Какой бывает богословская проповедь.

В категориях: Наставь и научи,Слово Божье к человеку

проповедь1

Дэвид К. Дъюэл

Богословская разъяснительная проповедь очень близка к собственно тематической. Большей частью принципы, относящиеся к первой, относятся и к последней. Тем не менее, есть еще несколько моментов, которые касаются непосредственно богословской проповеди и требуют отдельного объяснения.

Богословское наставление постепенно проявляется в разъяснительной проповеди, идущей от стиха к стиху, в кратких экскурсах, абзацах или предложениях. Однако для того чтобы добавить перспективу, расширить богословское понимание и дать общую оценку природе и характеру Бога, такое доктринальное учение требует иногда особого унифицированного внимания и проповеди, посвященной исключительно ему. Богословской проповедью часто пренебрегают из-за недостаточной подкованности пастора в богословии или его нежелания выделять время на ее подготовку. Но несмотря на то что такая проповедь требует усилий, она нужна. Она необходима для поддержания здоровья церкви.

Доктрина, то есть учение — основная забота пастора. Научить людей истине или освежить знания, которые у них уже есть, — самое доброе дело, какое может совершить проповедник. Факты и истины, относящиеся к рассказу Писания о грехе. Провидении и искуплении, образуют основу любой библейской проповеди. Но эти истины должны не просто возникать в наших проповедях произвольно и беспорядочно. Полное учение Писания по любой конкретной теме, собранное и систематически организованное, называется «доктриной» Библии по данной теме...; и в этом смысле мы должны проповедовать доктрины. Мы все считаем, что сам проповедник должен хорошо понимать доктрину; если это так важно, почему бы ему не научить собрание понимать ее?

Богословская проповедь не должна быть сухой. Бродас замечает, что «...все зависит от того, как она сделана. Сухой проповедник может превратить любую тему в сухую; иногда мы слышим скучные анекдоты и вялые призывы».  Однако богословские проповеди могут быть живыми, волнующими, если отражают ревность самого пастора по Богу, его стремление обнаружить сокрытые глубины Слова Божьего и проповедовать все наставление Бога. Нам нужна не богословская лекция, а личное, страстное свидетельство, из которого видно, что тема покорила сердце и жизнь пастора, а теперь стремится проникнуть и в самое сердце слушателей.

Проповедник должен быть осторожен и избегать изложения одной и той же, любимой доктрины. Надо объяснять все Слово Божье в его целостности, а не любимые фрагменты. Не надо избегать и тех доктрин, которые могут вызвать противодействие у аудитории. Им тоже надо учить.

Инструменты. Возможные темы богословских проповедей неисчерпаемы. Среди великих доктрин веры можно перечислить качества Бога, доктрину церкви. Святой Дух, безошибочность и достоверность Библии и ее передачи нам. Можно прочесть проповеди по каждой из ключевых тем док-тринального устава церкви и т. д.

Однако лучше всего основываться на самом Писании, то есть, по сути, написать свое собственное богословие. Ничто не может быть более вдохновляющим! Свежесть материала и удовольствие, которое вы получите, вознаградят вас больше, чем чтение богословских книг. Проведя самостоятельное исследование, можно обратиться к богословским книгам за подтверждением. Тщательная работа в этой области покажет вам, что само Писание открывает больше, чем можно извлечь из книг по богословию.

Мак-Артур-младший, Джон.

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», Переводчик О. А. Рыбакова. Редактор Г. В. Яковлева. 2001. — 364 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: