Сакраментология как наука о Таинствах.

В категориях: Библия говорит,Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу,Трудные места

таинства1

Владимир Дегтярев.

Сакраментологией (от лат. sacramentum – «таинство») называется систематическое изучение природы церковных Таинств. Сакраментология – это богословская дисциплина, относящаяся к разделу догматики.

Традиционно сакраментология делится на общую (в центре ее внимания – проблема Таинств как таковых, их принципиальной структуры, происхождения и т.д.) и специальную (научно-богословское исследование конкретных Таинств). Ныне принятая методика преподавания сакраментологии подразумевает, что общий трактат о Таинствах должен предшествовать рассмотрению отдельных Таинств. Историческая же последовательность была скорее обратной. Вплоть до Средневековья предметом богословской рефлексии были лишь отдельные Таинства либо их группы, как, например,

Таинства христианского Посвящения (Крещение, Миропомазание, Евхаристия). Ситуация изменилась лишь когда было выработано общее понятие Таинства. С этих пор общая сакраментология стала теоретическим фундаментом размышлений о природе конкретных Таинств. Так и мы в нашем курсе начнем с обсуждения общих вопросов, способных пролить свет на проблематику Таинств как таковых, т.е. будем оставаться в рамках общей сакраментологии, в то время как более глубокое и полное ознакомление со спецификой конкретных Таинств станет темой наших последующих бесед.

Объективные трудности, связанные с восприятием Таинств современным человеком.

Если, как ныне полагают многие, христианство и Церковь переживают кризис, то это по-своему проявляется и в отношении к Таинствам. Ниже мы перечислим лишь некоторые проблемы, связанные с восприятием Таинств в наше время.

Слабая связь Таинств с реальной жизнью современного человека и ее реальными ситуациями.

Современный человек со своими надеждами и ожиданиями, беспокойством и тревогой, проблемами и трудностями не всегда в состоянии найти себя в литургии Таинств. Он не видит в ней ни понимания, ни попытки дать ответ на его реальные проблемы, ни возможности их решения. Литургия представляется в этом случае некой особой сферой рядом с реальной жизнью или над ней безотносительно к ее реальным потребностям. Причин такого положения может быть несколько.

Это и еще встречающийся рецидив поздне-схоластического подхода, когда полагают, что жизнь благодати необходима лишь для «спасения души» на «том свете», в то время как ее истинное назначение как раз обратное – приходить на помощь человеку в конкретных обстоятельствах его земной жизни.

Это и «непрозрачность» и «герметичность» самой сакраментальной символики для современного сознания, что связано как с тем, что некогда самоочевидные знаки и символы перестали быть таковыми в контексте современной культуры, так и с известной атрофией у современного человека способности жить в мире реальных символов и воспринимать этот мир, обеднением человеческой личности, связанным с утратой этого ее измерения.

Необходимо стремиться поэтому сделать вышеупомянутые знаки и символы более простыми и понятными либо же приблизить их современному человеку с помощью специальных объяснений, а с другой стороны – попытаться пробудить омертвевшие стороны души, помочь человеку заново обрести способность мыслить символами и выражать свой внутренний опыт, как и опыт общения с Богом в благодати, посредством символики.

Магическое и овеществленное понимание Таинств.

К сожалению, такое понимание доминирует в благочестии одних верных и мешает приступать к Таинствам другим. В Таинствах зачастую видят некие автоматически действующие «средства благодати», которую можно принимать как своего рода «материальную субстанцию», наподобие, скажем, лекарственного препарата. Тем актуальнее становится интерпретация Таинств как личной встречи с Богом через Иисуса Христа в общине верных.

Индивидуалистическое восприятие Таинств.

Долгое время в пастырской практике и в индивидуальном благочестии верных Таинства рассматривались, прежде всего, как средство Спасения отдельного человека, который их принимает, – нечто вроде лекарства, дарованного нам по милости Бога. Необходимо поэтому показать, что, совершая Таинства, мы имеем дело с чем-то большим, нежели Спасение индивидуальной души. Таинства, спасая конкретного человека, открывают путь Спасения всему творению, созидают общину Спасения и спасенных.

Историческая критика происхождения Таинств.

Начиная с Адольфа Гарнака (вторая половина XIX столетия), либерально-протестантская школа, опираясь на результаты фундаментальных исторических исследований, утверждает, будто Таинства не были установлены Иисусом Христом, а возникли в древней Церкви под влиянием языческих религиозных культов. Не отрицая всей серьезности проведенных исследований, следует все же дать критикам аргументированный ответ и показать истинное происхождение Таинств как специфической формы Богоприсутствия и актуализации Спасения.

Сакраментология призвана сформулировать свою позицию относительно всех вышеперечисленных проблем и трудностей.

Священнодействия Церкви: Таинства

Курс заочного христианского обучения. Институт философии, теологии и истории святого Фомы Католический Центр Духовного Развития ”ИНИГО”, Редактор Владимир Дегтярев, Новосибирск, 2008.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: