Родители и дети в семье: от благословений – к преткновениям.

В категориях: Возрастая в личной жизни,Моё домохозяйство

дети1

П. Ф. Янцен

Благословенное правило

Свою семью я не считаю маленькой, но и не слишком большой. (Все познается в сравнении.) У нас 9 детей. Мы с женой стараемся проконтролировать, чем занят каждый наш ребенок, какого бы возраста он ни был. И дети наши знают, что все их дела и прогулки подконтрольны. «Ты считаешь правильным такое отношение к детям?» — спросил я друга, у которого 17 детей и семья еще растет. «Родители просто не должны быть настроены по-другому», — ответил он. «Тогда скажи, как ты успеваешь контролировать своих 17?» «При большой семье это делать не сложно, — помогают старшие».

О чем говорят младшие, что делают, где бывают — обо всем этом родители чаще всего узнают из наблюдений старших. Если же старший по характеру своеволен, то заботливым стражем может быть меньший «Иосиф», хотя меньшим намного сложнее искать братьев своих, когда они уходят далеко от дома (Быт. 37, 17).

Старший ребенок - страж над меньшими - это благословенное правило в христианской семье.

Прекрасный пример этому - сестра Моисея Мариамь. Она стала соучастницей спасения брата - это великое служение. Родители, вложившие в сердце старших детей ответственность за судьбу меньших, скоро почувствуют, что не напрасно потратили время на их воспитание.

Бог послал откровение родителям Моисея осмолить корзинку, положить туда сына и поставить в тростнике у берега. Мариамь взяла на себя, пожалуй, самую напряженную часть служения, самую рискованную - наблюдать, что будет с братом. Какая трогательная забота! Разве Господь пройдет мимо такой высокой любви?! Сотни еврейских мальчиков поглотили воды Нила, а над Моисеем Бог явил чудо. Кем вырос этот ребенок, за которого столько перестрадали родители, столько пережила старшая сестра? Придя в возраст, Моисей «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение» (Евр. 11, 25). Вот какими вырастают дети, за которых от рождения стоят в проломе родители, жертвенно подвизаются родные братья и сестры.

Время, в которое родился Моисей, ничем не отличается от нынешнего: все та же ненависть к народу Божьему, все те же коварные намерения — лишить церковь будущих вождей и подвижников. Моисея родители скрывали три месяца. Наших детей после семи лет мы вынуждены отпускать в мир, полный злого разврата и демонизма. Если рассуждать, как Езекия: «мир и благосостояние пребудут в дни мои», то детей наших поглотит пучина. Если же станем в проломе, то получим откровение, как «осмолить корзину» и сберечь наших прекрасных детей для Царства Божьего. Бог не сможет отказать нашей искренней просьбе, потому что не о земном благополучии и здоровье мы будем умолять Его, а о спасении души.

Рано или поздно мы уйдем из жизни, — какое завещание оставим детям? К чему будем побуждать доверчивых сыновей и дочерей? Чтобы они нашли удобное место в погибающем мире, удачно вышли замуж, женились или — заняли ответственное место служения в церкви, в братстве, переехали на поля благовестия? Только духовный может влиять духовно. Только жертвенный воспитает щедрых. Только отзывчивый к нуждам народа Божьего подарит церкви пресвитеров, диаконов.

Летом дети нашего объединения находились в христианском лагере. Для купания им был отведен час. «У вас здесь концлагерь! Личного времени — один час, а остальное — занятия, собрания, спевки, — высказывали недовольство некоторые дети. — Дома летом лучше. Родители отпускают нас утром, чтобы мы им не мешали, и только к вечеру мы возвращаемся...»

Неограниченная свобода - это тоже серьезное препятствие, которое родители ставят на пути своих детей. Чем дальше от родительских глаз, тем ближе ко греху. Чем больше свободы, тем больше необузданных грехов. Кто вступает в брак ради личного счастья — рискует потерять детей для Бога. Кто не наблюдает за детьми, тот ест хлеб праздности, а праздность — мать пороков. На праздных и своевольных детей найдутся коварные Авимелехи, которые сделают их соучастниками убийств невиновных людей (Суд. Изр. 9, 45).

«Я молюсь Богу и верю, что мои дети будут спасены», — самонадеянно утверждала верующая мать. Но внезапно ушла из жизни дочь (повесилась), а через несколько дней при разборках в упор застрелили сына (он был задействован в мафии). Мать в недоумении: я же молилась?!

Молитва - это глубокое сокрушение перед Богом. Мы имеем великое обетование: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Д. Ап. 16, 31). Это обетование непреложно, но оно действует тогда, когда мы исполнены живой веры, когда предпочитаем духовное плотскому, когда с радостью возлагаем на алтарь служения Богу себя и всю свою семью.

«Царство Небесное силою берется»

Для того чтобы завещать детям вечные ценности, нужно самому их иметь. «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12, 14). Заботиться о духовном здоровье детей учит нас хананеянка. Дочь ее была бесноватой. Она шла за Христом и кричала: «Господи! помоги мне». Обратите внимание на просьбу: «Помоги мне...» Страдания дочери она воспринимала как свои. Христос не отвечал ей ни слова. О ней походатайствовали ученики: «Отпусти ее, потому что кричит за нами... Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матф. 15, 2226).

Думаю, женщина сразу поняла, что Христос сравнил ее с псом. Поняла, но не оскорбилась. Не сказала: «Я-то надеялась, что Он единственный Человек, Которому есть дело до всех!»

«Так, Господи!  согласилась женщина, — но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Другими словами: «Действительно, Господи, не хорошо Тебе оставить сынов Авраама, сынов царства, и оказывать милость недостойным язычникам! Правда, это не хорошо! Но оброни хотя бы крошку милости, как бросают псам, и мне достаточно будет...»

Воистину «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11, 12)! Хананеянка считала себя ниже, чем оценил ее Христос. Ее просьбе невозможно было отказать. Женщине нужна была всего крошка милости, — так смирилась она ради спасения дочери и получила просимое. В личном глубоком смирении хананеянки и проявилась ее великая вера.

— Сын скоро вернется из армии, я переживаю: как себя вести у него на свадьбе, если он женится на неверующей... — просила совета новообращенная сестра.

—       Вы много сдали врагу, — сказал с сожалением я.

—       Что я сдала?

—       Сын еще не вернулся. Он может захочет посещать богослужения, а вы уже смирились с тем, что он не будет христианином. Согласились, что он женится на неверующей, — все позиции вы уступили врагу душ человеческих.

В борьбе за спасение душ наших детей нельзя опускать руки при первых трудностях. Упущения могут быть, но нужно не ослаблять постов и молитв. У родителей Моисея веры хватило всего, кажется, на корзинку, но, посмотрите, какие горы она сдвинула! Какую ненависть фараона обезвредила! Бог сделал больше того, о чем могли помышлять родители. Будем так свято ходить перед Богом, чтобы Он слышал наши молитвы, посылал Свои откровения, как сберечь наших детей, и, чем раньше мы начнем молиться, тем лучше.

Корни бедствия глубже

Думать о том, какое духовное наследство родители оставят детям, нужно не с рождения первенца, а намного раньше — когда образовывалась семья. Бог ее созидал или она создавалась на самовольных путях чисто плотских увлечений? Корни бедствия глубже: иногда молодые люди идут к браку, горько рыдая, как Езекия, — только бы исполнились их желания. Самое главное, чтобы им было хорошо! «Мир и благосостояние пребудут во дни мои», а благословит ли Бог детей об этом они не задумываются. Не пережив возрождения, не дождавшись ответа от Бога, не послушав родителей и церковь, они вступили в брак и заложили в основу будущего завещания детям еще одно серьезное препятствие — пренебрежение водительством Божьим и Его всеблагой волей. Удивительно ли, что в таких семьях появляются на свет дети с врожденным пренебрежением к Богу и ко всему святому?! Родители не покорились воле Божьей — вот почему в семье рождаются Манассии. Мы не приведем детей к Богу, если исповеданием не приведем свою жизнь в порядок.

Этими рассуждениями не хочется напугать родителей, что они, в первую очередь, ответственны перед Богом за упущения в воспитании детей (а эти упущения не без последствий!), а помочь сосредоточить все силы, все время на духовные нужды, на небесную устремленность, на совершенную покорность воле Божьей как отцов, так и матерей.

Завещание вечной жизни

Тимофею, истинному сыну в вере, возлюбленному сыну, Апостол Павел оставил чудесное завещание: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни...» (1 Тим. 6, 12). Ценно ли оно на земле? Получивший его, что приобретет во временной жизни? Здоровье? Богатство? Положение в обществе?

Это завещание веры, согласно которому Тимофей будет странником и пришельцем на земле.

Это завещание лучшей надежды на вечную жизнь в горнем Отечестве, которое Бог приготовил любящим Его.

Это завещание страданий. Тимофей, благовествуя Царство Божье, будет гонимым.

«Преподаю... такое завещание, чтобы ты воинствовал... как добрый воин» (1 Тим. 1, 18).

Это завещание духовной брани. Тимофей, проповедуя слово, должен будет обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием всех, кто не будет принимать здравого учения.

«Исполняй служение твое», — завещает отец сыну. То есть не от богослужения до богослужения, а день и ночь пребудь в нем, и пусть оно станет целью и смыслом всей твоей жизни.

А земное завещание оставил Апостол духовному сыну?  Оставил, и какое прекрасное: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8).

Да благословит нас Господь быть проводниками Его благодати для детей и никогда не ставить препятствий на пути приближения малых сих к Богу, заботясь более всего об их духовном наследстве. «Сделай завещание для дома твоего...»

«Вестник истины», № 2, 1999.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: