви  . Фраза sxsiv уаХдоу означает «иметь в сердце, спеть или декламировать песню».

Поучение имеет (гр. 5i5a%nv £Xei). Слово поучение, возможно, указывает на любимое учение одного из верующих или на милую его сердцу тему, о которой он говорил другим, объясняя и истолковывая свои мысли. Таким образом, учение не обязательно должно происходить непосредственно от Бога, как откровение. Учение возникает в результате анализа информации, данных, событий и т.д. Верующим было необходимо проанализировать все, что Бог открывал им.

Все эти служения сложно определить в одну группу. Но вполне возможно, что все они подразумевают проповедь Божьего слова. Ветхозаветные псалмы, христианские песни были носителями христианского учения. Учения, откровения, провозглашение на иностранном языке и его толкование - все это способы передачи Божьего Слова от Бога Церкви первого века. Отсюда видно, что в собрании верующих крайне важное место занимает проповедь Божьего Слова; одна из целей собрания проповедь и слышание Божьего Слова верующими друг для друга.

Современные литургические баталии ведутся, прежде всего, вокруг вопроса о предназначении богослужения. На что следует ориентировать службу - на то, чтобы наставлять тех, кто уже является членом церкви (и, надо полагать, верующим христианином), или же служение должно иметь цель привлечь «ищущих» и неверующих? Четырнадцатая глава 1-го Послания к Коринфянам отвечает на оба аспекта этого вопроса: богослужение должно назидать церковь и при этом как можно лучше отвечать целям евангелизации.

Эти две цели, духовно-нравственное укрепление верующих и благовестие «ищущим» и неверующим, не противоречат друг другу, но, напротив, находятся друг с другом в согласии. Павел семь раз в 14-й главе говорит о назидании церкви как о цели и критерии правильного христианского богослужения. При этом в 14:20-25 он касается вопроса о воздействии богослужения на человека «непосвященного» (iSirarn;, 14:16, 23-24) и «неверующего» (сшсто;, 14:22-24). Одно и то же богослужение назидает церковь, а также обращает ко Христу неверующих (14:24-25).

Богослужение, призванное духовно и нравственно укреплять молящихся, должно соответствовать библейским принципам, которые Павел изложит позже. В 14:26-39 обсуждаются такие темы, как благопристойность и чинность богослужения, а также то, что надлежит делать или не делать различным его участникам. В 14:33-28 Апостол говорит о роли женщины в общем богослужении и напоминает церкви о божественном повелении.

В связи с 26 стихом возникает ещё один непростой вопрос: можем ли мы считать всеобщность служения в первом веке, выраженную словом «каждый», признаком того, что это было особое время, когда Бог делал верующих носителями Его Слова, до того, как был передан канон Библии? Не прекратилась ли эта всеобщность после того, как Церковь получила законченное откровение? Хотя, возможно, причина такой всеобщности в служении заключалась в том, что верующие собирались в небольшие группы, домашние Церкви, где несложно было построить богослужение таким образом, чтобы каждый присутствующий мог участвовать в нём.

«Пусть все будет к назиданию!» - очень важный принцип. Павел дает его как повеление, что подчеркивает его важность, а также говорит о том, что он должен быть воспринят в послушании, так как естественное, неосознанное развитие служения в собрании идет вразрез с этим принципом. Этот принцип можно понять как проверку и ограничение.

Каждый христианин, имея служение в церкви, должен проверять его, созидает оно церковь или нет. Если же нет, то такое служение должно быть оставлено.

В свою очередь, назидание верующего происходит тогда, когда он понял провозглашенную истину, поверил ей, послушался ее и теперь способен применять ее на практике. От этой истины он вырос в вере, стал сильнее и совершеннее. Вырос в вере, потому что поверил еще одной «порции» истины о Боге. Стал сильнее, потому что теперь может поступать по вере и побеждать зло в ситуациях, в которых раньше поступал только на основании своего опыта и проигрывал. Он стал совершеннее, потому что изменился, приняв и поверив преображающей истине Божьего Слова, и потому что для принятия истины ему пришлось измениться, то есть раскаяться, признав, что раньше он поступал неправильно в неведении, и решил поступать правильно по истине, которую только что услышал.

Другие вопросы, связанные с богослужением, затронуты Павлом в 1 Кор. 14:26-40. Речь идёт о таких вопросах как порядок на богослужении, а также о том, что надлежит делать или не делать различным его участникам. В 14:33-38 Апостол говорит о роли женщины в общем богослужении и напоминает церкви о том, что это является Божественным повелением относительно служения пророков в Церкви.

1 Кор. 14:27—32. В стихах с 27-го по 32-й Павел приводит принципы порядка в служении. Сначала для тех, кто использовал дар языка, а потом для пророков.

С 27-го стиха Павел начал говорить «условным» языком, который можно представить так: «В случае если произойдет то-то, то пусть это будет так-то». Это говорит о том, что не обязательно в церкви на каждом собрании должны присутствовать все эти служения: язык, пророчество. Но в случае, если они возникают, то они должны быть применяемы согласно указанному принципу.

В общем поклонении необходима разумная составляющая. Об этом говорят повеления Павла, которые показывают, что если служение идет спонтанно, без понимания смысла служения, без разумной составляющей, то оно развивается в неправильном направлении. Поэтому Апостол наполняет эту часть послания многими повелениями: «изъясняй» (27), «молчи», «говори» (28), «пусть говорят», «пусть рассуждают» (29), «молчи» (30).

Особо хотелось бы обратить внимание на повеление «прочие пусть рассуждают» в ст. 29. SiaKpivffl (рассуждать, судить, осуждать, считать, полагать, делать вывод) чаще всего встречается в этом Послании. Действие рассуждения или суждения предполагает мыслительный процесс, при котором человек сравнивает видимое или слышимое с неким стандартом, эталоном. При соответствии дается положительная оценка, а при несоответствии сравниваемого с эталоном - отрицательная. Для выполнения этого действия, рассуждения, необходимо наличие этого стандарта. Для рассуждения над пророчеством или откровением от Бога необходим стандарт Божьего Слова. Можно предположить, что это Евангелие, то есть слушатели-христиане, присутствующие на собрании, при проповеди Божьего Слова должны оценивать слова проповедника, не противоречат ли они Благой Вести.

Если послание не противоречит Евангелию и поддерживает его, то его нужно принимать и жить по нему, если же оно противоречит, то его не нужно принимать. Но для этого нужно рассуждать! Получается, что при общем поклонении Бог требует от верующих осознанного присутствия. Здесь высвобождается способность человека мыслить, данная ему Богом. Примечательно, что Павел не написал, что «остальные пусть радуются», а именно «рассуждают». При общем поклонении от верующих необходимо осознанное присутствие. Необходимо рассуждать над тем, что провозглашается, чтобы информация не усваивалась неосознанно, на одних эмоциях. А чуть раньше Павел, оценивая практику говорения на незнакомом языке, побуждал Коринфян избегать однобокости в служении. Он побуждает их петь, молиться, благословлять не только духом, но и умом.

И далее Павел определяет, что послание Божьего Слова не должно производиться без участия сознания и воли не только слушающих, но и самого человека-глашатая.

Выводы

Исследовав 14 главу 1-го послания Коринфянам с целью вывести универсальные принципы по вопросу организации богослужения, мы приходим к следующим выводам:

1)       Богослужение должно быть понятным и доступным для присутствующих людей. Мы должны учитывать, что на богослужении могут находиться не только люди опытные (например, те, кто легко ориентируются в различных богословских вопросах или хорошо знают суть происходящего во время общего богослужения), но и люди непросвещённые, или как Павел называет их людьми несведущими (iSiM'un). При этом нужно не забывать и об ещё одной категории присутствующих - это неверующие люди, которые также должны слышать доступное Слово, которое могло бы их обличать.

2)       Любая часть богослужения должна служить созиданию, а не к разрушению общины. Это относится к обучению, равно как и к песнопению.

3)       Необходимо, чтобы богослужение происходило не стихийно, но имело определённый порядок. Вероятнее всего, устройством порядка должен заниматься ведущий (или ведущие) богослужения. В самом тексте Павел накладывает определённые запреты на неконтролируемый ход богослужения. Кто-то должен был исполнять его повеления в общине. Поэтому разумно предположить, что кто- либо из присутствующих на богослужении должен взять на себя роль ведущего.

4)       Прежде всего, видно, что Павел делает упор на то, что к общему собранию для поклонения Богу нужно подходить разумно. Разумно должны быть использованы дары и служения в Церкви. Разумно должно проповедоваться Божье Слово, разумно восприниматься. Хотя здесь необходимо сделать поправку, что Павел вовсе не отвергал эмоционального воздействия богослужения на участников. Он в равной мере отмечает необходимость как эмоционального переживания всего происходящего, так и разумного осознания происходящего. Принцип, который, кажется, удовлетворит всех, звучит так: «Чувственность в общем собрании должна быть под контролем разума».

5)       В богослужении нужно дать возможности каждому, кто имеет желание и послание от Бога, участвовать на нём. Видимо, легче всего этот принцип соблюдать в небольшой церкви, где участие многих, если не каждого, не превратит богослужение в слишком долгое и томительное для тела мероприятие. И всё же главное здесь - понять принцип. Во время богослужения не нужно искусственно создавать «эффект зрителя», когда лишь небольшая группа от общего числа собравшихся людей участвует в богослужении, остальные же являются сторонними наблюдателями.

М. В. Шерин.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012 .

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: