О Божьем Плане Спасения (общероссийский проект «Преображение»)

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая

христос

Зайченко А.С.

Евангелие Христа – это прежде всего весть о спасении, исходящая от Бога, в которой мы находим полный набор Божьих инструментов, способов, превращающих под действием Духа Святого внешне пассивную форму самой Благой вести, в развернутую программу перехода человека еще в период земной жизни из царства греха, несовершенства в абсолютно новое состояние гражданина Царства Божия.

Этот переход воплотился в Божий План Спасения, который оснащен всеми необходимыми аргументами, объяснениями, мониторингом и даже реальным обеспечением. Прежде всего в нем присутствует мощное мотивирующее начало: План раскрывает перед человеком Божье откровение о том, что его спасение на самом деле прежде всего нужно самому Богу, оно постоянно находится в центре Его внимания. Лишь по этой одной причине такой План уже заслуживал евангельской миссии на землю в виде Боговоплощения Христа: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа», (Еф.1:3-5).

План содержит в себе невиданные по своей привлекательности обещания человеку – сверхъестественное улучшение личных качеств и способностей верующего, приближение их к уровню святости и славы Богочеловека. Трудно представить себе дар, хоть отдаленно похожий по своей щедрости на прежние награды Бога, приведенные в Святом Писании.

Бог-Творец.

Евангелие Спасения - это не пассивная информация о возможном будущем событии и даже не просто обещание и завет Бога с людьми, а полновесная программа со своим собственным обеспечением, или в терминах сегодняшнего дня - инструментарием, логистикой, средствами мониторинга, управления и контроля. В ней самым активным образом участвует вся Божественная Троица. Бог-Творец выступает в Плане как автор, заказчик и как главный будущий бенефициар: Его интерес – засвидетельствовать вселенной в ее временной и пространственной безграничности совершенство своего Творения, избрав для этого самый убедительный способ – добровольное, осмысленное принятие человеком Бога –Творца.

При этом, для убедительности этого космологического эксперимента фактор наличие свободного выбора и свободной воли у человека можно считать решающим. Бог обеспечил это условие через предоставления человечеству многочисленных исторических шансов построения своего, земного человеческого «царства божия» с вариантами подчас внешне убедительных альтернатив (в том числе коммунизма, тысячелетнего рейха, современной либеральной демократии и пр.). Испробовано поистине все и, наверное, будут попытки дальнейших проб доказать, что люди могут построить замкнутую на себя систему мироустройства без Бога. Так что выбор будет действительно свободным и даже выстраданным. Тем большую убедительность это принесет замыслу Божьего Творения человека.

В конце концов от Него все Творение пришло в мир, в Нему оно должно вернуться, но уже в виде искупленного, преображенного, освященного и прославленного человека.

Христос

Христос по воле Бога-Отца не только исполнил функцию посланника, передавшего этот План людям. В этой «божественной командировке» на землю Он обозначил для человечества новую эпоху – эпоху начала Царства Божия, которое, как и само спасение, начинается уже здесь на земле и заканчивается в вечности, то есть не заканчивается никогда. Иисус научил людей пользоваться этим Планом, он подобрал первые кадры – учеников для его исполнения. Он создал стартовые условия запуска Плана, искупив для этого Своей кровью ошибки чисто человеческого плана в развитии земного творения, где вместо воли Бога занимала свободная воля человека. Этим самым исторически Христос вывел человечество из тупика саморазрушения. Но, пожалуй, самое главное для людей нынешнего века состоит в Его активном участии в Плане со стороны Небесного Творца. Именно Христос задал для людей основные Свои личные параметры данного проекта, примеры-образцы уже для первых Его учеников. Через Его апостолов, а позже и Его церковь эти образцы стали духовными, нравственными эталонами для многих поколений христиан вплоть до нашего времени. Более того, Сам Христос по сути вписан в Божий План спасения как образец-цель, к которому мы должны приближаться по мере нашего, освящения. В качестве эталона преображения Бог-Отец вряд ли станет для нас образцом – онтологически мы слишком несоизмеримые сущности. А вот в образ Иисуса Христа, Богочеловека, доступного, близкого нам для восприятия и подражания –вполне возможная, хотя все равно запредельная цель - стать «причастниками Божеского естества» (2Пет.1:4).

 

Дух Святой.

На страницах Ветхого завета Святой Дух вступал в отношениях с людьми лишь эпизодически. Только после начала развертывания Иисусом Христом Евангельского плана Спасения, этот персонаж Божественной Троицы впервые становится постоянно вписанным в Божьи обетования, планы Бога по отношению к людям: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан.14:26). Со временем богословие, христианская Церковь и человеческая традиция включили Духа Святого в самые разные темы теологии, проповедей, сегодня харизматические и пятидесятнические церкви подняли Его роль на доселе недосягаемую высоту. Но истина остается прежней - Святой Дух был и остается основным действующим помощником, другом, учителем в конкретной программе преображения каждого верующего, реально принявшего Божий План Спасения. Мы «запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его».  (Еф.1:13-14).

В соработничестве с человеком Дух Святой исполняет в Плане роль не только ведущего участника, наставника и помощника, но и Полномочного Представителя Бога в освящении человека в образ Христа. При этом всегда надо помнить (и Дух Святой не даст нам забыть об этом), что соработничество не может быть безусловным, оно принципиально становится возможным лишь при последовательной и осмысленной демонстрации человеком своего согласия с Божьим Планом Спасения, более того, согласия, подкрепленного волей, верой, действиями, мыслями и реальными результатами верующего, независимо от их масштабов, значения и степени заметности. В конце концов, Бог смотрит не на внешние проявления безвольной плоти, а на суверенное движение духа человека. Видимые результаты скорее нужны для самого человека для достижения им текущей психологической и социо-культурной уверенности в верности избранного пути.

Благодать.

Сегодня, к сожалению, христиане часто путаются в вопросах природы и смысла Божьей Благодати. В контексте Божьего Плана Спасения действие Божественной благодати проявляется в человеке через Духа Святого, Который через эту благодать дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения, с её помощью человек преодолевает грех и восстанавливает свое подобие с Богом. Иными словами, именно в Евангелии спасения Дух Святой и Божья благодать спасающая становятся едиными, неразрывными понятиями, выражающими проактивную позицию Бога-Творца в нашем личном спасении.

Итак, понятие «Божья благодать» приобрело этот провиденциальный смысл в Библии именно в Новом Завете, через Евангелие Спасения. Оно вошло в духовный мир человека, оно стало обозначать конкретные действия Духа Святого при соработничестве с человеком в процессе его преображения в образ Христа через освящение, с последующим спасением: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». (Тит.2:11-13).

Царство Божие.

Это еще одна провиденциальная категория высшего порядка, которая вошла в корпус важнейших понятий Божьего Плана Спасения. Она кардинально отличается от прошлых иудейских трактовок этого словосочетания.

Царство Божие внутри нас – это мысли, поступки, движения нашего духа и души, это плоды видимые и невидимые, которые, в конечном счете, вызваны воздействием на нас Благой Вести Христа о нашем спасении и преображении в Славу Бога: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и остальное все приложится вам" (Мт. 6:33).

Бог не предназначил Царству Божию внутри нас восторжествовать в нашем земном мире. Это скорее - "тесные врата, и узкий путь," по которому идут немногие. Оно – лишь преддверие вечного Царства Божия и поэтому в нем нет завершенности. И все-таки Царство Божие внутри нас реально существует, оно есть незримый союз тех, кто решил идти путем спасения через преображения, через духовное освящение в образ и славу Христа.

Это царство можно представить в виде школы, в которой кандидаты на спасение, принявшие завет на освящение, постепенно возрастают в Божьей святости и славе, где Дух Святой несет служение учителем, наставником, соработником и другом. В этой школе ученики, по мере приближения к святым качествам Богочеловека, переходят из класса в класс по индивидуальной, адаптированной специально для каждого из них, программе преображения.

Выпускники этой школы могут лично не знать друг друга, но их всех  знает Главный Куратор школы - Христос, потому что именно в Его образ, славу и святость они стремятся преобразиться и именно Он будет принимать у них главный выпускной экзамен при Своем Втором пришествии. Но по благодати Божьего Плана Спасения все, кто остался в этой школе до конца будут без дополнительных тестов, ЕГЭ и проверок допущены в высшую школу - Царство Божие «в силе». Но даже сегодня эта первая, земная ступень Божьего Плана Спасения в виде Царства Божия внутри нас торжествует своими плодами и достижениями не только в сердцах и мыслях освящаемых, его контуры просматриваются в реальном изменении поведения, моральных и социальных качеств людей, в росте духовного и нравственного потенциала церквей в расширении границ света Евангелия в сегодняшнем мире.

Куратор и спонсор нашей школы преображения позаботился и о том, чтобы в мире не торжествовал старый, укоренившийся взгляд на это небесное учебное заведение как унылую средневековую бурсу, где царят страх наказания, серость и убогость земной жизни, начетничество, срытый обман и предательство. Те, кто избрал путь в Царство Божие, могут рассчитывать на духовную радость и земные благословения уже в этой жизни: «Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной». (Лук.18:29,30). Поистине, благодать спасающая, исходящая на нас от Духа Святого расчищает, путь к преображению, а благословения Божьи поддерживают наши телесные и эмоциональные силы.

И в заключении несколько слов о смысловой нагрузке слова «спасение».

Как правило, библейское понятие «спасение» для современного христианина перенасыщено нечеткими смыслами и переживаниями, которые несут в себе отпечаток произвольных толкований этого термина, накопленных за сотни лет осмысления многими поколениями богословов. Кроме того, на сегодня это слово отягощено нашими ожиданиями попадания под жесткие фильтры и предварительные условия, с трудностью возрастания в святости как непременного условия достижения спасения, а также страхами утраты накопленной благодати из-за греховной природы человека. На самом деле процесс спасения, как и освящения, если он проходит с участием Духа Святого и нашей воли (силы веры), – процесс не только вполне доступный верующим, но изначально заложенный в природу человека Божьим проведением.

Слово спасение не передает состояния длительности процесса, обычно оно означает одномоментное, неожиданное избавление от очень серьезной опасности, спасаться нельзя долго, годами, а то и всю жизнь, как об этом говорится в Библии. Ведь евангелие учит что спасение от Бога не приходит разом, «залпом», это – длительный, противоречивый процесс. В русском языке эта состояние-событие передается словами «освобождение», «избавление». Но библейский смысл спасения состоит не в избавлении от чего плохого (это слишком скромная награда для человека от Господа за подтверждение совершенства Его Творения), а скорее в приобретении новых, невиданных в нашей земной грешной жизни благ. Если же мы хотим оставить слово спасение, то для передачи продолжительности этого процесс лучше использовать словосочетание «идти по пути (путем) Спасения».

Христос есть дверь, в которую мы входим после принятия Христа, но Он есть и путь, путь ко спасению, по которому мы идем не в автоматическом режиме, а вполне осознанно, проявляя нашу волю, нашу веру и принимая поддержку от Святого Духа: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6).

Зайченко А.С.

Автор общероссийского проекта «Преображение»)

Газета Протестант.ру    

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: