Проповедник и его община.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

прповед

Кайдалов Е. В.

Может показаться удивительным, но в отношениях проповедника должно наблюдаться то же самое, что прежде говорилось о проповеднике и Библии: он должен знать, понимать и любить своих слушателей. Эти требования мы также отнесли в раздел «духовные аспекты взаимоотношений проповедника», потому что взаимоотношения, реализованные в соответствии с этими требованиями, открывают слушателям Христа и служат к их назиданию.

Проповедник должен знать своих слушателей.

Знать по именам. Помнить лица. Это располагает слушателей к проповеднику, вызывает доверие. «Одно из самых серьезных препятствий для роста церкви – это невнимание к людям» - говорит Рик Уоррен.

Знать ситуацию в семьях, в работе, для того, чтобы говорить, ориентируясь на ситуацию слушателей и их потребности. Только в этом случае проповедь интересна. Слушают проповедь молодые или пожилые люди? Они обеспеченные или бедные? Работают они, или преимущественно пенсионеры? Есть ли у них семьи, дети? Если есть семьи, верующие ли их родственники? - В зависимости от этого различаются духовные запросы и проблемы слушателей, о которых нужно говорить.

Очень важно понимать уровень образования слушателей, чтобы проповедник мог быть понятным и интересным для них.

Церковь может иметь большинство людей, относящихся к определенной группе, скажем, есть церкви, состоящие преимущественно из пожилых, малограмотных и малообеспеченных людей, члены семей которых - неверующие, и есть церкви, состоящие, в основном из молодых людей, студентов, не имеющих собственных семей или только вступивших в брак, не имеющих детей или с маленькими детьми.

Но более вероятно, что в церкви будут разные возрастные и социальные группы, и тогда задача проповедника - обращаться к одной, другой, третьей группе, чтобы достичь всех. Желательно в проповеди подчеркивать это обращение, тогда каждый человек будет чувствовать, что обращаются непосредственно к нему.

Проповедник должен понимать своих слушателей.

Сказанное выше о знании не исчерпывает понимания. Проповедник может прекрасно знать члена своей церкви, обстановку в его семье, на работе, и все-таки мы услышим от этого члена церкви: «он не понимает меня!». Система ценностей проповедника может отличаться от системы ценностей слушателя, образ жизни - его духовное служение -от мирской работы слушателя.

Психолог Крейг приводит пример бесполезной психотерапевтической беседы, когда молодому человеку, жалующемуся на свои страхи психотерапевт говорит: «просто выброси все эти глупости из своей головы и занимайся делом, будь мужчиной!» Такая консультация не способна избавить молодого человека от его страхов, и в той же самой мере малоэффективно просто обозначить понятия греха и праведности, только классифицировать какой-то конкретный поступок как грех. Человек будет думать: «проповеднику легко говорить об этом, но если бы он знал, в какой ситуации нахожусь я!»

Проповедник должен уметь вставать на точку зрения своего слушателя, войти в его положение, чтобы понять, как в этом положении найти выход. Слушатель должен чувствовать понимание в высшем смысле - как сопереживание. При таком понимании со стороны проповедника будет и понимание проповедника слушателем. В конечном счете, такое понимание со стороны проповедника наглядно может демонстрировать человеку, как его понимает Бог.

Проповедник должен любить своих слушателей

Поскольку Библия говорит прежде всего о Божьей любви, а задача проповедника – донести до людей библейскую истину, то получается, что проповедник должен донести до людей Божью любовь. Он должен полюбить своих слушателей уже не только для того, чтобы лично исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, но чтобы эффективно донести Божью весть, чтобы быть представителем Бога, говорить от Его лица.

Если проповеднику не интересны слушатели – они не воспримут информацию, которую он пришел им сказать, они или не поймут, или не запомнят то, что он говорит. Да и как сможет он готовиться к проповеди, изучать богословие, недосыпать, собирать и обрабатывать материал, умолять Бога о проповеди, в общем, жертвовать чем-то в своей жизни, если не любит тех, кому должен служить? Разве только если он «наемник, а не пастырь», по притче Христа (Ин 10:11-14).

Кайдалов Е. В.,

«Роль проповедника в современной церкви».

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: