Стране нужны молодые педагоги, но платят им по-прежнему мало.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

студенты2

Ирина Ивойлова.

Педагогические специальности сегодня предлагают 167 вузов плюс колледжи. Ежегодно на рынок выходят около 100 тысяч учителей с высшим образованием и 40 тысяч со средним профобразованием. Больше всего педагогов выпускают учебные заведения Еврейского автономного округа (26 процентов), Челябинской области (18 процентов), Томской области (17 процентов).

Школам особенно нужны химики, физики, математики, преподаватели немецкого и французского языков.

Эксперты ВШЭ составили портрет современного учителя. Это женщина 54 лет, которая имеет общий стаж работы 21 год, при этом 15 лет проработала в одной школе.

По данным исследований и опросов ВШЭ, далеко не все выпускники вузов и колледжей готовы к самостоятельной работе, даже если и неплохо знают свой предмет. Проблема в том, что молодые педагоги не представляют себе внутришкольную жизнь, не умеют взаимодействовать с более старшими учителями, не могут найти общий язык с родителями, не знают, как провести классный час, собрание, как удержать дисциплину в классе.

- Растет поколение детей, которые дома говорят на родном языке. Знает учитель, как с ними работать? Общение в социальных сетях для учеников значит гораздо больше, чем нравоучительная беседа. Готов учитель сидеть в соцсетях? В школах появились новые стандарты. От схемы "прочитай, выучи, перескажи" надо перейти к схеме "сумей применять знания на практике". Педвузы научили учителя преподавать иначе? - обозначает "болевые точки" профессор Института образования ВШЭ Виктор Болотов.

В отличие от Финляндии в России пока нет тестирования учителей при приеме на работу. Они не сдают никакого экзамена на профпригодность, как в Германии. Более того, даже при приеме абитуриентов педвузы не хотят проводить испытание на профпригодность педагогов, хотя имеют на это право.

- Мы считаем, что педагогические компетенции можно дать в самом вузе, - считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

В этом вузе, кстати, работу находят более 97 процентов выпускников. Особенно востребована педагогическая магистратура, когда получать знания по педагогике приходят выпускники самых разных специальностей.

Некоторые эксперты предлагают увеличить время учебы в педагогическом бакалавриате с 4 до 5 лет. Такое мнение прозвучало на Общественном совете при минобрнауки. Закон это позволяет. Если выяснится, что будущим учителям мало времени на изучение того, что от них сегодня требуется, им придется дольше учиться.

Между тем

Минобрнауки до конца 2016 года запустит мониторинг эффективности колледжей и техникумов. Его модель уже прошла пилотную апробацию. Сформированы критерии и показатели. Будут обязательно учитываться трудоустройство выпускников и соответствие профессиональных умений студентов современным требованиям. В том числе результаты участия в национальных чемпионатах профессионального мастерства, включая "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). Мониторинг будет учитывать кадровый потенциал, инфраструктуру, финансовые ресурсы колледжей и техникумов. Результаты будут размещены в Интернете.

Ирина Ивойлова.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6900 (32), 15.02.2016.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: