Уставшие от добрых дел.

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

устал

Ллойд-Джонс, Мартин,

Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Гал. 6:9

Священное Писание, и в особенности Послания, были написаны с целью помочь Божьим людям справляться с разнообразными проблемами, с которыми они сталкиваются в этом мире. Не воспринимайте Послания, как сборник тезисов для изучения. Вспомните — Павел был странствующим евангелистом. Обычно он писал, чтобы помочь людям разобраться в причинах их проблем и найти способ их разрешения. Нет ни одной причины духовной депрессии, которой бы не касались Послания. Болезни духовной жизни остаются неизменными. Только симптомы могут меняться. За всем этим стоит дьявол, а он в своей основной цели предельно последователен. Чего он хотел тогда, того же хочет и сейчас.

В приведенном стихе упомянута еще одна причина духовной депрессии. Она в очередной раз показывает, как хитер наш враг. Он искушает христиан, вводя в их среду лжеучения, умело и ловко действует, ставя в центр то, что не имеет права там находиться, или предлагая какую-то новую религию — мутную смесь из разнообразных учений. В данном же случае Павел ведет речь о другом. Но не о вреде ересей и ошибок, не об опасности принять учение какого-то конкретного культа за истинную веру. Он говорит о другом случае, когда дьявол действует еще более изощренно, и на первый взгляд кажется, что все в порядке! Люди просто устали, утомились, но они следуют в правильном направлении. Беда, однако, в том, что они чересчур уж утомились, еле волочатся, повесив головы и уронив руки. В итоге получается картина, прямо противоположная той, которую должна представлять собой христианская жизнь.

Эту беду можно назвать болезнью переходного периода, и это верно не только в отношении христианской жизни, но также и в отношении жизни вообще. Это проблема среднего возраста. Огромное внимание уделяется молодым и пожилым, но мне кажется, что наиболее трудной жизнь становится именно в этот средний период.

Первый пыл и горячность идут на убыль. Мы начинаем отдавать себе отчет в ослаблении собственных сил. В профессиональной сфере это выглядит так: в смысле морального состояния все карты в руках у человека, который только строит свою карьеру. Когда он достигает среднего возраста и утрачивает стимул, то его энергия падает. Ему чрезвычайно трудно продолжать в том же темпе. И биографии наиболее преуспевших людей этого мира подтверждают: «плато» среднего возраста было самым трудным периодом их жизни.

Все это в равной степени относится и к духовной сфере. Мы помним наш первоначальный опыт — всё тогда было необычным, вызывало восторг, удивляло. На каждом шагу мы совершали новые открытия. Позже мы обнаруживаем, что привыкли к христианской жизни и что нет заметных признаков перемены или продвижения вперед. Это может относиться к нам лично, к нашей работе, нашей церкви или к любой группе людей. Это одна из сложнейших проблем миссионерской работы. После того как спадет первоначальное ощущение новизны и восторга, все как будто становится рутинным. Время этого испытания наступает, когда истощается энергия первоначального импульса, которая «проносила» нас сквозь все проблемы и трудности раннего этапа.

В этот критический период положение может усугубляться еще и тем, что другие люди добавляют к нашим испытаниям дополнительные трудности. В результате, даже делая добро, мы унываем. Наши усилия кажутся нам бесполезными.

Мы сейчас говорим о людях, которые не столько устали от самой работы, сколько от ее кажущейся безрезультатности. Возникает большое искушение сдаться, бросить все, решив, что задача нам не под силу. В этот момент важно просто сказать себе: чтобы ни случилось, я буду продолжать. Вы не сдаетесь и не бросаете!

Второе, и самое большое искушение — это просто отдаться своей усталости, уйти в нее. Многие в этот период падают духом и теряют перспективу. Они делают свое дело, но без какой-либо надежды в сердце. Они тащатся, едва волоча ноги. Они продолжает из верности, просто потому, что пообещали быть верными, а также из чувства долга. Им кажется, что радость ушла навсегда. Их дух едва теплится.

На первый взгляд такое поведение кажется героическим, но на самом деле это есть искушение дьявольское. Если бы ему удалось лишить Божьих людей надежды, он был бы глубоко удовлетворен. Возможно, это величайшая опасность, подстерегающая христианскую Церковь сегодня, опасность формального исполнения, принятых на себя обязанностей.

Третья опасность такая: устав и утомившись, мы прибегаем к искусственным стимулам. Это погубило многих художников и деловых людей. Однажды они слышат, что все, что им нужно в данный момент, — это тоник, небольшой стимул. В итоге они превращаются в пьяниц или наркоманов — только потому, что они прибегли к стимулам, чтобы иметь силы продолжать работу. В духовной сфере часто имеет место аналогичная ситуация. Я встречал христиан, которые пытались преодолеть духовное утомление точно таким же способом. Они искусственно создают в себе возбуждение или начинают пользоваться новыми методами. Они надеются, что новая программа или новый проект помогут им выбраться из ямы или снимут усталость. Это исключительно тонкое искушение. Оно кажется таким благовидным, но на самом деле приводит лишь к еще большему утомлению.

Поняв это, следует избегать какой-то немедленной повышенной активности. Начните с самоанализа. Перестаньте оправдываться идеей, что это ужасное состояние исправить нельзя никак. Спросите себя: «Почему я устал?» Не пытайтесь лечить болезнь, не разобравшись предварительно в ее причинах.

Причины бывают самые разнообразные. Может быть, вы слишком много работаете — физически или духовно. То есть, вы устали не от самой работы — ее вы по-прежнему любите — вы устали от ее количества. Вы перегружались и истощили внутренние энергетические ресурсы. Слишком долго вы находились в состоянии напряжения и тем обрекли себя на переутомление. Если это послужило причиной проблемы, то вам нужно медицинское лечение и библейский совет. Поразительный пример находим в Библии. Пророк Илия испытал острый приступ духовной депрессии. Это случилось после героического усилия, предпринятого им на горе Кармил. Он сел под можжевеловом деревом, и на него накатил приступ жалости к самому себе. Но на самом деле он нуждался в сне и пище; и Бог дал ему и то и другое! А после этого оказал ему духовную помощь.

Другая частая причина духовного изнеможения заключается в том, что мы порой пытаемся жить христианской жизнью и делать нашу работу, опираясь лишь на свою плотскую энергию вместо того, чтобы полагаться на силу и могущество Духа. Мы стараемся выполнять Божью работу самостоятельно, и результат однозначен: она сокрушает нас, потому что это великая работа. Надо постоянно оценивать себя, проверять, правильно ли мы действуем, нет ли какой ошибки. Человек может какое-то время служить на топливе плотской энергии. Однако если он будет это делать, то вскоре дадут о себе знать духовное изнеможение и депрессия.

И тут встает очень важный и гораздо более духовный вопрос: «А каковы мои истинные побуждения?» Я получал удовольствие от работы, но теперь она превратилась в бремя. И вот я спрашиваю себя: «А для чего, собственно говоря, я все это делал?» Когда мы впервые задумаемся над этим вопросом, он может показаться ужасным. Мы принимали как данность, что наши мотивы чисты. Однако вполне может выясниться, что это не так. Некоторые люди работают ради похвал. Мы можем обнаружить, что на самом деле работали ради собственного удовольствия или ради удовлетворения своего тщеславия. Просто для того, чтобы иметь возможность сказать себе, Любимому: «Какой ты удивительный человек! Как много ты делаешь!» Мы самоутверждались. Придется признать, что все наши усилия были вовсе не во славу Божью, а во славу нас самих. При этом мы могли даже говорить, что нам не нужна похвала. И тем не менее — нам нравилось видеть результаты, нравилось, когда о нас говорят или пишут, и так далее. «Я» вышло вперед, а оно страшный тиран; в итоге — усталость, разочарование и утомление. Как важно честно смотреть внутрь своей души, осознавать, что же на самом деле нами движет!

И наконец мы должны спросить себя: «Что значит для меня сама по себе работа — не поддерживает ли меня на плаву именно она? Не стала ли она, вместо того чтобы быть трудом для Бога, стимулом моей жизни?» Одна из величайших опасностей, подстерегающих человека в духовной жизни — это превратить собственную деятельность в самоцель. Сама по себе деятельность может быть очень хороша и оправдана. Однако она не должна играть роль, которая ей не предназначена. Иначе она становится своего рода допингом, и таким образом люди могут поддерживать себя в течение многих лет. Но затем, заболев или состарившись и оказавшись не в состоянии активно работать, они впадают в депрессию, не знают, чем себя занять и что с собой делать. В наше время это одна из основных причин невроза. Ритм жизни стал настолько лихорадочным, что этот мощный импульс заряжает нас. Деятельность, вместо того чтобы находиться под нашим контролем, превращается во властелина. В итоге она изнуряет нас и вгоняет в депрессию.

Такое самоисследование очень полезно. Если на данный момент в каком-то аспекте своей жизни вы чувствуете себя усталыми, то я призываю вас остановиться и спросить себя: «Почему я устал, какая волна несет меня?» Проанализируйте свое отношение к жизни, в особенности — к выполняемой вами работе. Остановитесь. Задайте себе эти вопросы.

Павел в Послании к Галатам 6:9 выражает это в позитивной форме. Он четко излагает несколько принципов, которые мы должны принять, если хотим излечиться от своей депрессии. Во-первых, необходимо признать, что в христианской жизни, так же как и в жизни вообще, существуют определенные фазы. Новый Завет постоянно говорит о росте. В своем первом послании Иоанн обращается к детям, юношам и отцам. Христианский опыт на протяжении человеческой жизни видоизменяется. Поскольку в своей духовной жизни человек проходит через определенные этапы, существует масса вариаций его состояния. Наиболее подвержены изменениям чувства. На начальном этапе они обычно преобладают, и очень часто люди испытывают уныние, потому что видят, что чувства куда-то пропали. При этом человек не понимает, что на самом деле он духовно вырос. Он видит, что изменился, и делает вывод, что он что-то утратил. Но по мере того, как мы растем и развиваемся духовно, изменения происходят, и именно они меняют наше самоощущение.

Позвольте мне проиллюстрировать это. На днях я наблюдал, как четырехлетний ребенок выходил из дома вместе со своей матерью. Ребенок не шел, он прыгал и скакал. Но мать шла. Ребенка переполняла энергия, но он еще не научился управлять ею. На первый взгляд кажется, что у ребенка энергии гораздо больше, чем у матери. Но на самом деле это не так, энергии больше у матери, просто она знает, как контролировать ее, как пользоваться ею правильно. В духовной сфере происходит то же самое. Часто люди неправильно оценивают это замедление и думают, что они утратили что-то жизненно важное. Они страдают от утомления и депрессии. Так что давайте признаем: в христианской жизни человек также проходит через стадии. Порой одного осознания этого факта бывает достаточно, чтобы разрешить проблему.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Мир в Боге.ру   

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: