Причины трудностей и различий в толковании притч Иисуса.

В категориях: Библия говорит,Трудные места

пропо

Понимание притч евангельскими христианами.

Теперь рассмотрим особенности понимания притч евангельскими христианами в соответствии с изложенными выше принципами, а также трудности и противоречия, связанные с этим процессом. В качестве примеров представлены толкования некоторых притч или важные для понимания этого отрывки.

Итак, первой причиной проблем, на наш взгляд, является использование так называемого метода читательской реакции. В этом случае игнорируется «научный подход» и выделяется «духовное понимание», что включает в себя поиск подтекста в словах, применение текста непосредственно к себе, минуя весь процесс толкования. Такого рода толкование также часто называется личным исследованием Библии по откровению свыше. Другой аргумент состоит в том, что «духовные истины нельзя уместить в богословские рамки» (хотя большинство толкователей соглашается с наличием связи притч с темой Царства и необходимостью разъяснять те или иные исторические особенности используемых Христом образов). Утверждается, что Библия — универсальна, и там можно найти ответы на все вопросы, главное — читать и молиться, а Дух Божий просветит, как и написано в цитируемых приверженцами этого метода отрывках22. В результате поиска откровений и ответов на вопросы происходит привнесение нового смысла в текст, что таит в себе немалую опасность. Если смысл текста при толковании меняется (или варьируется), то и применение извлеченного смысла также будет просто отличаться разнообразием, но будет противоречивым. Однако если мы подходим к Писанию как к богодухновенному Божьему Слову, содержащему в себе истину, то как же истина может иметь столько значений? С одной стороны, субъективность в большей или меньшей степени присуща каждому, но с другой, настаивать на том, что это и есть единственно правильное решение — неразумно.

Вторая причина тесно связана с первой и заключается в понимании текста вне контекста (метод доказующего текста), хотя иногда и присутствует описание исторической обстановки того времени применительно к аудитории Христа. Однако это приносит мало пользы по третьей причине, суть которой лежит в аллегоризации, то есть в придании особого смысла деталям и истолковании их в самостоятельном значении, что можно охарактеризовать как тяготение к мистическому восприятию духовных вещей. Это происходит посредством того же личного откровения или цитирования других отрывков из Писания, то есть соединения параллельных мест снова без учета контекста каждого отрывка. В этом случае приоритет отдается словам, которые содержат в себе некий символ, например, масло — Дух Святой, светильник — Слово Божье и т. д. Основания для этих утверждений можно увидеть в примерах, приведенных ниже.

В качестве первого примера приведем толкование притчи о неверном управителе (Лк. 18:18) В.Я.Канатушем из книги «Притчи Иисуса Христа».

«Вдова из притчи символизирует всех бедных и беззащитных. А кто в этом мире более беден, беззащитен и раним, как не христиане, истинные дети Божии?»

И далее. Судья и соперник.

Кого под ними подразумевает Христос? С ними мы уже встречались в Нагорной проповеди (Мф. 5:25), где Господь призывает мириться с соперником… Мириться означает «освободиться» он него… Словом, соперник — это наш противник… В притче соперник символизирует дьявола, главного врага верующих… Если сатана вас… одолевает, тотчас же освободитесь через молитву… Наша задача – понять главный смысл… притчи — о необходимости постоянства в молитве.

Отсюда видно, что толкователь не только представляет детали с разными значениями, основанными скорее на церковном учении, нежели на принципах исследования текстов, но и разворачивает проповедь на каждый из используемых образов, что свидетельствует об игнорировании заложенной в тексте мысли. Кроме того, цитирование фразы «хотя и медлит защитить их» ассоциируется им с отрывком из 2Пет. 3:9, где «…не медлит Господь исполнением обетования…, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб…». Если сопоставить контекст того и другого с этим отрывком, то станет понятно, что к притче он не применим. В последнем говорится в противовес словам противников, что суд Господень не замедлит прийти, а задержка во времени является милостью Божьей для людей, чтобы дать им время раскаяться.

Учение поместных церквей евангельских христиан, особенно старшего поколения, оказывает очень сильное влияние на понимание верующими текстов Библии, в том числе и притч. Проповеди, произносимые с кафедры служителями, имеющими большой авторитет в церкви, считаются словами, исходящими от Бога, воспринимаются беспрекословно и не подвергаются сомнению основной массой прихожан. Всякое же новое толкование почитается оскорблением для всей церкви и чуждым Богу. Итак, наблюдается тенденция не просто получить откровение от Бога, сразу выводя соответствующее применение, но также сопоставлять и таким образом ограничивать это откровение учением церкви. Следующие два примера иллюстрируют этот факт.

В. Куликов, объясняя притчу о драгоценной жемчужине, в первую очередь, идентифицирует жемчужину с Христом, поскольку «Он является драгоценностью для нас (1Пет. 2:6)… прекраснее всех сынов человеческих… (Пс. 44:3)… в нем заключена совокупность совершенства». Далее поясняется идея поиска (Христа): «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1) и «…взыщете Меня и найдете, если взыщете меня всем сердцем…» (Иер. 29:13), то есть «Господа можно найти везде…». Однако для этого необходимо заплатить цену: «от многого отказаться…отвергнуть себя…оставить все грехи и всякое нечестие…». И, наконец, последняя деталь относительно местонахождения жемчуга: «Жемчуг образуется на морской глубине: там он приобретает свои замечательные свойства. Подобно этому наш Господь… три дня и три ночи находился в сердце земли… (Мф. 12:40)» (В. Куликов, 1981, с. 1921).

Другой пример — толкование притчи о работниках в винограднике (Мф. 20:116) в интерпретации, предложенной пастором Шатровым. В этой притче он сразу выделяет семь принципов, важных для христианина. В контексте наших рассуждений обратим внимание на четвертый и седьмой принципы. При этом делается вывод о «сострадании Божьем к безработным, стоящим на рыночной площади», а также о том, что «когда христианин входит в Божью семью, он также становится работником в Его винограднике, неся порученное служение» (Шатров П.К., 2000, с. 419). В свете вышесказанного интересно сравнить толкование этой же притчи, предложенное другим автором — В.Я. Канатушем в книге «Притчи Иисуса Христа». Сначала он «расшифровывает» образы основных персонажей притчи: хозяин — это Христос… суверенный и справедливый. Виноградник — это «дом Божий: в Ветхом Завете это Израиль (Ис. 5:15), а в Новом — Церковь Христова. В Церкви Господь поставил пять категорий служителей: Апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя (Еф. 4:113). Все это, согласно притче, нанятые Им работники для труда в Его винограднике… Для работников же очень важно быть верными… (Лк. 16:112)». Далее, объясняя главную мысль притчи, Канатуш определяет вопрос, заданный Петром, как основу для притчи (Мф. 29:27) и делает вывод, что «духовный работник, извлекающий выгоду из двух миров, неблагонадежен для Царства Божия». При этом «в вечности Он оценит не по объему, а по качеству выполненной работы». В заключение слова Христа «так первые будут последними, и последние первыми» интерпретируются следующим образом:

Первыми можно назвать также тех, кто был призван в юности, а последними — тех, кто был призван в пожилые годы… Господь предостерегал и тех, и других, чтобы не гордились своим первенством…24.

Из этих примеров можно выделить еще один принцип, используемый евангельскими христианами при толковании, — смешивание самого толкования и применения. Так О.А. Тярк указывает на следующие правила, которые необходимо учитывать:

Во-первых, «понять содержание притч»;

Во-вторых, «знать обычаи того времени»;

В-третьих, уяснить, какая мысль является центральной;

В-четвертых, притчи, в которых мы не можем определить фон событий, «необходимо объяснять с точки зрения общего учения Христа»;

В-пятых, «понять, какая часть относится только к содержанию притчи, а какая к толкованию.

В-шестых, принять во внимание факт, что «Дух Святой — лучший истолкователь».

Можно сказать, что эти принципы весьма существенны, хотя бы теоретически, пусть даже на начальном уровне. Они требуют развития, поскольку, чтобы их применять, необходимо знать, как это делать, и иметь необходимую информацию, то есть достаточно вспомогательного материала.

Принципы толкования притч Иисуса Христа и их понимание евангельскими христианами России.

Богословские размышления #4, 2004.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: