Метод изучения Библии при подготовке разъяснительной прооведи.

В категориях: Наставь и научи,Слово Божье к человеку

библия

Джон Мак-Артур-младший.

Тщательное и усердное изучение Библии — ключ к эффективной разъяснительной проповеди. Так как Библия — это священное Слово Бога, к ней надо относиться с уважением и не толковать ее небрежно или легкомысленно. Эффективный метод подготовки проповеди основан на общих правилах исследования Библии.

Автор разъяснительной проповеди должен тщательно изучать Библию. Так как Библия — это священное Слово Божье, к ней надо относиться с уважением, защищать ее чистоту, не искажать и не представлять превратно ее послания. К ней нельзя относиться легкомысленно и небрежно, но надо стремиться распознавать ее истины с великим вниманием и усердием. Как мы уже говорили (см. главу 2), представлению о безошибочности Библии влечет за собой обязанность разъяснять ее. А для подобающего разъяснения необходимо тщательное изучение.

Чтобы разъяснительная проповедь была плодотворной, надо приложить много усилий. Нет ничего важнее Слова, поэтому ни к чему не следует прилагать столько усилий и энергии, сколько проповедник должен потратить, чтобы «верно преподавать слово истины». Адаме так говорит об основной причине плохих проповедей:

В последние несколько лет я имел возможность слышать много проповедей: некоторые из них были очень хороши, некоторые так себе, а некоторые — очень плохи. В чем тут проблема? Конечно, проблема здесь не одна...Но есть одна вещь, в которой, наверное, и заключается проблема, о которой я буду говорить сегодня.

То, что я скажу вам, не поразит вас, как другие мои Труды, тем не менее, я считаю, что из этого проистекают все прочие проблемы. Я считаю, что хорошая проповедь требует большого труда. Слушая проповеди и разговаривая с сотнями проповедников, я убедился, что основная причина плохих проповедей — то, что проповедники тратят слишком мало времени и сил на их подготовку. Многие проповедники, — вероятно, большинство — просто мало работают над своими проповедями.

Многие современные поверхностные проповеди заставляют людей спрашивать, для чего разъяснителю необходимо вдаваться во все эти детали. Они хотят знать, почему я просто не перечисляю практические моменты и подходящие примеры на злобу дня. Если человек действительно верит, что Бог вдохновил каждое слово Писания, может ли он обращаться с ним подобным образом? Если Слово подобно мечу (Евр. 4:12), если это сила Божия ко спасению (Рим. 1:16) и святости (Ин. 17:17), как может человек больше доверять историям и остроумным выводам, чем Писанию? Пуританскому проповеднику Ричарду Роджерсу однажды сказали: «Мистер Роджерс, мне нравитесь вы и ваша компания, только вы слишком уж точны». «О да, — ответил Роджерс, — я служу точному Богу». Мы тоже служим точному Богу, и это требует от нас точности и аккуратности.

ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ

Чтобы ваша проповедь была точной, недостаточно усердно трудиться. Человек должен знать, как продуктивно исследовать Библию. Эффективность разъяснения Слова Божьего зависит от понимания трех основных принципов ее изучения.

Наблюдение

Наблюдение — первый шаг изучения Библии. Толкователь не должен поддаваться искушению тут же начать толковать особые элементы отрывка. Трайна определяет этот этап как прежде всего осознание... основная задача наблюдения — проникнуться особенностями отрывка, чтобы полностью осознавать их существование и необходимость их толкования. Наблюдение — это средство, с помощью которого данные отрывка становятся частью мышления исследователя. Оно дает исходный материал, над которым ум будет работать в процессе толкования.

Наблюдение включает общее рассмотрение терминов, структуры и литературной формы отрывка.

Наблюдение должно быть внимательным. Трайна приводит такую историю, чтобы показать, как необходима точность наблюдения:

Сэр Уильям Озлер, выдающийся врач, всегда старался внушить молодым студентам-медикам, как важно обращать внимание на детали. Говоря об этом в лекции перед группой студентов, он показал на бутылку, стоящую на столе. «В этой бутылке содержится образец для анализа, — сказал он. — Исследуя его, можно определить, от какой болезни страдает пациент». Подтверждая свои действия словами, он обмакнул палец в жидкость и затем засунул его в рот. «Теперь, — продолжил он, — я передам бутылку по кругу. Пусть каждый из вас попробует содержимое, как я, и скажет, может ли он поставить диагноз». Бутылку передавали по кругу, и все студенты обмакивали в нее палец и храбро пробовали его на вкус. Когда бутылка вернулась к Озлеру, он сказал:

«Господа, теперь вы понимаете, что я имел в виду, когда говорил о внимании к деталям. Если бы вы были внимательны, тогда бы вы заметили, что в бутылку я обмакнул указательный палец, а в рот клал — средний».

Наблюдение также должно быть систематическим. Мартин Лютер сравнивал изучение Библии со сбором яблок: «Сначала я трясу все дерево, и самые спелые плоды падают вниз. Затем я карабкаюсь на дерево и трясу каждую ветвь, потом — каждую маленькую ветку, а потом — заглядываю под каждый листок».

Наблюдение также должно быть тщательным. Проповедник должен тратить много времени на наблюдение. Не поддавайтесь искушению тут же окунуться в комментарии и прочие вспомогательные материалы.

Толкование

Рассмотрев в деталях разные части фрагмента, логически следующим шагом будет определение их значения. Этот процесс называется толкованием. При наблюдении вы отвечаете на вопрос: «О чем говорится в этом отрывке?» При толковании вы отвечаете на вопрос: «Что значит этот отрывок?»

Библию надо толковать буквально, стараясь понять ее значение, а не видеть в тексте то, что угодно вам. Правильное толкование следует правилам герменевтики и экзегетики и методам, итоги которых мы подвели ранее (главы 7 и 8). Это в значительной степени касается заполнения разрывов между временами авторов Библии и современностью. Существует по меньшей мере четыре таких разрыва.

  1. Языковой разрыв. Библия в оригинале была написана на еврейском, арамейском и греческом. Следовательно, чтобы правильно толковать ее, надо понимать эти языки. Исследования слов, такие как «Разъяснительный словарь слов Нового Завета» Вайна и «Новый международный словарь богословия Нового Завета» Колина Брауна (Colin Brown, The New International Dictionary of New Testament Theology), помогут тем, кто не знает греческого.436 «Разъяснительный словарь слов Нового Завета» Вайна и «Богословский словарь Ветхого Завета» Р. Лэрда Харриса (нумерация в котором соответствует Симфонии Стронга) будут полезны тем, кто не сведущ в еврейском и арамейском. Комментарии могут служить хорошими пособиями для изучения слов. Конечно, ничто из этого не может сравниться с исследованием текста в оригинале, если вы знаете греческий и/или еврейский.
  2. Культурный разрыв. Культурные условия, в которых писалась каждая из книг Библии, очень отличаются от условий двадцатого века. Чтобы правильно истолковать текст, надо понимать культуру того времени. Например, понимание Ветхого Завета требует знаний об иудаизме, языческой культуре, а понимание Евангелий — знаний о культуре Иудеи первого века. Для правильного понимания Посланий следует знать греко-римскую культуру первого века.

Книга «Жизнь и времена Мессии Иисуса» Альфреда Эдерсхейма, — прекрасный источник материала об иудейском обществе тех времен. «Серии ежедневного изучения Библии» Уильяма Баркли, хоть и не бесспорные с богословской точки зрения, очень полезны как источник информации о культурном контексте написания Евангелий и Посланий. К богословию Баркли надо во многом относиться с осторожностью, но он дает очень хороший обзор мировой культуры первого века.

  1. Географический разрыв. Знание географии библейских земель иногда необходимо, чтобы уловить суть отрывка. Например, в 1 Фее. 1:8 Павел пишет фессалоникийцам: «Ибо от вас понеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога». Удивительно то, что Павел покинул Фессалоники незадолго до написания 1 Фессалоникийцам. Каким образом свидетельство так быстро распространилось по окружающей территории? Изучение географии района показывает, что прямо через Фессалоники проходила одна из основных магистралей Римской империи, дорога Игнатия. Таким образом, путешествующие по дороге Игнатия могли быстро донести свидетельство фессалоникийцев в далекие концы.

Более полную библиографическую информацию см. выше, в главе 10 — «Инструменты изучения Библии для разъяснительной проповеди».

Для понимания библейской географии пригодится хороший библейский атлас, такой как «Библейский атлас Макмиллан» или «Историческая география библейских земель Виклифа.

  1. Исторический разрыв. Знание исторической обстановки, в которой происходят описанные в отрывке события, часто очень помогает понять его значение. Часто работа по исследованию исторического контекста становятся основным ключом к толкованию. Например, знание истории отношений Пилата с иудейскими вождями помогает понять, почему он уступил их требованиям распять Иисуса, хоть и провозгласил Его невиновным. Пилат уже сталкивался с иудеями по политическим вопросам, и они донесли на него цезарю. Пилат боялся, что еще одна жалоба императору приведет к серьезным неприятностям. Он не мог игнорировать их требования.

Библейские энциклопедии, такие как «Художественная библейская энциклопедия Зондерван» или «Библейская энциклопедия Бэйкер» содержат много полезных статей по разным интересным историческим вопросам. Будет полезна и «История Нового Завета» Ф. Ф. Брюса и «Библия с точки зрения истории» Вернера Келлера. Чтобы получить историческую информацию, можно также читать книги по библейской археологии.

Применение

За наблюдением и толкованием следует применение. Исследование Библии не завершено, пока обнаруженная истина не будет применена к жизненным ситуациям. При применении вы отвечаете на вопрос: «Что эта истина значит для меня?» По отношению к истинам, обнаруженным при изучении Библии, можно задать следующие вопросы.

  1. Есть ли здесь примеры, для подражания?
  2. Есть ли здесь заповеди для послушания?
  3. Есть ли здесь ошибки, которых надо избегать?
  4. Есть ли здесь грехи, о которых надо отказаться? i
  5. Есть ли здесь обещания, о выполнении которых можно просить?
  6. Есть ли здесь что-то новое о Боге?
  7. Есть ли здесь принципы, по которым надо жить?

Размышление

Размышление очень важный, последний этап процесса. Размышление предполагает сосредоточенность разума, воображения и чувств на одном предмете. Это естественный итог процесса исследования Библии. Сосредоточенное размышление об истинах Слова Божьего вплетает эти истины в ткань нашей жизни. Вероятно, Павел имел в виду именно этот процесс, когда наставлял Тимофея «питаться словами веры и добрым учением» (1 Тим. 4:6).

Хорошие навыки исследования Библии — та основа, на которой строится хорошая разъяснительная проповедь. Автор разъяснительной проповеди — это исследователь Библии по определению. Он тщательно толкует Писание, применяет обнаруженные истины в собственной жизни и затем провозглашает их собранию.

Мак-Артур-младший, Джон.

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», Переводчик О. А. Рыбакова. Редактор Г. В. Яковлева. 2001. — 364 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: