Основные приемы разъяснения библейского текста.

В категориях: Библия говорит,Трудные места

библ2

Роберт Л. Томас.

Разъяснение текста характеризуется двумя основными моментами. Первый относится к объективности проповеди, а второй — к ее применимости.

Необходимость проверки

Подлинное разъяснение текста должно быть прежде всего индуктивным, то есть сам библейский отрывок должен содержать в себе все составляющие послания. «Мы неправильно делаем, когда берем текст и вкладываем в него свое послание»."' Кайзер умело подчеркивает первостепенную важность библейского текста по сравнению с сопутствующими моментами его организации и подачи индуктивным методом.

Мы не обвиняем тех пасторов-учителей, которые работают одни или почти без поддержки в поместных Церквях. Им не хватит часов в сутках, чтобы сделать все необходимое. Тем не менее, главная задача служения — питать овец Божьих — подтверждается во всем Его откровении. Не уделять ей первостепенного внимания непростительно, с точки зрения Библии.

Нам так не хватает... того, что надо иметь в виду в отношении к любой проповеди, претендующей на то, чтобы быть одновременно библейской и практической: она должна быть основана на честной экзегетике текста и быть близкой к нему... Пусть первым принципом считается то, что подготовка проповеди — это всегда движение от текста Писания, целью которого является провозглашение Слова таким образом, чтобы оно было услышало в своей важности и в связи с современной ситуацией, и ни на йоту не отходило от своего изначального содержания... Если в центре всего стоит текст Писания, основным требованием является мастерское владение еврейским, арамейским и греческим [если быть более реалистичным, постоянное совершенствование в них]... Процесс экзегетики непрост, она требует многих трудов, но результат этих усилий прекрасен, если изначальные требования высоки... Предварительные занятия... очень полезны и необходимы для надлежащей подготовки к исследованию библейского текста. Но наконец мы должны обратиться к самому тексту.

Приступая к нему, мы никогда не должны пренебрегать приоритетами, установленными Духом. Проповедник должен позволять Ему руководить своими богословскими концепциями и творческим подходом к гомилетике, а не наоборот.

Особое значение имеют стилистические, структурные и особенно грамматические и синтаксические черты данного текста.

Мы утверждаем, что языки оригинала помогают больше всего, когда мы разбираемся в синтаксисе и грамматике фраз, предложений, частей предложения... Серьезный толкователь должен овладеть основными принципами греческой и еврейской грамматики и синтаксиса... В основе экзегетики должен лежать серьезный синтаксический анализ, включающий в себя: (1) утверждение темы; (2) соответствие... между всеми предложениями, их частями и фразами в абзаце, относящемся к этой теме; (3) связь этого абзаца с другими. Без такого анализа результаты толкования не достигнут до слушателей... Снова и снова толкователь должен избегать опасности субъективных догадок, расстановки в тексте собственных акцентов, без учета стилистических, грамматических или риторических указаний, которые являются авторитетными для выделения принципов текста... Цель... — это позволить Писанию играть основную, если не единственную роль в определении формы и логической последовательности. Верующие должны почувствовать желание самостоятельно перечитать библейский текст, после того как услышат послание. Даже если они не запомнят схемы (а скорее всего, они не запомнят — увы), Слово Писания будет по-прежнему говорить с ними, потому что строение и форма текста помогли им найти Бога.

Принимая во внимание богодухновенные особенности фрагмента,382 надо сделать все, чтобы защитить «свободу слова» текста. Голос текста должен заглушаться нигде — ни в заголовке проповеди, ни в ее вступлении, предпосылках, основной части и заключении.

Важнее всего, чтобы основную часть проповеди составляли объективные данные библейского текста. Текст, с его грамматическими и синтаксическими явлениями, должен лежать на поверхности и проявляться в строении проповеди. Индуктивная методика для этого совершенно необходима, так как схема проповеди должна постепенно передавать движение мысли Духа.

Необходимость динамики

Не нарушая первоначального намерения или намерений автора текста, его надо подавать так, чтобы он мог быть применен в современной жизни. Пусть текст будет живым! Короче говоря, «преподносите предложения, аргументы, рассказы и примеры автора как вневременные непреходящие истины, делая особый акцент на применении этих истин к насущным нуждам Церкви». Этому нелегко научиться, но этого можно добиться (воспринять и развить) на основании опыта и практики. Этот «навык» должен созревать по мере того, как богословские познания проповедника и его взгляд на жизненные ситуации с точки зрения Писания становится все более глубоким.

Мак-Артур-младший, Джон.

 Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: