Иван Каргель – благовестник земли российской.

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая

каргель1

Помощь страдальцам.

Продолжение, начало см: gazetaprotestant.ru

Путешественники наряду с проповедью Евангелия выполняли еще одну благословенную деликатную задачу. Они тайно посещали ссыльных христиан, терпящих большие бедствия, и передавали им пожертвования. «Во время преследования за веру, когда штундистов разных толков ссылали в Закавказье и в Сибирь, доктор Бедекер доставлял ссыльным денежную помощь, которую получал либо от друзей из других стран, либо от состоятельных русских братьев и сестер. Доставка этих средств должна была происходить незаметно, чтобы не повредить самим ссыльным, а потому об этой широкой и столь благословенной помощи не знал почти никто, кроме самих дающих и каждого отдельного получателя. Приятно взглянуть на этих мужей Божьих, которые в тиши совершали великое дело, служа и помогая тем, которые за имя Христово несли поношение, тем, "которых весь мир не был достоин" (Евр. 11, 38).

Иван Вениаминович рассказывал, как иногда приходилось с помощью одного из ссыльных братьев подниматься поздним вечером в гору и, тихонько подкравшись к аулу, позвать в окошечко поселенного здесь штундиста. На робкий вопрос Иван Вениаминович только отвечал: "Свои" и, просунув руку в окно, передавал пожертвование удивленному брату. Никогда, пожалуй, страдальцу так и не удавалось узнать, от кого пришла помощь. Он знал одно, что помощь его "от Господа, сотворившего небо и землю". Только в вечности мы узнаем все, что было совершено этими носителями мира и любви к созиданию Церкви Христовой здесь на земле» (С. Ливен).

Боль разлуки

Каргеля, возвращавшегося из таких путешествий в Петербург, приходили слушать многие. Собрания были переполнены. Иван Вениаминович увлеченно рассказывал о победном шествии Евангелия по просторам России. Особенно внимательными слушателями, соскучившимися по дорогому мужу и отцу, были его жена и уже четверо подрастающих дочерей: Елена, Мария, Елизавета и Анна.

Иван Вениаминович продолжал труд, совершал поездки, планировал новые, и, чем дальше мы знакомимся с жизнью Каргеля, тем яснее видим его поразительную неутомимость, его ревность. Он жил пробуждением! Он жил Церковью! Он охотно принимал все тяготы служения.

Сердечно поддерживала, безропотно и смиренно провожала его в очередную поездку сотрудница в деле Божьем жена Анна Александровна. Но вот в одной из поездок Каргеля настигла горестная весть: от дифтерита умерла его любящая супруга. По воспоминаниям верующих это была «деятельная сестра, полная любви и добрых дел». Их жизнь проходила в частых разлуках. Не смогла она взглянуть на дорогого человека и на смертном одре...

Все это выглядит весьма трагично, если не учитывать славного грядущего воскресения всех детей Божьих, всех споспешников правде для вечного, радостного, возвышенного общения! Этой надеждой утешился скорбящий служитель, этой надеждой он утешал своих сироток, с этой надеждой пошел дальше по пути служения, по пути новых благословений, новых скорбей.

Иные стремления

Тем временем дело пробуждения в Петербурге продолжало развиваться. Богослужения проходили кроме дома княгини Ливен еще в нескольких местах. Видя большую нужду в пастырской работе, Каргель полностью принял на себя ответственность за церковь и уже постоянно руководил собраниями в салоне Н. Ф. Ливен. В то время начал проявлять заметную активность молодой христианин Иван Проханов, обладающий незаурядными способностями.

В 1903 году группа молодежи в общине Каргеля выразила некоторую неудовлетворенность недостаточностью, по их мнению, деятельности верующих. Вероятно, мощный всплеск революционных идей, потрясавший в то время Россию, затронул и этих молодых людей, жаждавших бурной деятельности. Каргель же, наоборот, как бы предвидя будущую трагическую судьбу церкви в России, усиленно старался утвердить уверовавших в истине и через обильные наставления привести их к жизни в духе.

В конце 1903 года часть молодежи вышла из церкви и стала собираться отдельно. Вскоре они обратились к недавно вернувшемуся из-за рубежа И. С. Проханову с просьбой взять на себя руководство их группой. Он же вынашивал более масштабные планы и на базе этой группы, к которой присоединились и другие верующие, основал объединение христианской молодежи, которое должно было осуществлять свою деятельность «в контакте с Петербургской общиной», т. е. с общиной Каргеля.

«Понемногу стало выясняться, что община, руководимая Каргелем, несколько отличается от общины Ивана Степановича Проханова. Брат Каргель старался главным образом углубить верующих в познании Господа и Его Слова, а брат Проханов призывал своих членов к деятельному участию в общинной жизни: он организовал союз молодежи, хор и прочее». (Из воспоминаний Софьи Ливен.)

Пророк не в чести

Каргель принимал активное участие на съездах баптистского, а позже и евангельского союзов. Судя по историческим записям, слово Каргеля отличалось трезвостью и обоснованностью Священным Писанием. В 1903 году Союз баптистов России направил Ивана Вениаминовича и проповедника Ф. П. Балихина на Европейскую конференцию баптистов в Берлине. В 1905 году И. В. Каргель участвовал в работе Всемирного конгресса баптистов в Лондоне.

Однако, принимая активное участие в подобных мероприятиях, он в то же время проявлял известную осторожность, был своего рода консерватором, то есть человеком, призывающим, в данном случае, вернуться к первоапостольским принципам домостроительства церкви. Возможно, этим и объясняется тот факт, что Каргель, имевший богатый опыт служения, все же редко избирался лидером на союзных съездах и вообще не избирался в руководящие органы на международных форумах.

Боль и благоухание

Служителю суждено было Высоким Провидением вкусить горечь еще одной разлуки. В 19-летнем возрасте умерла от болезни его младшая дочь Анна.

Иван Вениаминович глубоко переживал утрату и нашел отраду и утешение только в Слове Господнем и в служении Христу. Да, Божьи мысли выше мыслей наших, и пути Его выше путей наших (Ис. 55, 9).

Каргель все чаще брался за перо, и его литературным наследием до сих пор пользуется народ Божий. Прекрасные книги «Свет из тени будущих благ», «Христос — освящение наше», «Толкование Откровения» и другие являются результатом вдохновенного Святым Духом исследования Священного Писания и содержат глубокое назидание для читателя.

В литературной работе отцу помогали его дочери, знавшие, благодаря княгине Ливен, по нескольку иностранных языков. Сам Иван Вениаминович владел, кроме русского, английским, немецким, болгарским, финским и, возможно, другими языками.

Непосредственно после Октябрьской революции, когда верующие в России еще пользовались некоторой свободой духовной деятельности, была возможность устроить официальные библейские курсы. Таковые и были организованы в Ленинграде. На этих курсах в качестве педагога подвизался и брат Каргель. О содержании его лекций можно судить по книге «Толкование Откровения», в которой изложены 43 лекции, прочитанные курсантам. Особенностью наставлений Каргеля было то, что каждая поясняемая им истина Священного Писания связывалась с практикой, с повседневной жизнью христианина.

Злая накипь

В 20-х годах в обоих христианских союзах (евангельском и баптистском) начала разыгрываться невиданная трагедия, окончившаяся впоследствии прекращением деятельности союзов и величайшими страданиями народа Божьего. И, конечно, виной тому были вовсе не тяжелые обстоятельства того времени, не нападки окружающего мира и яростных недругов истины, ибо известно, что золото в горниле только очищается и в страданиях Господь становится ближе к Своему народу.

В то время, увлекшись новыми демократическими веяниями в обществе и широко обещанными свободами, церковные деятели обоих союзов — евангельского и баптистского — стали вовлекаться в социально-политические вопросы и даже допустили обсуждение и принятие решений и резолюций, не свойственных церкви и явно противоречащих Священному Писанию, истине и воле Божьей.

Вот что по этому поводу писал И. В. Каргель: «Какой ужасный переворот! Я с самого начала Евангельского движения знаю эту Церковь как невмешивающуюся в политику и недопускающую ее в свою среду. Как же это получилось?.. Как было больно душе видеть, так сказать, этих опьяненных, заблужденных! И как один Союз, так и другой решил то же самое.

Однако (как и нельзя ожидать иначе) власть очень решительно взяла этих «быков» за рога и на последних двух съездах показала, что такое их политика. И если вам еще никто не говорил, то при этом строго скажу, что весь грех, все зло, из-за чего страдает и болеет десять лет Евангельское дело, это то, что против воли Божьей на восьмом съезде Союз влез по уши в политику. Эта злая накипь не сходит с несчастного котла (Иез. 24, 6—12). И хотя по милости Божьей Он велел бить по рукам затеявших это дело, никто не вразумляется». (Из письма И. В. Каргеля Я. И. Жидкову.)

«Скитались... терпя недостатки»

В начале 20-х годов в некоторых областях России из-за засухи был голод. Особенно остро это ощущали жители Ленинграда и Москвы. И вот 70-летний старец Каргель, одинокий в своих взглядах, терпящий нужду, был вынужден переехать с дочерьми на Украину.

И. С. Проханов написал письмо в село Николаевку Сумской области с просьбой к верующим оказать помощь старцу и его семье. Церковь с радостью приняла уважаемого служителя. Со временем братья построили семье Каргель небольшой дом.

«И в старости плодовиты и сочны»

Однако в сознании мужа Божьего даже не задерживалась мысль об отдыхе, о забвении тревог и переживаний о церкви. До конца жизни Каргель был бодр и деятелен. Он еще бывал в Петербурге и преподавал на курсах в надежде, что хотя бы некоторые проникнутся духом Писания и смогут выбрать верный путь в непростых окружающих обстоятельствах.

Вестник Истины, 3/1997.

Продолжение следует.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: