Как чашу радостей во Христе сделать весомее наших испытаний.

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

свет

Порой мы переживаем глубокую горечь и скорби, но Господь дает нам силу, чтобы подняться над ними.

Ллойд-Джонс, Мартин,

О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа. 1Пет. 1:6-7

Бесспорно, главное, чем руководствовался Петр при написании данного письма, — это стремлением помочь людям справиться с духовной депрессией. Он вводит нас в суть дела, напоминая о величии нашего спасения. «О сем радуйтесь, — говорит он, — поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений». Какими предстают перед нами эти люди в его описании? Они радуются великой радостью, имея святую надежду, и тем не менее — им нелегко из-за многообразных, подстерегающих их повсюду, искушений. Картина для нас уже знакомая и на первый взгляд противоречивая. Вы можете назвать ее даже парадоксальной. Но на самом деле никакого противоречия нет. Новозаветные описания христиан практически всегда содержат в себе эти два элемента одновременно. Идеальный пример этому — свидетельство Павла о самом себе — 2-е Послание к Коринфянам, гл. 4.

С точки зрения человека, принимающего христианство достаточно поверхностно, это невозможно. Такой человек будет настаивать, что все проблемы уже решены, что мы должны быть всегда счастливы, и что гладь нашего жизненного моря никогда не должна покрываться даже мелкой рябью. Но такие рассуждения далеки от новозаветного христианства. Это то, что неизменно предлагают культы и современная психология. Пожалуй, ни за что мы не должны быть так благодарны Богу, как за честность Священного Писания. Оно дает нам только истину, а кроме того — полную истину как о нас самих, так и о жизни в этом мире.

Итак, Петр говорит о скорби, которую испытывают эти люди. Это означает, что они в беде, им тяжело. То есть речь идет не об абстрактной возможности страдать от искушений. Речь идет о настоящем страдании, в настоящий момент. Мы в беде и поэтому несчастливы. И Петр описывает этих людей, как пребывающих в величайшей радости и вместе с тем как глубоко скорбящих. На первый взгляд эти состояния кажутся взаимоисключающими. Но на самом деле это не так. Они просто отражают реальный парадокс христианской жизни. «Если дела обстоят именно так, — может спросить кто-нибудь, — то в чем тогда проблема?» А проблема в том, что нам не удается сохранить баланс между радостью и скорбью. Мы позволяем скорби перевесить чашу весов и ввести нас в полное уныние и безнадежность. Опасность не во временном огорчении. Опасность в том, что состояние огорчения становится преобладающим. В результате люди, смотрящие на нас со стороны, чаще замечают нашу скорбь, а не великую радость.

Христианин не получает «постоянного иммунитета» против всего того, что вокруг него происходит. Да, христианская жизнь сверхъестественна. Тем не менее мы сохраняем и свою человеческую природу. Христианин, как и все другие люди, подвержен скорби и грусти. Бывают обстоятельства, при которых никак нельзя посоветовать не горевать — якобы потому, что скорбь претит христианской вере. Бывают обстоятельства, при которых не скорбеть будет чем-то даже противоестественным. Фальшивым и противоречащим духу Нового Завета. Не реагировать на несчастье — это уже отдает стоицизмом или ненормальным психическим состоянием, порожденным каким-нибудь культом, но уж никак не христианством.

Очень поучительно и в то же время ободряюще изображена в Писании жизнь святых Божьих людей. Каждый раз мы убеждаемся, что они подвержены, всем человеческим слабостям. Им ведомы скорбь и горе, одиночество и разочарование. Павел прошел через это и не скрывал этого. Несмотря на свою поразительную веру и удивительный духовный опыт единения со своим благословенным Господом, он был обычным человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Христианин ни в коем случае не должен смотреть на себя как на человека, который каким-то неведомым способом отгорожен от естественных человеческих переживаний. Слава христианской жизни в том, что, хотя чувства остаются теми же, и вы испытываете их во всей полноте и напряженности, но вам дается сила, чтобы над ними подняться.

Так что же заставляет христианина скорбеть? Ответ очевиден: различные искушения. Слово, переведенное с греческого как «искушения», означает также «испытания». А слово, переведенное как «различные», означает: «разноцветные», всех цветов спектра, «разномастные». Испытания приходят разными путями, они имеют различную окраску, самые разные формы, и разнообразию этому нет конца.

Каковы эти испытания? Петр характеризует их недвусмысленно: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:11-12). Христианин, просто потому, что он христианин, неминуемо обречен на такую жизнь в мире. Поскольку он — новый человек, родившийся свыше; окружающие его не понимают. Он пришелец и странник в чужой земле. Он живет иной жизнью, у него другие идеи, он придерживается других обычаев. Он преследует иные цели, у него другие желания и ценности. Люди замечают разницу и не приходят от нее в восторг; они даже открыто показывают, что им все это не нравится. Святые Божьи Люди всегда сталкивались с этим. И в самом деле, в своем письме к Тимофею (2 Тим. 3:12) Павел заходит настолько далеко, что утверждает: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».

Чем больше мы в своем образе жизни и поведении приближаемся к Господу Иисусу Христу, тем более вероятно, что мы столкнемся с трудностями в этом мире. Посмотрите на Него. Он не сделал ничего плохого. Кроме того, Он не злословил. Он исцелял людей, творил добро и проповедовал. А теперь вспомните противодействие, которое Ему оказывалось. Почему? Потому что Он был Тем, Кем был. Мир в глубине души ненавидит Христа; и ненавидит любого христианина, потому что святая жизнь христианина становится живым обвинением миру. Мирскому человеку это не нравится, потому что заставляет его чувствовать себя неуютно. Он ощущает угрозу своему образу жизни и пытается уничтожить источник угрозы. Далее Петр говорит об этом еще более конкретно: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет. 4:3-4). Эти люди вызывали у мира раздражение, потому что они оставили прежнюю жизнь и встали на иной путь. В тот самый момент, как они стали христианами, начались их неприятности с миром. Люди, прежде относившиеся к ним дружелюбно, стали их игнорировать, злословить и даже преследовать.

Нет испытания более тяжелого, чем это непонимание со стороны мира. Еще тяжелее, когда непонимание исходит от родного и близкого человека. Как трудно, к примеру, христианину, который оказывается единственным христианином в семье. Такое испытание не редкость; для Павла оно было постоянным источником страдания. Помните, как он сказал: «Демас оставил меня». Это было горько для Павла; он тяжело переживал. Ему пришлось выдерживать все тяготы в полном одиночестве; люди, на которых, как ему казалось, он может положиться, внезапно покинули его. «Никого не было со мною».

Итак, мы видим христиан, подвергающихся различным испытаниям. «Испытание» — термин достаточно всеобъемлющий. Он включает в себя любые события этой жизни, которые беспокоят вас, все, что ранит, причиняет боль и вводит в уныние. Если мы хотим идти вперед, несмотря на все то, что нас тревожит, то должны уметь переносить испытания и относиться к ним так, как учит апостол.

Первое, что нам необходимо понять: почему это с нами происходит? Есть определенная опасность в том, чтобы просто позволять событиям наваливаться на нас, и затем выносить их, не издавая при этом ничего, кроме стона, недовольного ворчания или ропота. «Если нужно.» — что стоит за этой фразой апостола? Это не просто констатация факта, что в мире, подобном нашему, такие вещи происходят. Смысл гораздо сильнее. Петр не говорит: «Имея святое обетование, вы радуетесь великой радостью, хотя не исключено, что в мире, подобном этому, вам придется и кое-что вынести». Все это полностью соответствует действительности, однако апостол идет дальше. Он делает позитивное утверждение, говоря, по сути: «В данный момент вы терпите скорбь, потому что это для вас нужно». Вот он, принцип: испытания нужны для определенной цели. Они происходят не случайно, они не просто часть этой жизни. В какой-то степени это так, но не в этом главная причина. На вашу долю выпадают испытания, говорит Петр, потому что они полезны для вас, потому что они воспитывают вас, то есть потому что Бог так решил.

Это учение красной нитью проходит через весь Новый Завет, и его подтверждает жизненный опыт святых на протяжении веков. На христианскую жизнь надо смотреть, как на путешествие по миру под оком нашего Небесного Отца. Это основополагающий принцип. Христианин должен помнить, что он имеет особые взаимоотношения с Богом. Это не относится к нехристианину. Вся моя жизнь развивается по вполне определенному плану, у нее есть четкая цель; Бог выбрал меня, усыновил и ввел в Свою семью. Для чего? Чтобы сделать меня совершенным. Это цель, которую Он объявил во всеуслышание: чтобы мы все более и более преображались в образ Его дорогого Сына. Господь Иисус Христос приводит к Богу многих сыновей, говоря: «Вот, это Я и дети, которых Ты дал Мне». Без этой основополагающей концепции нас самих как христиан мы непременно заблудимся и, уж конечно, неправильно поймем Его учение.

Священное Писание свидетельствует о том, что Бог, по меньшей мере, допускает, чтобы нас постигали тяжелые испытания. Я пойду дальше и скажу, что порой Бог повелевает, чтобы они происходили — ради нашего же блага. Иногда Он делает это, чтобы покарать нас за нашу вялость и неспособность (или нежелание) прилагать к вере поступки, когда мы удовлетворяемся лишь минимумом духовного роста. Мы можем игнорировать это наставление, но тогда не нужно удивляться, что Бог начинает карать нас за это, посылая различные неприятные события. В главе 12 Послания к Евреям приводится очень сильный довод: «Господь, кого любит, того наказывает».

Если вы никогда не знали наказания, то ваше христианство вызывает у меня сильные сомнения. Если ваше существование абсолютно безмятежно, то, вероятно, вы имеете не духовный опыт, а душевный. Многовековой христианский опыт учит нас: Бог, ради нашего же блага, накажет нас, если мы не будем обращать внимание на наставления Писания. У Него есть и другие методы, кроме наставлений. Он не применяет их по отношению к тем, кто вне семьи Божьей. Но если мы Его дети, то ради нашего же блага Он будет наказывать нас, проводя через различные испытания. Я не утверждаю, что это неминуемо, я просто говорю, что это может быть так.

Но иногда Бог делает это, чтобы подготовить нас к чему-то. Если Бог намерен поручить какому-то человеку особенно серьезную и важную задачу, то обычно Он готовит его, проводя через тяжелые испытания. Это похоже на то, как если бы Бог не решался сделать этого человека Своим орудием, пока не удостоверится, что тот надежен. Так что не исключено, что испытания выпадают на вашу долю потому, что вам предстоит выполнить какую-то очень значительную работу. Задумайтесь над жизнью Иосифа: чего только он не пережил! Разве можно представить себе более безнадежную ситуацию? Казалось, все обернулось против него. Его братья завидовали ему и избавились от него. Его увели в Египет, но и там он столкнулся с враждой. Он не делал ничего плохого, но просто потому, что он был тем, кем был, жизнь его была такой тяжелой. Однако всеми этими испытаниями Бог готовил его к тому положению, которое предуготовил ему. Вспомните обо всех великих людях, о которых рассказывается в Библии: их жизни были полны испытаний и невзгод. Павел также не был исключением (2 Кор. 11-12).

Кроме того, Бог иногда готовит человека к каким-то исключительным испытаниям, проводя его через более мелкие испытания. В этом мы видим любовь Божью, сияющую во всей Своей славе.

Это было бы невыносимо для человека — если бы на фоне совершенно безмятежной жизни на него внезапно обрушилось грозное испытание. Поэтому Бог, в Своей нежности и любви, посылает сначала меньшие испытания. Так что давайте исходить из великого принципа: Бог все видит и знает, что для нас лучше. Мы порой не понимаем, что происходит, но Богу все ведомо, и наш нежно любящий Небесный Отец в нужный момент предписывает нам необходимое испытание.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: