Роботы уже сегодня – не механика, а интеллект.

В категориях: Без рубрики

робот2

Станислав Голь. Директор ООО КБ «Аврора»

Билл Гейтс считает, что через 10 лет роботы смогут видеть, слышать и двигаться, как люди. Для этого роботы должны научиться думать, уверен разработчик умных машин Станислав Голь.

Робототехника меняет свое направление. Это уже не станки с ЧПУ или то, что мы привыкли видеть на конвейерах по производству автомобилей: автоматизированная покраска, сварка, формовка деталей, штампы. Это все уже сложно называть роботами. Мы уже привыкли подразумевать, что у роботов должна быть некоторая интеллектуализация. То есть робот работает не по заранее созданной программе, и в случае отклонения внешней среды от каких-то заданных параметров просто ломается, а именно, что при отклонении робот принимает решение, мыслит.

Мы занимаемся автономным управлением наземными транспортными средствами. Это небольшой, но перспективный сектор. Здесь прогнозов тьма. Кто-то говорит, что уже через 5 лет на улицы выйдут роботы-автомобили, кто-то через 50. Но никто не задается уточнением, в каком виде они выйдут. Если смотреть на Google, Daimler, Nissan, Toyota, то можно сказать, что они уже ездят, но пока запрещено эксплуатировать эти автомобили вообще без водителя. Там все время сидит человек, который держит все под контролем. Можно ли это считать роботом-автомобилем? В каком-то варианте – да. Если мы семимильными шагами очень шустро подошли к такому уровню технологий, это не значит, что последнюю 1 сотую процента пути пройдем так же быстро. Скорее всего, мы на ней зависнем по той причине, что сейчас никто не выпустит робот-автомобиль на дороги общего пользования. Первый негативный случай – и сразу на технологию появится табу.

Мы, технари, сталкиваемся с колоссальным обсуждением будущего этой технологии в гуманитарной сфере. Социологи, психологи, философы сами строят себе умозрительные эксперименты: а посадили бы вы ребенка в робот-автомобиль, чтобы он самостоятельно доехал до детского садика и назад. Юристы очень любят спрашивать, кто будет платить штраф в случае ДТП. Экономисты считают, нельзя ли сделать дороги под роботов, а не роботов для дорог, надо ли встраивать в эти дороги всякие датчики, сенсоры, источники энергии и так далее. Идет большая дискуссия, и все в этом супе варятся. Если перенести на другую технологию, например, на телепортацию, то все обсуждают, какого цвета должен быть этот телепорт, какого дизайна, какая арочка, какие кнопки, но никто не говорит: «Ребят, а может быть, вы все-таки телепорт сделаете для начала?»

Понятно, что страна, которая освоит искусственный интеллект и войдет в 6-7-ой технологический уклад, будет править и задавать тон всему развитию, как это случилось с мобильными телефонами, интернетом, компьютерами. Россия во всех этих технологиях занимает даже не сотое место. Сейчас еще есть шанс прыгнуть, но почему-то все разговоры только вокруг слов Билла Гейтса.

Если говорить о прогнозах по нашей технологии на ближайшие 10 лет, то я думаю, что будут возможны роботы, как ассистенты, помощники водителю. Например, круиз-контроль с подруливанием, разбудить водителя, если он сходит с полосы, объезд или остановка перед внезапно возникшим препятствием, интеллектуальные фары, которые высвечивают сами опасные места во время движения, техническое зрение, позволяющее видеть ночью. Эти составляющие автопилота, конечно, будут внедряться в ближайшие 10 лет. Но автопилот мы сейчас внедряем на закрытых территориях, чтобы не было юридических проблем. Это межскладская логистика, аэропорты, сверхточное земледелие в сельском хозяйстве, карьерные разработки.

Мы – на земле, из окопа, конечно, вылезли на передовую, но сейчас здесь фокус интересов находится совсем в другом месте. Это скучные понятия, как, например, траекторное управление, понимание сцен с помощью технического зрения, работа автомобиля в дождь, снег, слякоть, ночью, в дыму, когда блики, засветка. Увеличение скорости движения автомобиля на каждые 5 километров в час – это просто революция, потому что чем больше скорость, тем лавинообразно усложняется интеллект самого робота. Это такие вещи, на которые простому потребителю новостей сложно ориентироваться. Но подогревать интерес в гуманитарной сфере, чем занимается Билл Гейтс, важно.

Россия еще влюблена в механику, она не наигралась во внешний вид: как руки у робота поднимаются, как он ходит и так далее. В Германии, Японии этот период уже прошли, и там основное – интеллект, программное обеспечение, которое будет знать, что делать этими руками. Все ждут прорыва, революции в математике, потому что любой цирковой медведь на одноколесном велосипеде демонстрирует гораздо больше, чем любой самый современный робот.

speakercom.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: