Основные виды проповеди.

В категориях: Наставь и научи,Слово Божье к человеку

пропо

Кайдалов Е. В.

Проповедь-провозглашение

Для обозначения этого действия используется слово кприааы (керусо), которое Краткий греческо-русский словарь Нового Завета переводит как «Быть глашатаем, провозвестником, проповедником; возвещать, учить, проповедовать (Слово Божие)».30 В словаре Вейсмана приводятся еще возможные значения:  «приказывать,  прославлять и хвалить», там же можно увидеть и родственные слова: кприуца (керигма) - «объявление, приказание, проповедь» и кг|ри^ (керукс) - «глашатай, герольд, вестник, посол». Джон Стотт применительно к подобной проповеди уточняет, что «здесь речь идет о возвещении случившегося, а не объяснение отдельных выражений».

Это слово или его формы используется для обозначения проповеди, произносимой Христом: «И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (Мк 1:39, см. также Мф 4:23, Мф 9:35, Мк 1:14, Лк 4:44, 1Пет 3:19), так же проповеди тех людей, кому не было поручено проповедовать, однако они делали это активно, «с жаром» - это исцеленные Христом люди, например, в Мк 7:36 «И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали», (см. так же Мк 5:20). Так же проповедует «не красть» гипотетический иудей в Послании к Римлянам (Рим 2:22) и приносит «иное Евангелие», проповедуя «другого Иисуса» во Втором послании к Коринфянам (2Кор 11:4).

В Новом Завете проповедуют посланники Божии Иоанн Креститель (Мк 1:7, Деян 10:37), Филипп (Деян 8:5), Павел вместе с сотрудниками (Деян 9:20, Деян 19:13, 1Кор 9:27, 1Кор 15:11, 2 Кор 1:19, 1Фес 2:9). Последующие ученики также призываются проповедовать: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф 10:27). Павел завещает Тимофею: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4:2). Если на Земле умолкнет проповедь, то и вера угаснет: «Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим 10:14).

Можно выделить основные пункты апостольской проповеди:

1) «Провозглашение смерти, воскресения и прославления Иисуса, в Котором исполнились пророчества»;

2) «В результате вышесказанного - признание Иисуса Господом и Христом»;

3) «Призыв к покаянию и к принятию прощения грехов».

Таким образом, проповедь-керуссо - это проповедь со властью Пославшего проповедника на служение Господина. Проповедник должен ощущать свое высокое звание, авторитет Слова Божьего и важность той вести, которую он несет. На нем лежит ответственность, как донести весть определенным людям, примут они ее или нет, так и донести весть неповрежденной, помня, что Евангелие - не собственная его выдумка.

Проповедь-благовествование

В Новом Завете используется слово ЕиаууЕЩ,ш (евангелизо) - «благовествовать, приносить благую весть; проповедовать Евангелие».

Благовествуют нищие (Мф 11:5), благовествует ангел о предстоящем рождении Иоанна Крестителя (Лк 1:19), благовествует Иисус: нищим (Лк 4:18), городам - Царствие Божие (Лк 4:43, 8:1), дальним и близким (Еф 2:17), апостолы (Лк 9:6, Деян 8:25; 8:40; 14:7, Рим 15:20, 1 Кор 15:1, 2 Кор 10:16, 2 Кор 11:7, Еф 3:8) предыдущие поколения христиан (Евр 4:2, 4:6).

Этому слову свойствен особенно положительный, оптимистичный настрой, что кажется даже удивительным, учитывая количество негативной информации в его содержании - неотъемлемой частью благовествования является сообщение о греховности, вине всего человечества, и о смерти Иисуса за грехи. Но весть о воскресении Иисуса, весть о прощении грехов являются той победой, восприятие которой только усиливается приведенной ранее негативной информацией.

Проповедник Евангелия должен ощущать, что несет «Слово Жизни», способное освобождать людей, «отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18). Проповедь Евангелия является также поклонением, поскольку в этом служении воздается слава Богу.

Проповедь-свидетельство

В наше время, когда отсутствуют значительные гонения на верующих, проповедь-свидетельство - это проповедь посланника, пришедшего говорить о том, что сам видел и слышал, это проповедь о пережитом лично. Но и поскольку проповедник говорит о вечной жизни, даруемой Богом, если жизнь эта блаженная и желанная, то он должен быть готов подтвердить свои слова тем, что не будет чрезмерно дорожить жизнью земной, временной, будет готов пожертвовать ей за Евангелие.

Проповедь-научение

Само слово «научение» предполагает передачу информации - интеллектуальных знаний и практических навыков. Греческое слово, используемое для обозначения такого вида проповеди - SiSatfKco - «учить, наставлять, образовывать, советовать» Если провозглашение, благовествование и свидетельство несут некие знания о Боге и о спасении, то научение углубляет их. Научение дает человеку теоретические знания - базу для самостоятельных рассуждений - знания Библии и вероучения, основанного на Библии. Что же касается практики христианской жизни, то и здесь - не достаточно побудить христианина делать то или иное - его необходимо научить, как это делать, объяснить, привести примеры. Все это дает проповедь-научение.

Мф 4:23, Мк 1:21 Иисус учил в синагогах;

Мф 5:2 Иисус, отверзши уста Свои, учил (Нагорная проповедь);

Мф 11:1 Иисус перешел оттуда учить в города их;

Мф 28:20 Иисус заповедует ученикам идти и учить народы всему, что Он повелел им;

Мк 8:31, 9:31 Иисус начал учить учеников, что Ему должно умереть и воскреснуть;

Лк 4:31 Иисус учил в Капернауме;

Лк 11:1 Ученики просят Иисуса, чтобы Он научил их молиться;

Деян 15:1 Некоторые иудеи учили братьев, что спастись невозможно без обрезания;

Деян 15:35 Павел и Варнава учили и благовествовали слово Господне;

Деян 8:11 Павел остался в Коринфе и учил там слову Божьему;

Деян 21:21 Иудеи наслышались, что Павел учит отступлению от Моисея;

1 Кор 4:17 апостол Павел учит во всякой церкви;

Кол 3:16 мы должны научать друг друга псалмами и славословием;

2 Фес 2:15 Мы должны держаться предания, послания или слова, которому научены;

1 Тим 4:11 Павел говорит Тимофею, чтобы он учил свою церковь упованию на Бога, 1Тим 6:2 - учил рабов послушанию господам, в особенности господам христианам;

Евр 5:12 Некоторых еврейских христиан нужно снова учитьпервым началам Слова Божьего;

Евр 8:11 Цитата из Иоиля: "И не будет учить каждый ближнего своего..."

Мы видим огромную ценность для современной Церкви в проповедовании доктрины. Верующим необходимо четко представлять себе, во что же они верят, видеть богатство содержания своей веры, уметь дать ответ ересям, язычеству, оккультизму и атеизму. Библия должна быть для верующего не просто бессистемным сборником различных поучений и историй, а источником Божьей поддержки и руководства для разных жизненных ситуаций и различных духовных состояний. Но для того, чтобы доктрина приносила пользу в жизни общины, ее необходимо правильно преподать. Сказанное относится также и к заповедям – нормам христианской нравственности.

Несмотря на всю важность для церкви проповеди-научения, имеется также опасность свести все разнообразие и богатство проповеднического служения к одним лишь научениям. Проповедь, являющаяся только научением может оказаться наихудшим и вовсе бессмысленным научением будучи сухой незапоминающейся лекцией. Хэдон Робинсон цитирует А.У.Тоузера: «Нет ничего более скучного и бессмысленного, чем библейская доктрина, проповедуемая ради нее самой... Человек не станет лучшим от того, что он будет знать, что в начале Бог сотворил небо и землю... Человек не станет лучше также и от того, что будет знать, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, Который Своей смертью искупил человека. В аду находятся миллионы людей, которые это знают. Богословская истина остается бессмысленной до тех пор, пока ей не покоряются. Цель всех доктрин заключается в том, чтобы люди правильно жили». Хорошим научением проповедь может быть когда включает в себя также и другие виды проповеди -свидетельство, провозглашение, утешение. Научение должно быть ярким, доступным, практичным, оно не должно преподаваться в отрыве от Евангелия и личного опыта проповедника и слушателей».

Проповедь-увещевание (утешение)

Обращена прежде всего к внутреннему миру, к сердцу человека. Это эмоциональное воздействие, в котором очень нуждается современная Церковь. Слово, использованное для обозначения этого вида проповеди - паракалеы - «призывать, приглашать, поощрять, ободрять, увещевать, ... просить, утешать»:

Мф 26:53 "Или ты думаешь, что Я теперь не могу умолить Отца Моего..."

Лк 8:41 Иаир просил Иисуса войти к нему в дом;

Деян 8:31 Ефиоплянин просил Филиппа сесть к нему в повозку; ( -?)

Деян 20:1 Павел призвал учеников и дал им наставления;

Деян 28:23 Павел излагает учение о Царствии Божием;

1 Кор 1:10 Павел умоляет коринфян быть едиными;

1 Кор 16:15 Павел просит коринфян позаботиться о семействе Стефана;

2 Кор 2:8 Павел просит коринфян оказать любовь раскаявшемуся согрешившему брату;

2 Кор 5:20 Павел и другие посланники от имени Христова и Сам Бог увещевает через них;

2 Кор 6:1 Они также умоляют читателей о том, чтобы благодать Божия не тщетно была принята ими;

2 Кор 8:6 Павел просит Тита продолжить служение в Коринфе;

2 Кор 10:1 Он убеждает коринфян кротостью Христовой;

2 Кор 12:8 Павел трижды молил Господа об удалении "жала во плоти";

Еф 4:1 Павел умоляет ефесян поступать достойно христианского звания;

1 Фес 2:12 Павел с сотрудниками "просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога";

1 Фес 4:1 Они просят и умоляют фессалоникийцев преуспевать в угождении Богу;

1 Фес 5:14 Они умоляют братьев вразумлять бесчинных;

Фил 4:2 Он умоляет Еводию и Синтихию "мыслить то же о Господе";

Евр 10:25 Еврейские христиане призываются увещевать друг друга;

1 Тим 5:1 Тимофей должен увещевать старца как отца, а молодых - как братьев;

Тит 1:9 Епископ должен быть силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать;

Тит 2:6 Тит должен увещевать юношей быть целомудренными

Для понимания проповеди нам важно знать, что она должна быть настойчивой, как мы увидели это в 1 Фес 2:12.

Мак-Артур так определяет дар (служение) увещевания: «Дар увещевания подразумевает совет, ходатайство, ободрение, предостережение, укрепление и успокоение. Этот дар может проявляться в убеждении верующего отвернуться от греха или вредной привычки, а затем в том, чтобы дать этому человеку силы вести себя по-новому... Как и дар благотворения, увещание может проявляться в успокоении брата или сестры в Господе, которые переживают трудности или испытывают физические или эмоциональные страдания».

Кайдалов Е. В.,

«Роль проповедника в современной церкви».

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: