Путь к святости: люби Бога и ближнего, не делай зла.

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая

освяща

Можно ли быть праведным, лишь не делая зла?

П.М.

Во времена земного служения Христа в израильском обществе выделялась группа людей, горделиво обособлявших себя от остального народа. Это были фарисеи, люди, фанатично убежденные в том, что строгое соблюдение внешних форм закона делает их непорочными перед Богом.

ФАРИСЕИ. «КАКАЯ НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ?»

Не убеждали их в обратном ни трагическая история своего народа, ни римская оккупация, ни призывы пустынного пророка, ни буря греховных стремлений в собственном сердце. Наоборот, все это только более воспаляло их, делало их выю более упругой, сердце более упорным, душу более тщеславной. Силясь воцарить собственную праведность, они в безумной ревности прибавили к ветхозаветным «НЕ» множество своих запретов: НЕ омыв скамью, не садись; НЕ омыв чаши, кружки, котла, не пользуйся ими (Марк. 7, 4).

Заблуждающиеся законники думали, что это — высота святости. Их сердце, как и у древних (1 Кор. 10, 1—11), было направлено все к той же дороге смерти. Поэтому они видели только строгие запреты. Вся их религиозность выражалась одним большим «НЕ».

На страницах Евангелия описана беседа Христа с книжником (Матф. 22, 35—40). Искушая Господа, законник спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Книжник, вероятно, ожидал услышать ответ, начинающийся с хорошо известной ему частицы «НЕ». Однако Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего...»

Это уже не запрет! Это пламенный призыв к активной деятельности всего сердца, всего разума, всей воли, всей крепости, всех сил! Но огрубелым необрезанным сердцем фарисеи не могли узреть этой живой сердцевины Синайского откровения. Как раз это и не способно было постичь фарисейское богословие, а ведь Христос лишь повторил слова благословенного пастыря Израиля, Моисея, который уже приоткрыл слушателям эту жизненную тайну. Именно из его уст в прощальной речи к народу впервые в таком изложении прозвучала первая заповедь: «...Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6, 4—5). Но это фарисеи не поняли. В связи с чем Христос неоднократно говорил им: «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне...» (Иоан. 5, 46).

Евангелист Лука, передавая беседу Христа с законником (Лук. 10, 25—37), привел притчу о милосердном самарянине, которой Учитель объяснил, что значит любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Это повествование четко обозначает великое заблуждение богопоклонников, пытавшихся оправдать себя мертвой буквой закона и найти безопасное убежище в исполнении ветхих законнических «НЕ».

В несчастном, израненном разбойниками страдальце, еле теплилась жизнь, умирала надежда на спасение. Напрягая угасающий слух, он уловил звук приближающихся шагов. Радость сверкнула в туманном взоре. Страдалец не сомневался: кто-кто, а священник сжалится. Но увы! Умоляющий взгляд израненного скользнул по ризам знатока закона, по воскрилиям удаляющегося служителя храма и безнадежно опустился.

Так же тверд был шаг и прошедшего мимо левита. Посмотрите 20 главу книги Исход. Какое из законнических «НЕ» нарушили священник и левит? — Ни одного! Удаляясь от затихающих стонов, они, возможно, негодовали на разбойников, нарушивших сразу несколько заповедей: «НЕ убивай, НЕ кради, НЕ желай ничего, что у ближнего твоего». А они? Что они нарушили? В чем они виновны? О, как виновны! Их мрачное сердце никогда не было открыто для света любви. Оставив умирающего лежать на земле, эти бездушные законники соделали великий грех! Оставшись налегке, какую гнетущую тяжесть они взвалили на свою совесть! Вот так НЕ сделав ничего, сделали грех!

Итак, вновь перед нами вопрос: можно ли быть праведным, лишь НЕ делая зла?

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ЮНОША

Служение Христа подходило к концу, Он держал путь в Иерусалим. Все короче были Его остановки в селениях и городах. Вот Христос с учениками зашел в одно селение. Быстро сбежались дети, собрались взрослые. Вновь зазвучали глаголы жизни вечной.

В толпе слушателей оказался человек, для которого эта встреча со Христом стала решающей. Это был богатый юноша. Его ищущее, тоскующее сердце, словно пустынная почва, впитывало живую воду Евангелия. Не все до конца разумея, он все же понимал, что в словах Учителя — дух и жизнь. Беседа закончилась, Христос с учениками стал собираться в путь. Юноша, увидев это, подбежал к Иисусу, пал пред Ним на колени и произнес терзавший душу вопрос: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Марк. 10, 17).

Ответ Христа был подчеркнуто традиционный, давно знакомый юноше: «НЕ прелюбодействуй, НЕ убивай, НЕ кради, НЕ лжесвидетельствуй...» Почему Христос так ответил? Ведь такой совет мог дать любой законник! Это был, по сути, Ветхий Завет!

Думаю, Господь испытывал юношу, как испытывал веру женщины Хананеянки (Матф. 15, 22—28). Удовлетворен ли он праведностью по букве закона? Спокоен ли, исполнив все «НЕ»? «Все это сохранил я от юности моей», — пояснил юноша. Это было ошеломляющее признание! Представляю удивление на лицах иудеев, слушавших этот необычный диалог. «Так что же ему еще нужно?!» — мог воскликнуть в душе каждый.

Ответ молодого иудея приоткрывает нам его мятущееся, неспокойное сердце. Оно как бы взывает ко Христу: «Господи, я не нахожу покоя в этих "НЕ". Я томлюсь и тоскую, мне чего-то недостает. Прошу, подскажи, что ДЕЛАТЬ? Все "неделание" я исполнил».

«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим... приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мар. 10, 21). Это уже нечто иное! В этом ответе Христа уже не было ни одного «НЕ». Пойди, продай, раздай, приходи и следуй, — то есть ДЕЛАЙ! Посвящай жизнь Христу, совершай служение, к которому призовет тебя Господь! Это — вторая сторона святости. Это — Новый Завет.

В этих двух ответах Христа юноше, фактически, содержится краткое, сконцентрированное учение о святости, о ее практическом выражении в жизни христианина: будь чист от греха, побеждай грех и следуй за Христом, совершай порученное Богом служение. (Выражение «следуй за Мною» — не абстрактный призыв. Сам Христос отождествляет его с конкретным служением. См. Лук. 9, 59—60. В этом тексте Священного Писания повеление «следуй за Мною» равно «иди, благовествуй Царствие Божие». Следование за Христом должно выразиться в определенном служении.)

О, сколько в наших церквах подобных благочестивых, томящихся сердцем юношей! Сколько членов церкви с немалым стажем так и не определившихся в служении! Конечно, такие люди достойны сочувствия — как же не томиться сердцу, если в душе вакуум?! Как же не мучиться, когда жизнь — в неопределенности?! Как не упасть, пытаясь балансировать, как на лезвии ножа: «не делаю зла, но и не делаю добра»?!

Да приклонят ухо таковые к чудным словам Господним: «Возьмите иго Мое на себя... и НАЙДЕТЕ покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Иго любви — Божественная любовь, а если иго любви, значит, безусловно, иго служения.

Вестник истины, 1,1998.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: