Короткие библейские истории об Иисусе.

В категориях: Библия говорит,Комментарии,Наставь и научи,Слово Божье к человеку

иис1

Юрген Ролофф.

Важное место в Библии занимают многочисленные короткие истории, в которых сообщается о каком-либо изречении Иисуса, причем это изречение заключается в нарративное обрамление.

Порой это может быть и какое-то насыщенное особым смыслом действие. При этом между изречением (или действием) и ситуацией существует непосредственная связь, состоящая в том, что ситуация создает условия для понимания слов Иисуса или придает им наглядность. Важно и понятно не изречение само по себе. Главное то, кто и с какой целью его произнес. Слова выходят за рамки их собственного содержания, они должны сообщить нечто о том, кем они сказаны. В эллинистической литературе этот жанр был весьма распространен. Особенно его любили кинические философы. Известен, например, анекдот о Диогене, ходившем с фонарем среди бела дня и объяснявшем, зачем он это делает, так: «Я ищу человека».  такие короткие сцены призваны показать, что говорящий обладает юмором и «не лезет за словом в карман», легко отвечает своим критикам, заставляет замолчать задающих дерзкие вопросы. В науке такие истории называют апофтегмами, или хриями, но слово «анекдот» для нас привычнее.

Приведем несколько кратких примеров.

Согласно Мк 2:3-7, Иисус ест «с мытарями и грешниками». Фарисей протестует против этого: «Как он может принимать грешников?» Иисус чувствует протест и отвечает на него: «Не здоровым нужен врач, а больным!» тем самым отвергается как ложное высказанное оппонентом мнение, будто Иисус ставит себя на одну доску с грешниками и тем одобряет их поведение. Речь идет о другом: Иисус определяет свое отношение к ним, и это отношение врача к больным, которым он помогает (грех понимается как болезнь).

В Мк 2:8 сл. фарисеи спрашивают Иисуса, почему Он не постится вместе со своими учениками, в отличие от Иоанна Крестителя и его учеников. Ответ Иисуса таков: «Сыны брачного чертога не могут поститься, пока с ними жених!» Сразу становится ясно, о чем идет речь: присутствие Иисуса означает близость Царства Божьего, а потому является временем праздника и радости.

В Мк 12:3-7 противники Иисуса задают ему тонкий и коварный вопрос: следует платить налоги или нет? если Он ответит «да», то проявит себя, как друг римлян, а если скажет «нет», то его можно будет очернить, как зелота. Иисус реагирует столь же неожиданно, сколь и неоднозначно: «Отдайте кесарю кесарево, а Богу Божье». Эти загадочные слова зовут к размышлению и указывают на то, что притязания кесаря несопоставимы с притязаниями Бога. Этим Иисус не только доказывает свое умение хорошо ответить на вопрос, но и придает заданному вопросу подобающий ему богословский уровень. В Мк 10 рассказывается: ученики хотят прогнать детей, которых приводят родители к Иисусу. Но Иисус благословляет детей и говорит о близости их к Царству Божьему. Это пример того, как в подобного рода сцене могут соединяться изречение и действие (благословение детей).

Основу таких сцен составляет всякий раз центральное высказывание Иисуса. В некоторых случаях к изречению, существовавшему сначала самостоятельно, возможно, было добавлено действие, служащее разъяснением сказанного. Но обычно можно думать, что изречение и структура сопровождающей его сцены сосуществовали в предании. Цель рассказа ясна: должен быть продемонстрирован авторитет Иисуса. Ссылка на Него, на его поведение и слова дается для обоснования собственного поведения и высказываний.

При этом нужно иметь в виду, что обоснование дается в двух важных контекстах, нашедших свое отражение и в традиции: оно бывает внутренним и внешним. Внутреннее обоснование имеет место в сценах, где к Иисусу с вопросами обращаются его ученики (например, Мк 10:3-6). такие беседы называют школьными. Их пересказывали для того, чтобы показать, какого поведения ожидает Иисус от своих учеников. Внешнее обоснование дается в сценах, где с Иисусом говорят его противники. Это беседы-споры. Их пересказывали тогда, когда нужно было защитить собственное поведение от внешних оппонентов путем ссылки на Иисуса. если учеников Иисуса спрашивали: «Почему вы платите подать императору?», можно было ответить: «Потому что так заповедал (с известными ограничениями) сам Иисус!»

Собрания таких рассказов-«анекдотов» стали составляться уже очень рано, поэтому, например, сборник бесед-споров в Мк 2: – 3:6 определенно старше, чем само евангелие от Марка.

Юрген Ролофф.

Введение в Новый Завет,

Пер. с нем. (Серия «Современная библеистика» — Bibliotheca Biblica). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011 — viii + 227 с. Издательство: ББИ, Серия: Современная библеистика, ISBN 978-5-89647-246-9; 2011 г.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: