Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

прощени

Священное искусство прощения друг друга.

Джон Мак-Артур,

«Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Говорит ли Апостол: «Прощайте других»? Нет. Он повелевает: «Прощайте друг друга!» Это значит, что если вы прощаете сегодня, то вполне возможно, что завтра вы сами будете нуждаться в прощении, потому что сказано: «Друг друга». Это взаимное действие и совместное служение по очереди. Это дело взаимного прощения, и христиане, члены поместных церквей должны вносить большую долю в это дело. «Прощайте друг друга». Ты прощаешь меня, и я прощаю тебя; мы прощаем их, и они прощают нас, и так круг неограниченной снисходительности и любви идет по всему миру. Во мне есть что-нибудь неправильное, что должен простить мне мой брат, но в моем брате также есть что-то неправильное, что я должен простить, и это то, что подразумевает Апостол — что все мы должны взаимно развивать священное искусство прощения друг друга.

Если бы мы всегда так поступали, не было бы тех, кто специально подмечает недостатки. В любой церкви вы встретите бесславящих доброе имя христианина. Я слышал от многих, что «между христианами вообще нет любви». Скажу вам, что человек, делающий такие выводы, не любит других. Другой оправдывается: «В мире сейчас нет искренности». Такой человек лицемер, вы можете в этом быть уверенны. Птицу судят по пению, а человека по его словам. Оценивайте людей на основании их суждения о других людях, и ваша оценка редко вас обманет. Их речь выдает их сердца. Тот, кто зло говорит о своем соседе, имеет злое сердце. Давайте поступать в нашей христианской жизни с полным пониманием, что нам много придется прощать другим людям, но намного больше другим придется прощать нас. Давайте будем рассчитывать на необходимость проявлять снисходительность, нуждаясь в ее проявлении со стороны других. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Обратите внимание еще раз: прощение нами других — мелкое и ничтожное в сравнении с тем прощением, которое Бог даровал нам, потому что мы прощаем друг друга, тогда как Бог, Судья всей Вселенной, прощает нас, виновных в тяжком преступлении против Его Величия. Божье прощение — это великая милость; наше прощение, хотя некоторые думают, что это великое дело, должно считаться очень незначительным.

Теперь поразмыслите над обидой, которую надо простить. Наш Господь в Своей притче говорит, что один слуга имел должника на несколько копеек, а сам очень много задолжал своему господину. Наш долг перед Богом бесконечен, а то, что другой человек должен нам, — очень незначительно. Что сделал тот, кто вас так обидел? «Он очень неприлично отзывался обо мне». Несомненно, это очень нехорошо с его стороны. «Затем он сыграл со мной злую шутку и поступил нелюбезно; более того, он повел себя очень скандально, и если ты услышишь всю историю, ты будешь очень возмущен». Да, я возмущен. Он нехороший человек, в этом нет сомнения; но ты точно такой же. Таким был и ты, когда впервые обратился к Богу; он плохо обошелся с тобой, но ты был в еще худшем состоянии для Господа.

Но я гарантирую, что его провинности перед тобой — непорочность в сравнении с твоими провинностями перед Богом. «Да, но вы не поверите, как он подло поступил». Нет, и я осмелюсь сказать, что я с трудом поверил бы, если бы услышал, насколько подлым ты был перед Господом. В любом случае, наши глаза должны наполняться слезами при воспоминании о том, как мы огорчали нашего Бога и раздражали Его Духа. Некоторые из нас пережили такое явное прощение, так много видимого греха было нам прощено, что прощение должно быть для нас естественным, как дыхание. После такого прощения, которое Господь даровал некоторым из нас, мы на самом деле будем злыми рабами, если будем брать своего брата за горло и говорить: «Отдай мне, что должен». Мы заслуживаем, чтобы наш разгневанный Господин отдал нас истязателям, если мы с радостью не прощаем вину нашему брату.

Если кому-либо трудно прощать других, я дам два слова, которые ему замечательно помогут. Это слова: «Ради Христа». Можете ли вы простить обидчика на этом основании? Да, ваш сын поступил очень неправильно, и ничто не причиняет столько страданий отцу, как безнравственное поведение сына. В приступе гнева вы приняли очень суровое решение навсегда отказать ему в наследовании дома. Я умоляю вас ради Христа взять свои слова обратно. Иногда, когда я умолял в подобных случаях, человек, которого я убеждал, любезно говорил: «Я сделаю это для вас, уважаемый». И я отвечал: «Я поблагодарю вас, если вы это сделаете, но я был бы более вам благодарен, если бы вы сделали это для Господа, по причине того, насколько Милостив Господь был к вам! Сделайте это ради Него».

Может быть, и среди вас есть те, кто пообещал никогда не прощать своего непокорного сына. Я обращаюсь к вам. Не говорите этого больше, посмотрите на этот вопрос ради Христа. Не ради вашего сына, не ради соседа, который вас оскорбил, не ради какой-либо другой причины я призываю вас к милости, но ради Христа. Если вы, братья, поссорились, окажите любовь друг другу. Если вы, сестры, если вы, друзья, стали друг другу чужими — встретьтесь и положите конец всем вашим плохим чувствам ради Христа. Вы не должны таить ни капли злобы в своей душе ради Христа. О, как эти чудесные слова смягчают нас, не оставляют и следа гнева. Ради Христа наша любовь долготерпит и никогда не перестает.

Вы должны прощать, иначе не можете быть спасены; в то же время вы не должны делать это из принуждения — вы должны делать это свободно, от всего сердца. Помните, что нет вам пользы класть деньги на тарелку с пожертвованиями, если вы не можете простить своего брата. Бог не примет даров, молитв или прославления из нераскаянного сердца, хотя бы вы все свое имение отдали на дело Божие. Где нет готовности не замечать недостатков, там нет и благодати. Апостол Иоанн сказал: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Молитва, которая учит нас просить милости, гласит: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Если вы не простили других, то, произнося молитву «Отче наш», вы подписываете себе смертный приговор.

Как братья и сестры во Христе, если мы прощаем друг друга, мы должны еще что-то делать. И первое, мы не должны провоцировать друг друга на прощение. Если я знаю, что этому человеку что-то не нравится, я не буду подталкивать его к этому. Не говорите: «Ну, если он невоздержан, я ничем не могу в этом помочь; он не должен так быстро обижаться. Я не могу всегда обращать внимание на его чрезмерную чувствительность». Да, но ваш друг очень чувствителен к обиде, и вы это знаете; тогда окажите уважение немощи его характера, подобно тому как вы бы сделали, если бы он имел физический недостаток. Если у вас ревматизм или подагра, ваши друзья не машут рукой, говоря: «Он не должен обращать на это внимание; он не должен этого чувствовать». Чувствительные люди ступают по полу легко из страха, что они могут причинить боль страдающему органу. Если человек имеет больное воображение и очень легко раздражается, обращайтесь с ним осторожно, жалейте его немощность и не раздражайте его.

Не так давно один брат написал мне письмо с серьезной жалобой на своего друга, который в гневе говорил с ним очень резко. Но выслушав другую сторону, я вынужден был сказать: «Итак, вы, братья, оба неправы. Ты, мой брат, вышел из себя. А ты, мой брат, раздражал его, поэтому я не удивлен, что он вышел из себя. А когда ты увидел, что он потерял над собой контроль, почему ты не удалился или не попытался как-то его успокоить? Но ты остался, чтобы усилить его гнев и затем написал мне, разоблачая его». Я обвиняю дрова за горение, но что я скажу о ветре, который раздувает это пламя? Неправильно было воспламеняться, но правильно ли было раздувать пламя? Очень часто, когда человек гневается, не он один виноват. Поэтому, братья и сестры, если мы должны прощать друг друга, не будем раздражать друг друга до состояния обиды.

Следующее, не ищите обид там, где их нет. Часто человек обижается, когда причины вообще нет. Один человек сказал о другом, когда тот прошел мимо по улице: «Он даже не кивнет головой. Он слишком горд, чтобы признать меня, так как я бедный». Но обвиненный человек не мог видеть дальше своей руки, потому что был близоруким. Другой, будучи плохо слышащим, был порицаем за то, что он чтото не расслышал. Третий, в том, что не протянул руку, чтобы поздороваться, тогда как его рука была покалечена. Не надумывайте обид, когда они непреднамеренны.

Также не принимайте обид, когда они преднамеренны. Лучше будет, если вы останетесь необиженными. Ничто так не унижает человека, как если вы примете его оскорбление за комплимент и поблагодарите его за это. Можете ли вы владеть собой до такой степени? Помните, когда вы победите себя, вы победите мир. Вы победите любого, когда победите свой дух так, что останетесь довольны тем, что обычно могло возбудить ваш гнев.

Затем, если вас обидели, дорогой брат, не преувеличивайте обиды. Некоторые доброжелатели разносят сплетни, очень много выставляя напоказ и добавляя. Они приходят и приносят слухи по какому-либо вопросу, делают предположения, намеки, пока, как говорится, яйцо мухи не становится яйцом страуса. В таких случаях я объективно начинаю разбираться: «Итак, я не вижу, что это мнение или предположение имеет общего с данным вопросом. Все, что я могу видеть, когда смотрю на голые факты, это то и то, а это не так уж и много, не так ли?» «Да, но там намного больше имелось ввиду». Не верьте этому, дорогой брат, дорогая сестра. Если там и есть что-то неправильное, пусть оно будет как можно меньше. Если у вас есть телескоп, посмотрите через большое отверстие, но уменьшите вместо увеличения. А еще лучше, вообще не смотреть.

Слепой глаз — часто лучший глаз, который может иметь человек, и глухое ухо бывает намного лучше, чем то, которое слышит слишком много. «Не на всякое услышанное слово обращай внимание, — говорит Соломон, — чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя». Какой-то ваш поступок может вызвать раздражение другого человека, и он сделает неподходящее и дерзкое замечание. Не прислушивайтесь, что он бормочет. Будьте выше этого. Завтра он станет об этом сожалеть и если он будет думать, что вы не услышали его, то ваши отношения останутся хорошими, и он будет верно вам служить. Что бы вы делали, если бы ваш начальник требовал у вас отчета за каждое слово и критически относился к каждому, сказанному вами предложению? Как бы вы вообще жили, если бы он во всем резко с вами обходился? Нет, дорогие друзья, если вы должны прощать друг друга, то не принимайте обид; а когда обида наносится, не преувеличивайте ее, и если можете, не обращайте на нее внимания вообще.

Далее, не разглашайте свои обиды. Кто=то сказал что-то обидное. Что же теперь? Не повторяйте его. Не идите к одному, другому, говоря: «Это только между нами, и ты должен хранить это в секрете — такой-то говорил постыдное». Пусть лучше ваше сердце сокрушается, чем так ходить туда-сюда и его клеймить. Если брат поступил неправильно, почему вы должны поступать неправильно? Помните, как пришло проклятие на сына Ноева за разглашение наготы отца своего. Насколько лучше для нас, когда что=то неправильно, если мы можем помочь, подойти и покрыть. Любовь покрывает множество грехов.

Превыше всего, братья, никогда, никоим образом, прямо или косвенно не мстите за себя. На любое зло, когда-либо сделанное вам, Господь говорит: «Не противься злому». Во всем послушайтесь, уступите, подчинитесь. «Если наступишь на червя, даже он пытается сопротивляться», говорят некоторые. Будет ли червь примером для вас? Для меня пример Христос. Ужасно, когда христианин забывает своего Господа и ищет для себя оправдания среди бедных тварей под своими ногами. Но если так должно быть, что делает червь, когда вы наступили на него, кусает ли он? Причиняет ли вред кому=либо? Конечно, нет. Он перевернется в агонии, и скорчится перед вами, это все. Вы можете это сделать, если хотите. Братья, самое лучшее отмщение, которое вы можете когда=либо нанести — это сделать добро тем, кто делает вам зло, и говорить хорошо о тех, кто говорит худо о вас. Им будет стыдно смотреть вам в глаза, и они никогда больше не причинят вам зла, если увидят, что вас нельзя возбудить ни на что, кроме любви и доброты.

Это должно быть нормой для христианина. Не угрозы «я нашлю на тебя закон», или «я тебе отомщу», но «я перенесу и вытерплю даже до конца». «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». Не берите в свои руки то, что принадлежит Господу. Наоборот, как Он ради Христа простил вас, так и вы прощайте тех, кто делает вам зло. «Как долго мне прощать?», спросил один человек. «Я не против сделать это три или четыре раза». Но Иисус Христос сказал: «До седмижды семидесяти раз». Это очень большое число. Вы можете посчитать, дошли ли вы до него, и если да, вы будете рады опять начать, все еще прощая, как и Бог во Христе простил вас.

Пусть Бог поможет нам быть терпеливыми до конца. Мы должны подражать Иисусу Христу, Который проповедовал любовь к ближним и прощение врагов. Верьте в Иисуса, подражайте Ему, помня, что Он простил Своих убийц на кресте, на котором совершил наше искупление. Пусть Его Дух пребывает на вас вовеки. Аминь.

Джон Мак-Артур,

Свобода и сила прощения. Славянское Евангельское Общество 2005, Перевод: С. Омельченко.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: