Наше служение: служение должно быть понятным для слушателей. 

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

служ

М. В. Шерин.

В служении христиан часто присутствует проблема преодоления культурных барьеров. Не секрет, что церковная культура отличается от светской культуры. И это отличие проявляется наиболее открыто и ярко во время богослужения.

Как пишет Рик Уоррен:

Когда люди впервые посещают нашу Церковь, и говорят, сидя на лавочке 17 века, слушая песни из 18, и инструмент 19 века (орган), проповедника, использующий язык начала 20, что мы не современны, то нас это почему-то удивляет.

Должно ли нас волновать то, как не принадлежащие Церкви люди реагируют на наше богослужение? И да, и нет. В Церкви всегда будет что-то, что вызовет дискомфорт в сердце у неверующих. Большинству из них придётся не по вкусу проповедь о грехе. Открытое обличение в неповиновении Божьему закону, в идолопоклонстве, в нарушении других заповедей - всё это может очень сильно не понравиться нашим неверующим посетителям.

Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3:20).

Но вместе с тем Павел, обличая Коринфян в использовании непонятного языка на богослужении, одним из пунктов в своей аргументации выбрал именно недоступность этого языка для людей неверующих (1 Кор. 1:23). Это должно стать одним из препятствий в использовании этого дара.

Служение Христа было успешным, в том числе и потому, что оно было понятным и контекстуализированным. Христос ходил среди людей, говорил на их языке, соблюдал их обычаи, пел их песни, посещал их общения и использовал обычные события жизни (Лук. 13:1-5), чтобы привлечь внимание людей к Своей вести. Однако Иисус это делал не компрометируя Свою миссию. В этом залог успеха контекстуализированного служения.

Но существует и опасность чрезмерной контекстуализации - в синкретизме и приспособлении не только формы, но и сущности христианства к местной культуре. Сюда относится включение взглядов и ценностей нехристианских религий в христианские учение, поклонение и этику, что тем самым приводит к синтезу христианства и других религий. Не только в странах третьего мира, где все еще сильно присутствие и влияние языческих религий, но и в западном мире искажение христианства местной культурой часто бывает очевидным. Однако эта опасность не оправдывает отказа от контекстуализации, ибо единственной альтернативой контекстуализации была бы неуместность.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: