Две системные проблемы российских вузов: взгляд из США

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

вуз1

Эдвард Кроули, президент-основатель Сколковского института науки и технологий

В моем списке проблем одно из первых мест занимает недостаток финансирования. Какой показатель ни возьми для сравнения, он продемонстрирует систематическую нехватку средств в вузах. Если сравнить жалование российских университетских профессоров и их зарубежных коллег, то россияне в лучшем случае окажутся в самой нижней части шкалы. Но и здесь все тоже не так просто: среди профессоров нет глупых людей, поэтому они находят дополнительный заработок, например, ведут дополнительные курсы в самом университете или за его пределами. Однако это отвлекает их от прямых обязанностей, то есть от проведения исследований и обучения студентов по основной программе.

Итак, первой проблемой я бы назвал систематическую нехватку финансирования, которая тесно связана с проблемой переизбытка университетов. Большинство стран имеет всего один крупный университет на миллион жителей. В России же проживает 147 млн человек, а университетов насчитывается от 400 до 600, в зависимости от критериев подсчета. Таким образом, количество российских университетов вдвое, а то и втрое превышает необходимое, что снижает качество их работы.

Я бы сказал, что вторая проблема — потребность в совершенствовании системы высшего образования в целом. Сейчас она представляет собой наследие советской эпохи, когда существовали качественные, но крайне узкоспециализированные вузы. Они имели тесные связи с соответствующими отраслями и были частью процесса государственного планирования. К примеру, в следующем году нам потребуется 72 инженера, обученных разработке систем контроля для ядерных реакторов. Соответственно, все университеты, специализирующиеся на ядерной энергетике, должны выпустить 72 специалиста по контрольным системам. Сегодня университетам приходится задумываться над тем, как подогнать их прежнюю специализацию под более общие современные требования, и параллельно они осознают, что предложение слишком велико. В одной только Москве существует десять очень сильных общенаучных и технических исследовательских университетов, но даже столице столько не нужно.

Та роль, которую университеты играли в Советском Союзе, утратила значимость в 90-е гг. ввиду отсутствия ресурсов. У российских вузов было всего около десятка лет, чтобы научиться реагировать на современные международные факторы, определяющие работу университетов. Это осложнялось еще и тем, что в советское время вузы занимали особое место. Там вырабатывали навыки, а не развивали новые идеи. Роль университетов в процессе обучения была не просто основной, а единственной, а их главной целью было направить студентов в специальные институты Академии наук и иные учреждения. В других странах считается нормальным объединять в рамках одного университета обучение и исследовательскую работу, но в России такой подход вызывает споры. В США, например, этой проблемы не существует, так как не существует и самих необразовательных исследовательских институтов. BeltLab, исследовательские центры United technology, GELab — всех их больше нет. Базовая исследовательская работа была перенесена в университеты.

Я полагаю, что для технических и научных университетов эта связь между обучением и исследованиями имеет фундаментальное значение. Поэтому я и работаю в Сколтехе. Я мало знаю об университетах в их традиционном понимании, поэтому могу комментировать лишь свой сегмент работы. Объединение обучения и исследований кажется мне важным не потому, что благодаря нему студенты становятся продуктивными исследователями, а потому, что в ходе обучения студенты перенимают особый тип мышления и технологии работы, которые могут затем применить у себя в организации. Важнейшая роль университетских исследований состоит в том, что студенты уносят полученные навыки с собой после выпуска. Однако если студент остается работать в университете, то и его исследовательские умения остаются с ним, и распространения знаний не происходит.

Вот в чем состоят системные проблемы, и, как мне кажется, все в России это понимают.

russiancouncil.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: