Между Богом и мамоной: религиозные объединения России перед вызовами современного капитализма.

В категориях: Личность, обращенная к Богу,Общество, Церковь и власть

рпц

Кантеров И. Я.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 г., отношение Русской православной церкви (РПЦ) к экономической проблематике сформулировано в VI и VII разделах, озаглавленных «Труд и его плоды» и «Собственность». Текст разделов написан в спокойной тональности, в них отсутствует критический накал, ничего не говорится об изъянах существующей в России экономической модели. В то же время признается правомерным существование многообразных форм собственности и то, что «Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм»[24].

Критические оценки социально-экономической ситуации в России нашли отражение в определениях представительных форумов РПЦ, выступлениях ее видных иерархов. При этом позиция РПЦ не сводилась к одной лишь критике. Так, VIII Всемирный Русский Народный Собор в 2004 г. принял «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования». Свод описывает идеальную модель хозяйствования и носит рекомендательный характер для всех участников экономических процессов.

Признавая глубокие социальные потрясения, вызванные кризисом, Русская православная церковь основной акцент делает на нравственных причинах этого явления. Увидеть в финансовом кризисе не только экономические, но и духовно-нравственные причины призвал митрополит Калужский и Боровский Климент. Эта и другие оценки кризиса были сделаны им 22 января 2009 г. на открытии конференции «Нравственный потенциал общества и современная экономическая ситуация». Он обнаружил тесную связь взлета и крушения современной, основанной на культе потребления экономики с периодом постепенного возвышения бытового нигилизма, тесно сопряженного с атеистическим мировоззрением. Преодоление кризиса и выход из экономического тупика митрополит видит в обращении общества в целом и каждого человека к наиболее глубинным духовным законам своего существования, к нравственным принципам Евангелия.

Выступая 2 октября 2008 г. на пресс-конференции, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Кирилл заявил о необходимости проведения целенаправленной государственной политики в преодолении текущего финансового кризиса. При этом признается периодичность такого рода кризисов, их причины кроются в мировой экономической системе, связанной со спекулятивным капиталом. Взвешенные суждения будущего патриарха о финансово-экономическом кризисе разительно отличаются от заявлений некоторых православных священнослужителей и богословов.

В принятых в 2001 г. Советом муфтиев России «Основных положениях социальной программы российских мусульман» обращается внимание на проблемы земной, повседневной жизни человека. При этом отношение к преобладающей в России экономической модели формулируется в специальном разделе главы «Ислам и социальные проблемы». Там определяется отношение к неимущим, однако не объясняются причины их появления, если не считать тезиса, согласно которому «социальные пороки не могут быть преодолены, если сам человек не готов поменять свое положение».

Более конкретные суждения по социальной проблематике встречаются в выступлениях богословов и функционеров различных исламских организаций. В них определяются общие рамки исламского экономического порядка. Важнейшим принципом такого порядка называется экономическая свобода, под которой понимаются свобода человека в выборе производства, потребления, инвестиций и работы, запрет на присвоение средств, относимых шариатом к категории «харам». Это средства, связанные с ростовщичеством, азартными играми, торговлей вином, свининой, и средства, отобранные у сирот. Официальные представители мусульманских объединений России обратили внимание на ипотечный кризис американского рынка недвижимости и кредитования, охвативший и многие другие страны, включая Россию. В публикациях аналитического центра «Амаль» (Нижний Новгород) причиной финансового кризиса в США называется борьба финансовых воротил за свои интересы. Кризис носит структурный, всеобъемлющий характер, он не связан с какой-то только одной проблемой в финансовой системе США или Европы. Источник кризиса лежит гораздо глубже – в принципах ростовщичества, безудержного взимания процентов с ценных бумаг. Далее отмечается, что нынешняя финансовая система полностью противоречит предписаниям Корана и Сунны, хотя многие арабские страны принимают в ней активное участие. В связи с этим напоминается о том, что сама суть исламской финансовой системы запрещает использование финансовых механизмов лишь для вложения их в новые финансовые обороты. Смысл законов шариата направлен на то, что деньги должны быть включены в товар или использованы для производства товара[25].

В «Социальной позиции протестантских церквей России» отмечаются большие заслуги протестантизма в формировании новой этики, которой присущи отношение к труду как к призванию, стремление к получению прибыли и аскетизм в миру. Эта этика «сформировалась в эпоху Реформации и получила распространение в протестантских странах – Германии, Англии, США, а впоследствии оказала влияние на предпринимательство и экономику других государств, в том числе в России с ее традиционным укладом хозяйства»[26].

Более предметное содержание критической функции получило отражение в «Основах социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России». С одной стороны, постулируется тезис о несвойственности Церкви давать какую-то оценку экономической ситуации в современной России и мире, тем более выдвигать собственную стратегию экономических реформ. С другой стороны, дается весьма развернутая и вполне конкретная критическая оценка экономической жизни современной России.

В трудные времена многие люди обращаются к высшим силам за помощью: облегчить страдания, пережить невзгоды, найти успокоение и утешение. Чаще всего эта функция религии именуется «компенсаторной», иногда «психотерапевтической», поскольку ре-лигия обладает потенциалом, позволяющим снижать напряжение, сохранять самочувствие человека перед лицом природных стихий, социальных потрясений, личного горя.

В современном российском обществе новые религиозные образования выполняют и компенсаторную функцию, предлагая всевозможные способы преодоления духовных и материальных проблем, которые получают разрешение как в рамках вероучительной доктрины, так и в социально-нравственных идеалах. Важное значение имеет и психологический аспект компенсации – утешение, медитация, которым отводится ведущая роль в большинстве крупных версий новых религиозных движений (НРД) и небольших групп последователей нью-эйдж. Хотя функция утешения свойственна и традиционным верованиям, но не все люди и не всегда получают успокоение от жизненных треволнений в нравственных наставлениях крупных конфессий. «Играя на опережение», НРД делают ставку на учет индивидуальных характеристик личности, попадающей в поле их зрения. Не без успеха они используют укоренившийся во взглядах духовенства традиционных верований чрезмерный «оптимизм», упование на то, что внушительная численность последователей этих верований, их многовековая связь с традициями народов России автоматически оказывает благотворное влияние на самочувствие миллионов россиян, помогает им выстоять в трудные периоды жизни. По нашим наблюдениям, еще до обращения в НРД довольно значительная часть новообращенных были последователями традиционных верований или посещали богослужения. Однако, по их признаниям, они не нашли там успокоения от тревог, чувства неуверенности, духовных переживаний. Такими признаниями заполнены издания большинства новых религиозных объединений, в которых в прямом или несколько завуалированном виде демонстрируются достоинства их нравственно-психологических программ оказания помощи людям, потерявшим или не нашедшим прочные жизненные ориентиры.

Компенсаторная функция религиозных объединений России перед лицом глубокого экономического кризиса реализуется в разнообразных формах: от простого наставления терпеливо переносить невзгоды до развернутых, насыщенных выдержками из священных книг высказываний авторитетных персонажей определенной конфессии. При этом «утешительная функция» далеко не всегда реализуется в формате проповедей и увещеваний чисто религиозного содержания. Иногда призывы смиренно и с достоинством относиться к проявлениям кризиса включают в себя и экскурсы в историю России, ссылки на менталитет русского народа.

Самой распространенной и доходчивой версией компенсаторной функции стали «антикризисные молитвы». 4 ноября 2008 г. по просьбе губернатора Кемеровской области Амана Тулеева в праздник иконы Казанской Божией Матери и День народного единства во всех православных храмах совершался молебен о благополучном преодолении мирового финансово-экономического кризиса. Затем в Воронежско-Борисоглебской епархии приняли решение читать «антикризисные молитвы» на протяжении всего 2009 г., вплоть до очередного епархиального собрания, которое примет решение о продолжении чтения таких молитв в следующем, 2010 г.

Все больше жителей Уфы стали молиться «антикризисным святым». Для ослабления негативных последствий кризиса уфимцы чаще всего обращаются с молитвами к Николаю Чудотворцу, Матроне Московской, Спиридону Тримифунтскому и Ксении Блаженной. Именно с ними связываются надежды на помощь в житейских невзгодах.

В мечетях Уфы «антикризисные молитвы» не практикуются. Здесь в основном читаются тексты Корана на удачу, счастье и успех в работе, говорит мулла Первой уфимской соборной мечети Аббас Хакимов[27].

В отличие от других епархий, во Владимирской епархии «антикризисные молитвы» не читаются. Здесь основные упования на ослабление последствий кризиса связываются с Божией Матерью – главной заступницей всех работающих. Пенсионерам, оказавшимся во время кризиса в непростых ситуациях, советуют обращаться за помощью к Николаю Чудотворцу, в то время как строители, многие из которых вынуждены искать работу вдали от родных мест, просят помощи у небесного покровителя строителей – Святителя Алексея, митрополита Московского. Государственные служащие, которых кризис или обошел стороной, или уже застал, выбрали в качестве заступника Александра Невского, особо почитаемого на Владимирской земле[28].

В Волгоградской епархии сочли излишним прибегать к специальным «антикризисным молитвам». По словам секретаря епархии Сергея Иванова, «для преодоления испытания вполне может служить молитва “Отче наш”. Есть еще молитва, известная на протяжении многих веков, – “Молебное пение во время губительного поветрия”»[29].Линия религиозных объединений на умиротворение россиян перед лицом кризиса получает поддержку властей.

Разразившийся кризис вызвал отклики российских религиозных объединений. Сегодня еще рано делать выводы о том, насколько социально-критическая и компенсаторная функции религии способны заметно ослабить негативные последствия кризисных явлений на жизнь многих миллионов людей. Для этого необходимо проведение социологических исследований, способных выявить масштаб и глубину влияния названных функций как на противодействие кризису, так и на облегчение тягот повседневного бытия в кризисный период. Но уже сегодня можно сделать вывод о слабой эффективности социальных учений религиозных объединений России. Концептуально и логически оформленные суждения по широкой социально-экономической проблематике обнаружили один общий изъян – в большинстве своем они не стали «руковод-ством к действию». Ни «протестантская этика», ни апелляции к культурно-историческим традициям не смогли воспрепятствовать обвалу базовых показателей экономического состояния общества. Одна из причин такой слабости – отсутствие эффективных механизмов влияния социально-этических доктрин религиозных объ-единений на реалии повседневной жизни. Подавляющее большинство верующих имеют весьма смутное представление о содержании социального учения их конфессий, а стабильно низкий процент регулярно посещающих богослужения существенно ограничивает возможности трансформировать теоретические наработки социальных учений в убеждения и поступки паствы.

Но даже если бы такие механизмы были отлажены и работали безотказно, то и они не смогли бы предотвратить наступление масштабного и глубокого кризиса, охватившего страны с различными национальными религиозными традициями. В работах итальянского протестантского социолога Марио Ниедже показано, что присущие тем же протестантам самодисциплина и способность к инициативе в процессе производства никогда не отделяются от четкого осознания социальной иерархии, характеризующей крупное промышленное предприятие[30].

Не только светские экономисты, но и видные представители крупных конфессий сегодня все чаще признают принципиальную неустранимость спадов производства и кризисов в рыночной экономике.

Источники.

[24] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001. – С. 55.

[25] Экономическое и финансовое управление мусульманскими религиозными организациями: реалии и перспективы. – М., 2001. – С. 34–35.

[26] Социальная позиция протестантских церквей России. – М., 2003. – С. 44.

[27] Уфимцы стали больше молиться «антикризисным» святым // Комсомольская правда. – 2009. – 3 февраля.

[28] Комсомольская правда. – 2009. – 17 января.

[29] Аргументы и факты Нижнего Поволжья. – 2008. – 28 января.

[30] Казакова, А. Второй Ватиканский собор. – М., 1973. – С. 66.

«Философия и общество». Выпуск №4(60)/2010.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: