Пасторы или пастыри.

В категориях: Библия говорит,Трудные места

пастор

Энтони Палма.

Эта статья представляет собой исследование новозаветного понятия “духовный пастырь” на примере Иисуса и того, насколько уместно его использование по отношению к руководителям Церкви. Пастыри упоминаются в Писании, начиная с Авеля (Быт. 4:2). Поэтому неудивительно, что Ветхий Завет часто описывает Бога как Пастыря [напр.: Пс. (22:1; 79:2); Ис. (40:11); Иер. (31:10); Иез. (34:1113)], а также вождей Его народа как пастырей (Иез. 34). Не требует доказательств то, что главная функция пастыря — пасти стадо и следить за его благополучием.

ИИСУС КАК СОВЕРШЕННЫЙ ПАСТЫРЬ.

Во времена Нового Завета положение пастуха не было так высоко почитаемо. Вот почему удивительно, что ангелы возвестили о рождении Иисуса бедным пастухам (Лук. 2:8–11). Но это верно, поскольку Мессия, Сын Давидов (царяпастуха), родился в Вифлееме, городе Давидовом [см. Иез. (34:23)]. Почти незаметно изображение Иисуса как Пастыря в рождественских рассказах. В цитате евангелиста Матфея из Книги Пророка Михея (5) Иисус назван тем, Кто “будет пасти (народ Божий) в силе Господней (5:4)”.

В первом и во втором случае Иисус изображен как Пастырь. Этот же глагол (поимаино) встречается три раза в книге Откровение применительно к Иисусу. Пародоксально, но Агнец “будет пасти их и водить их на живые источники вод” (7:17). “Он пасет их жезлом железным” (12:5; 19:15). Это понятие относится также к победителям (2:26,27).

Иисус говорит о Себе как о добром пастыре, который полагает жизнь свою за овец своих (хо поимен хо калос — Иоан. 10:11,14). В этой связи Его также можно назвать пораженным пастырем [Мтф. (26:31); ср. Зах. (13:7)]. В узком смысле только Иисус отдал жизнь Свою за овец. В более широком смысле имеется в виду, что каждый духовный пастырь должен жертвовать собой ради стада.

Далее Иисус назван великим (мегас) Пастырем стада (Евр. 13:20) и единым Пастырем [Иоан. (10:16); ср. Иез. (34:23; 37:24)]. Петр называл Его Пастыреначальником (аркипоимен — 1е Пет. 5:4).

Необычное сочетание терминов, когда Иисус назван Пастырем и Блюстителем (хо поимен каи епископос) душ (1е Пет. 2:25). Это выражение можно перевести как Блюститель-Пастырь. Слово епископос часто обозначает “епископ”, или “блюститель”. Дж. Келли в комментариях к Первому Посланию Петра предполагает, что епископ — значит “тот, кто проверяет, наблюдает, защищает”. Эти два термина имеют особое значение применительно к руководителям Церкви. И Павел, и Петр обращали особое внимание на аспект защиты, наблюдения в служении.

ПАВЕЛ И ПАСТЫРИ.

Среди даров руководства, которые вознесшийся Христос послал Церкви, Павел говорил о “пасторах и учителях (тоус поименас каи дидаскалус)” (Ефес. 4:11). Богословы продолжают спорить о том, имел ли Павел в виду два отдельных призвания, или же он говорил о чемто вроде “учителяпастора”. Несомненно, одна из основных обязанностей пастора — питать паству учением и разъяснением Слова Божьего. Вот почему пресвитер должен иметь отличительное качество: он должен быть “учителем (дидактикос)” [1е Тим. (3:2); 2е Тим. (2:24)]. Это древнегреческое слово можно также перевести и как “искусный в учении”, “умелый учитель”, “склонный к учению” и “уполномоченный, чтобы учить”.

Послание к Ефесянам (4:11) — это единственное место в Новом Завете, где слово “пастырь” обозначается древнегреческим словом поимен, хотя принято считать, что это определение взаимозаменяемо с определениями епископ (блюститель) — епископос и пресвитер — пресбутерос.

Все три понятия собраны вместе в случае, когда Павел обращался к верующим в Мелите. Они названы пресвитерами Церкви (Деян. 20:17). Павел сказал им, что Дух Святой поставил их блюстителями над стадом, которое они должны были пасти (ст. 28). Следует также отметить, что Павел увещевает этих мужей: “внимайте … всему стаду”. Эти слова напоминают нам, что Петр называет Иисуса Пастырем и Блюстителем наших душ (1е Пет. 2:25).

ПЕТР И ПАСТЫРИ

Беседа Иисуса с Петром (Иоан. 21:1517) достойна серьезного изучения. Однако я коснусь только тех моментов, которые относятся к нашей теме. Иисус повелел Петру пасти (боско — стихи 15,17 и поимаино — стих 16) агнцев (арниа — стих 15), или овец (стихи 16, 17). По моему мнению, различия в глаголах и существительных только стилистические. Я не думаю, что Иисус указывал Петру или нам на различия в каждой паре слов. Смысл этого повеления ясен: на Петра была возложена ответственность за благоденствие стада Господня.

Вероятно, Петр помнил об этой беседе, когда увещевал “пастырей” пасти (поимаино) “Божье стадо”, призывая делать это не по принуждению, а охотно, не для гнусной корысти и господства (1е Пет. 5:13). Некоторые из наилучших манускриптов включают (в стихе 2) причастие епископоунтес — глагольная форма от епископос, которое может быть переведено как “упражнение в надзоре” или “служение блюстителями”. Это противопоставление нечестивым учителям, которые, согласно Иуде, “утучняют (поимаино) себя” (стих 12) и попадут под Божье осуждение. Петр же указывал на “Пастыре-начальника”, Который вознаградит своих пастырей (1е Пет. 5:4).

Энтони Палма, доктор теологии, живет в Финиксе, штат Аризона.

Роберт Брандт.

Отличительные черты искренней и духовной проповеди.

Мир в Боге.ру 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: