Много тем воскресного богослужения часто говорит о богословской и миссионерской узости служителей церкви.

В категориях: Славлю Тебя,Слово Божье к человеку

служение

Когда готовишься к богослужению.

М. В. Шерин.

Когда дети Божьи собираются для поклонения Своему Отцу в здании церкви или в каком-либо ином месте, и когда одному из них поручено подготовить план богослужения, а затем руководить совместным поклонением, он берет на себя поистине серьезную ответственность.

Эндрю Блэквуд назвал поклонение «самым изящным из изящных искусств». И дальше он говорит:

Если для многих из нас проповедование является изящным искусством, то тем более таковым для нас должно быть совместное поклонение - подобно тому, как целое должно быть лучше, чем любая из его составных частей.

Соглашаясь с этими словами, мы берём на себя поистине глобальную задачу по качественному и тщательному планированию богослужения. Таким образом, в идеале подготовка и компоновка различных частей содержательного богослужения (не включая проповедь) может занимать почти столько же времени, сколько и подготовка проповеди.

Конечно, каждый член собрания детей Божьих обязан принимать активное участие в совместном поклонении и, таким образом, вносить вклад в общее дело. От того, насколько хорошо отдельные верующие умеют поклоняться в церкви, зависят их духовный рост и благополучие. Но тот, кому выпала честь определять порядок проведения богослужения, а затем - призывать прихожан к восхвалению и молитве, несет ответственность, имеющую принципиальное значение.

Иногда может казаться, что для подготовки к богослужению нам достаточно пометить для себя номера гимнов, которые согласно установленной очередности предстоит петь в церкви, и решить, какие и куда вставить различные сольные номера, если вдруг кто-то захочет что-либо исполнить.

На практике это приводит к тому, что наши богослужения бывают, не сбалансированы, а программы напоминают скроенное из лоскутков одеяло. А если учесть, что помимо программ мы часто не заботимся о стиле богослужений, как и об их эмоциональном разнообразии, то не трудно понять, почему есть немало тех, кто критикует наши богослужения.

Одно из типичных богослужений церкви ЕХБ выглядело так:

№      Элемент программы                                                                                                  Тема

1        Молитва ведущего богослужение

2        «В час, когда труба Господня...» - общее песнопение                       Второе пришествие Христа

3        «О, молитва, о, молитва, в жизни Богом ты дана» - общее песнопение          Молитва.

4        «Прощайте, чтобы и Отец простил вас» - проповедь.                       Необходимость прощать.

5        «Не напрасны были муки» - песнопение группы                                  Доверие Богу

6        «Покайся, Господь призывает» - стихотворение                                   Призыв к покаянию

7        «Красота Иисуса светись во мне» - общее песнопение                          Подражание Христу

8        «Десятина - Божье установление» - проповедь                                        Пожертвование

9        «Всё Иисусу отдаю я» - общее песнопение                                                 Упование на Христа

10      Заключительная молитва ведущего богослужение

(Данное богослужение проходило в Церкви ЕХБ «Благодать» г. Красноярск в июле 2007 года. Из программы были исключено песнопение хора, а также объявления и приветы, т.к. включение этой части программы не меняет общей картины некой хаотичности богослужения).

Неудивительно, что, когда пасторы проводят богослужения, подготовленные таким образом, прихожанам трудно понять смысл их составных частей, уловить взаимосвязь между ними и ощутить динамику богослужения.

Поступая так, мы просто следуем прочно установившейся традиции. Мы либо совсем не задумывались над тем, почему богослужение организовано именно таким образом (например, почему вначале мы должны помолиться, спеть 2 песни, а уж потом, выслушать проповедь), либо размышляли над этим весьма мало. И если динамика богослужения не имеет большого значения для служителя, который его проводит, то для его паствы она, несомненно, будет еще менее значима. По этому поводу Рон Мен пишет:

Мы должны признать, что людям тяжело сосредотачиваться, не говоря уже о том, чтобы откликнуться на проповедь с таким большим количеством тем; а зачем тогда нам, поклоняясь, пытаться быстро насладиться «доктринальным» пейзажем? Это слегка напоминает, как мы лихо мчимся по музею искусств, стараясь увидеть все картины, выставленные в нем. Если искусство не предназначено для того, чтобы, любуясь им, бежать при этом галопом по выставочным залам, то тем более мы не должны так поступать с Богом и Его природой! Эта, самая возвышенная из тем, должна преподносится маленькими кусочками, а не глотаться большими богословскими кусками. Мы приходим на служение с намерением поклониться Богу, и когда подается достоинство Божье, красота Божья, сила Божья и мудрость Божья, тогда от нас требуется время и внимание переварить эти мысли.

Поэтому мы должны искать пути к совершенствованию, а где-то и к перестройке в поклонении наших церквей.

Некоторые заявляют, что тот, кто тщательно продумывает предстоящее богослужение и готовит себя к его проведению, не духовен, ибо неравнодушен к обрядам и стремится соблюдать внешнюю форму в ущерб глубинной сути. Как они утверждают, нужно просто следовать тому, что, по их словам, является «водительством Святого Духа». Однако апостол Павел, будучи вдохновляем Святым Духом, написал: «...пусть все делается, как должно и с соблюдением порядка»   (1 Кор. 14:40).

И мы должны помнить, что это было сказано именно по поводу проведения богослужения в коринфской церкви. Мы совершаем большую ошибку, если отказываемся тщательно планировать богослужение и определять его порядок на основании Слова Божьего, оправдывая хаос, царящий на богослужении, действием Святого Духа.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: