Святость Бога как залог нашего преображения в Славу Христа.

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая

святость

Джерри Бриджес,

Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят". 1 Петр. 1, 15-16

В христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия, обожение. Понятие святости связано с учением о спасении. Падший мир будет спасен и преображен в результате Второго пришествия Иисуса Христа, однако отдельные предметы и люди могут при помощи Божественной Благодати, понимаемой как нетварная энергия Бога, приобретать аспект преображенной, прославленной материальности будущего века уже в настоящую эпоху.

Святость – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.

Господь призвал к святой жизни каждого христианина. Всех без исключения. Его призыв направлен не только к пастырям, проповедникам, миссионерам и немногим преданным делу учителям воскресных школ. Каждый христианин любой национальности, будь он беден или богат, учен или малограмотен, влиятелен или совершенно безызвестен - призван к святости.

Этот призыв к святой жизни основан на святости Бога. Именно потому, что Бог свят, Он требует, чтобы и мы были святы. Многие христиане обладают так называемой культурной святостью. Они приспосабливаются к характеру и нормам поведения окружающих их христиан. Поскольку христианская культура вокруг них в большей или меньшей мере свята, то и они более или менее святы. Но Бог призывает нас быть похожими на Него, а не на окружающих христиан. Святость означает не что иное, как уподобление характеру Самого Бога.

Слово святость в Писании означает и величие Божье, и чистоту, и нравственное совершенство Его естества. Святость - это свойство Бога, то есть одна из неотъемлемых сторон Его сущности. Святость Бога так же неотъемлема от Него, как само Его существование, или мудрость, или всеведение. Как Он не может не знать, в чем заключена правда, так Он не может действовать иначе, чем праведно.

Сами по себе мы не всегда знаем, что верно и справедливо, и нередко мучимся вопросами, что можно, а чего нельзя делать. Конечно, Бог никогда не бывает в  таком затруднительном положении. Его совершенное знание исключает всякую неуверенность в том, что верно, а что нет.

Случается, однако, и так, что мы понимаем правильно, но не желаем поступать соответственно своему знанию. Это нередко связано с тем, что верный поступок требует жертвы или задевает наше самолюбие (например, если нужно признать перед кем-либо свой грех). Бывают и другие препятствия. Но у Бога это исключено. Без малейшего колебания Он всегда творит то, что верно и справедливо. По Своему святому характеру Бог не может поступать иначе.

Вот почему святому Богу не присуще зло. Мы говорим, что одежда чиста, когда на ней нет никаких пятен, и золото чисто, когда очищено от налета. Точно так можно помыслить о святости Божьей - в Нем отсутствует всякое зло. "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Иоан. 1, 5). В Писании понятия тьма и свет имеют нравственное значение. Так Иоанн сообщает, что Бог совершенно свободен от какого бы то ни было зла, и что Он Сам является сущностью чистоты и святости.

Святость Бога находится также в полном согласии с Его Божественным характером. Это означает, что все Его мысли и действия являются следствием Его святости. В противоположность этому посмотрим на нашу жизнь Со временем, по мере того как мы возрастаем в христианской жизни, у нас в известной степени развивается христианский характер. Мы совершенствуемся в таких добродетелях, как честность, чистота, смирение. Но мы не всегда поступаем согласно нашему характеру. Мы говорим неправду или позволяем нечистым мыслям пленять нас. Потом это приводит нас в смятение, потому что такие поступки не соответствуют нашему характеру. С Богом так никогда не бывает. Он всегда поступает согласно Своему святому характеру. И к такой же святости Он призвал нас, сказав: "Будьте святы, ибо Я свят"

Каким великим утешением и гарантией должна стать для нас совершенная святость Бога! Ведь если Бог абсолютно свят, то мы можем быть уверены - все, что Он делает с нами, всегда совершенно и справедливо. Мы нередко поддаемся искушению подвергать сомнению дела Божьи и жалуемся, что Он несправедлив к нам. Но это сатанинская ложь, так сатана обманул Еву. В сущности, он сказал ей, что Бог обращается с ними несправедливо (Быт. 3, 4-5). Но Бог по Своему Божественному свойству просто не может быть несправедливым. Поскольку Бог свят, все Его дела святы.

Мы должны принять верой тот факт, что Бог свят, даже если при тяжелых обстоятельствах нам кажется, что это не так. Жаловаться на Бога - означает отрицать Его святость и утверждать, что Он несправедлив.

Я живо помню, как больше 25 лет назад Бог первый раз ответил на мои жалобы на Него. Желая повиноваться Его воле, я поселился тогда в Сан-Диего, в Калифорнии, и начал искать работу. Прошло несколько недель в безуспешном поиске, и я стал мысленно обвинять Бога: "Я же пренебрег всеми своими планами, чтобы творить волю Его, и вот теперь Он так подвел меня..." Господь милостиво обратил мое внимание на книгу Иова (34, 18-19): "Можно ли сказать царю: "ты - нечестивец", и князьям: "вы - беззаконники"? Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его". Прочитав этот отрывок, я упал на колени, исповедуясь в ужасном грехе: я жаловался и сомневался в Божьей святости! Господь простил меня, и на следующий день я получил два приглашения на работу.

Один из путей прославления Бога - признание Его святости. В 4 главе Откровения описано, как Иоанн видел четырех животных вокруг престола Господня, которые "ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". Подобное видение славы Божьей было показано пророку Исайи. Там серафимы троекратно славили святость Божью (Ис. 6, 3). А когда Моисей прославлял Бога за избавление израильтян от войска фараона, он воскликнул: "Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?" (Исх. 15, 11).

Бог часто именуется в Писании Святым или Святым Израилевым. Эпитет святой применяется как составная часть имени Бога чаще, чем какой-либо другой. Святость - это Господень венец. Представьте на мгновение Бога всемогущим (обладающим неограниченной властью), всеведущим (имеющим полное и совершенное знание) и вездесущим (присутствующим везде), но без совершенной святости. В этом случае Его уже нельзя было бы считать Богом. Святость означает совершенство всех Его свойств: Его могущество - святое могущество, милосердие - святое милосердие, мудрость - святая мудрость. Его святость достойна нашего славословия больше, чем все другие качества.

Бог ожидает от нас больше, чем только признания Его святости. Он говорит: "Будьте святы, ибо Я свят". Бог справедливо требует совершенной святости от каждого последователя. Это и не может быть иначе. Он не может проигнорировать или одобрить какое-либо совершившееся зло. Бог не может и на мгновение поступиться Своей абсолютной святостью. Требование: "Будьте святы во всех поступках" вытекает из Его сущности. Пророк Аввакум писал: "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь" (1, 13). Бог свят, и потому никогда не может закрыть глаза на совершенный нами грех, как бы мал он ни был.

Бывает, что нам хочется оправдать перед Богом свой поступок, в котором, честно говоря, мы сами сомневаемся. Тут нам следует еще раз вспомнить, что Бог свят в Самом Себе и в Своих требованиях к нам. Если мы по-настоящему поймем значение Божьей святости, для нас станет очевидным, что мы никогда не сможем оправдать перед Ним даже малое отклонение от Его совершенной воли. Господь Бог не может принять извинения: "Ну таков уж я, грешный" или обнадеживающего высказывания: "Да, в этой области мне надо еще подтянуться".

Нет, святость Господня не делает снисхождения нашим незначительным ошибкам и недостаткам. Хотя мы, христиане, оправдываемся исключительно праведностью Христовой, нам следует всегда помнить слова из послания Евреям: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (12, 14).

Бог свят, и потому не может искушать нас грехом. "В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак. 1, 13). Конечно, мы не можем даже помыслить, что Бог склоняет нас ко злу, но нам может казаться, будто Он ставит нас в такое положение, что нет другого выбора.

Царь Саул чувствовал нечто подобное в первом походе на филистимлян (1 Цар. 13 гл.). Прежде чем идти в бой, ему полагалось семь дней ждать пророка Самуила, который должен был совершить жертву всесожжения и попросить у Бога благословения. Саул ждал семь дней. Но поскольку Самуил не явился, он забеспокоился и сам принес жертвы, полагая, что у него нет другого выхода. Ведь люди Саула устрашились и начали разбегаться, филистимляне готовились к бою, Самуил запаздывал. Нужно было что-то делать! Бог поставил Саула в такое положение, что, казалось, нет другого выбора, кроме как нарушить Его четкие указания.

Из-за того что Саул нарушил конкретно выраженную Божью волю, он потерял царство (1 Цар. 13, 13-14). А как бывает у нас? Не кажется ли нам порой, будто у нас нет другого выхода, разве только немного исказить истину или совершить не совсем честный поступок? Когда случается такое, мы как бы говорим этим, что Бог искушает нас грехом, что Он поставил нас в положение, в котором мы не можем принять другого решения. Особенно подвержены такому искушению люди, находящиеся в зависимом положении. Например, на работе начальство нередко оказывает давление на подчиненных, толкая их на нечестные или аморальные поступки.

Так как Бог свят, Он ненавидит грех. Ненависть - столь страшное слово, что мы неохотно произносим его и браним наших детей, если они говорят, что ненавидят кого-либо. Но когда речь идет об отношении Бога ко греху, это слово передает с достаточной глубиной сущность Его отношения. При виде различных грехов Израиля Бог говорит: "Все это Я ненавижу" (Зах. 8, 17). Ненависть - законное чувство, когда речь идет о грехе.

И в самом деле, чем больше мы прогрессируем в святости, тем сильнее ненавидим грех. Псалмопевец Давид сказал: "Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи" (Пс. 118, 104). По мере того как мы растем в святости, в нас возрастает ненависть ко греху; и Бог, будучи бесконечно свят, бесконечно ненавидит грех.

Мы нередко говорим: "Бог ненавидит грех, но любит грешника". Это, к счастью, правда, но слишком часто мы стараемся пропустить первую часть этого утверждения и остановиться на второй. Мы не имеем права, однако, упускать из виду тот факт, что Бог ненавидит наши грехи. Мы можем пренебрегать ими или извинять их, но Бог их ненавидит!

Таким образом, всякий раз, когда мы грешим, мы делаем нечто ненавистное Богу. Он ненавидит наши похотливые помыслы, нашу гордыню и зависть, вспышки гнева и отговорки, будто цель оправдывает средства. Все это ненавистно Богу! Это мы должны твердо помнить. Мы так свыкаемся с грехами, что иногда опускаемся до состояния мирного сосуществования с ними. Но Бог никогда не перестает ненавидеть их.

Нам необходимо иметь в сердце такую же ненависть ко греху, какую имеет Бог. Ненависть ко греху - корень подлинной святости. Тут нужно мыслить, как Иосиф. Защищаясь от соблазна, он воскликнул: "Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?" (Быт. 39, 9).

Бог ненавидит грех независимо от того, кто его совершает: святой или грешник. Он не может ненавидеть грех у одного и не замечать его у другого. Он нелицеприятно судит каждого человека по делам (1 Петр. 1, 17). В Библии есть места, указывающие на то, что Бог может судить грехи святых строже, нежели грехи мира. Давид был мужем по сердцу Господа (Д. Ап. 13, 22), но после греха, совершенного над Урией, ему было объявлено: "Итак не отступит меч от дома твоего во веки" (2 Цар. 12, 10). И Моисей, невзирая на многие годы верного служения, из-за одного-единственного поступка, совершенного по недостатку веры, не был допущен в землю Ханаанскую. А пророк Иона за неповиновение был брошен на три дня и три ночи в страшную темницу - чрево кита.

В лукавстве сердца мы порой играем с соблазном полагая что грех не так страшен и позднее мы сможем покаяться и попросить прощения. Но такие мысли чрезвычайно опасны Нет никакой гарантии, что через час, день или некоторое время спустя у нас будет возможность покаяться. Суд Божий нелицеприятен. Бог ни в коем случае не станет игнорировать грех только потому, что он мал. Нет, Бог питает ко греху величайшую ненависть, где бы или когда бы он ни был совершен.

Частые размышления над святостью Бога и над Его ненавистью ко греху являются сильным сдерживающим средством против игры с грехом. "Ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят". И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего" (1 Петр. 1, 17). Конечно, любовь к Богу должна быть главным стимулом к святости, но побуждение, основанное на ненависти Бога ко греху, также носит библейский характер.

Божий пример святости чрезвычайно высок и совершенен. Тем не менее, именно такой пример показывает Он нам. Принимая нас только благодаря заслуге Христа, Бог все же дает нам совершеннейший пример для подражания: "Будьте святы, потому что Я свят". Мы должны воспринять это со всей серьезностью, если хотим возрастать в святости.

Джерри Бриджес, "Стремление к святости"

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: