Проект «Преображение» – это приобщение к Славе Христа каждого христианина, каждой церкви.

В категориях: Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая

план4

Зайченко А.С.

   1. Что такое спасение.

К сожалению, в наше время, в нашей российской действительности и в наших церквях евангельское понятие «спасение» уже не передает чувств переживания новой радости и новых благ нового чудесного опыта общения с Богом. Для многих из нас оно стало не духовно-евангельским, а чисто лингвистическим понятием, которое традиционно (по крайней мере, в европейских языках) ассоциируется с удачным, неожиданным избавлением от конкретного, известного, понятного и очень обременительного горя, беды, несчастия, смерти.

Для передачи евангельского смысла в нашем языке очень трудно подобрать подходящее по смыслу слово. По ассоциации наиболее близко к нему подходит – «получение вечных благ, производимых Славой Божией». Например, мы можем переживать такое радостное чувство при встрече с прекрасным, выраженным в музыке, природном пейзаже – которые мы считаем земным отражением славы Господней. Эта красота, которая по Его воле и благодати посылается как радость, переживается нами в виде эстетического наслаждения. Вхождение в Славу Господню, в славу Христа и составляет акт спасающей Божьей благодати и одновременно нашу награду от Бога за нашу верность, за наш правильный выбор и нашу свободную волю, сделавшей такой выбор, за наш труд преображения и освящения, который мы прилагаем к нашему спасению под руководством Духа Святого: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». (Рим.8:30). Происходит это постепенно по мере нашего освящения, а затем и «восславления» в образ Христа. Не случайно апостол Павел говорит о прелюдии нашего спасения в виде постепенного преображении в Славу Господню: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2Кор.3:18).

Полное игнорирование практики личного спасения.

Евангельская идея спасения сегодня повисала воздухе, она покоится на непрочном фундаменте наших надежд и фантазий. Из нее почему-то всегда изымался ее неотделимый «инструментальный блок» — преображение и освящение как средство и условие достижения спасения. Частично, здесь просматривается политический интерес исторической Церкви, которая не хотела даже с Богом делиться своей властью над людьми, над их свободным выбором «спасаться – не спасаться».

За долгие века своего развития христианские церкви разработали теорию и практику практически всех сторон жизни верующего: его евангелизацию, ученичество, душепопечительство, обращение, посвящения, крещения, служения в церкви и вне ее, борьбы с искушениями и пр. Но в большинстве церквей и конфессий практика личного спасения так никогда и не была разработана и принята к исполнению. А если говорить о преображении и освящении как реальных шагах по пути нашего спасения, то сегодня они практически нигде не практикуются. Главная евангельская весть о личном спасении очень глухо проговаривается, но реально не претворяется в жизни многих церквей и христиан.

2. От замысла – к воплощению программы личного преображения

Спасение человека — главная цель Бога относительно Своего Творения, основная задача миссии Христа на землю и центральная идея Его Евангелия Спасения. Оно достигается через процесс преображение верующего в образ и Славу Христа.

Преображение, в целом, не связано с тяжелыми и неприятными испытаниями, страхами, потерями и поражениями, наоборот, Евангельская весть – добрая и радостная, поскольку она обещает тем, кто ее принял, разные виды благ: как знакомых для нас, так и совершенно новых, неизвестных — «возьмите иго Мое… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Матф.11:29,30). Хотя Бог не отменял упорного и настойчивого духовного труда и даже подвига «по возрастанию в благодати». Но при правильном прохождении преображения, позитивный, в том числе эмоциональный, эффект, получаемый личностью, несопоставимо выше связанных с ним трудностей и испытаний.

Преображение как путь ко спасению начинается с обращения человека к Богу, с принятия им Христа и Его Евангельской вести, с заключением завета со Христом. Все! — Дорога к спасению открыта, Иисус прав — по ней идти легко, поскольку бремя Его легко, а благ на пути много. Но очень многие церкви и сами верующие после принятия Христа даже не пытаются становиться на этот путь практического спасения: их никто не учит этому, им никто не напоминает об этом, у них не врабатывается потребность в этом, поскольку еще на этапе первого знакомства с Евангельской вестью многие, очень важные ценности, принципы и детали идеи спасения, Царствия Божия, преображения и освящения были не объяснены, не проговорены, пропущены. Люди стали христианами, привлеченные не вестью о спасении, а подчас вопреки ей.

Причина — в совершенно неверной трактовке самой идеи спасения, вынесения за рамки евангелия его конечного смысла, провиденциального замысла Творца, и даже замалчивание всех его благ, в том числе радости от ближайшей встречи уже здесь, в этой жизни с Царством Божием внутри нас, Объяснение этому банальное – сами миссионеры и евангелисты об этом не знают. Часто для перезапуска животворящей идеи спасения как для неофита, так и опытного верующего требуется заключение нового особого завета с Богом – завета на преображение в образ Христа, но кто этим занимается в наших церквях?

Преображение как продолжительный процесс в жизни верующего, связан с духовным трудом, духовным возрастанием, духовными результатами (победами и поражениями) и духовными наградами. Сферами приложения этого духовного труда можно считать: 1) поклонение Богу в самой разной форме (в том числе своими духовными и житейскими результатами), 2) возрастание в вере (ее укрепление, обновление), 3) возрастание в Божьей истине (преобразуйтесь умом вашим), 4) возрастание в праведности (личный нравственный рост), 5) свидетельство в мире о Христе результатами своего духовного и нравственного роста (т.н. свидетельство через демонстрацию окружающим своего растущего нравственного и духовного потенциала), а также возможными плодами спасительной благодати. Все сферы важны для верующего, все требуют приложения и самого активного проявления его личной воли в духовном труде и служении.

Разные люди по-разному способны добиваться результатов в этих сферах: у одних хорошо идет с возрастанием в истине, у других – в нравственной сфере, третьи – убедительно свидетельствуют о Боге словом, поведением и результатами своей жизни. Но для Бога важны не столько конкретные результаты в каждой из сфер, а сердце человека, то есть демонстрация преображения в образ и Славу Христа духа верующего, то есть процесса, в котором свободная воля верующего, его растущая уверенность в правильности избранного пути, непрерывно подтверждают превосходство Божьего Творения, сегодняшнюю актуальность и плодотворность евангельской миссии Христа на землю.

Наше спасение продвигается не только по Божьему промыслу (воле Бога-Отца), не только при духовном одобрении и освящении со стороны Христа, но и при непосредственном участии Духа Святого — через непрерывное соработничество между нашей волей и Его благодатью спасения. Значение такого соработничества для тех, кто идет путем спасения, трудно переоценить. Участие Бога – залог успеха. Но здесь не все так просто. Пожалуй, главная проблема для верующего в таком сотрудничестве состоит не в обременительном труде преображения как таковом, а в дефиците свободной воли претендента избрать путь преображения, ведущий к его спасению, не сходить с него, особенно в начальный период освящения.

Опыт ряда церквей свидетельствует, что часто имеют случаи проявления не свободной воли, а ее подавление, манипулирование сознанием и волей прихожан со стороны отдельных пасторов, миссионеров, организующих такие церковные проекты спасения и преображения на принципах кампанейщины («все идут и мы пойдем» или «все не идут, а мы пойдем» и пр), недоинформирования верующих о смысле и значения спасения. Подавленная воля, ограниченная самостоятельность в принятии решения человека, претендующего на вечное спасение, не могут обмануть Бога, который ищет не подневольной жертвы, а добровольного выбора свободного человека, что лучше всех ритуалов, послушаний, молитв и подвигов свидетельствует о высочайшем качестве Божественного творения, о провиденциальной мудрости изначального замысла Самого Творца. Поэтому спасительная благодать Бога по отношению к конкретному верующему, принявшего такой завет, здесь превосходит Божью любовь ко всему Своему творению.

Такая подавленность, несамостоятельность, отсутствие осознанной свободной воли человека обязательно станут препятствием для налаживания духовно-творческого созидательного сотрудничества между Духом Святым и человеком. Вместо соработничества активной, хотя подчас и противоречивой позиции соискателя спасения, может иметь место слепое повиновение, действие «на встречу Богу» не по убеждению, а по навязанному извне шаблону, то есть по принуждению и подсказке.

В чисто духовном измерении процесс спасения человека, в зависимости от того, кто из ближайшего окружения верующего заинтересованно или ревниво наблюдает за ним, может выглядеть по-разному. Большинство «дальних людей», неверующих, просто знакомых могут заметить внешние положительные изменения: в поведении человека, в качестве его жизни. Верующие, особенно близкие по церкви, родственники помимо вышеназванного, могут отметить постоянный интерес человека к проблеме спасения, преображения, его возросший позитивный настрой в личном плане, оптимизм, а пасторы зафиксирует (во многих случаях) рост богословской подготовленности верующего, самостоятельности его суждений.

Здесь надо подчеркнут, что два термина, используемые для оценки практики спасения – преображение и освящения — отражают одно и то же явление в жизни верующего – постепенное вхождение с святость Иисуса Христа, то есть качества недоступные обычному человеку. Эти перемены для стороннего наблюдателя да и самому соискателю заметить невозможно, поскольку человеку в принципе недоступны эталоны и стандарты Божьей святости, без которых его сравнения и оценки ничего не стоят. Реальный прогресс продвижения верующего по пути спасения может знать только Бог, только Он увидит волю, избравшую Евангелие Христа, и дух человека, возрастающий в спасительной благодати Господа. Только Бог может отметить в нас реальные изменения по трем основным направлениям, по которым мы должны изменяться и по которым мы напрямую взаимодействуем с Ним: преображение, освящение и вхождение в Его славу («восславление»).

Поэтому сам избравший путь преображения может быть спокоен насчет осознания существа происходящих с ним перемен: Дух святой Его главный соработник в спасении несомненно даст ему это понять в том числе через радость «неизреченную и преславную» (1Пет.1:8). При этом, если преображение и освящение – это духовный труд, то вхождение в Его славу — это положительный результат действия первых двух усилий. Восславление – это не только наши результаты, но по сути, наши первые награды от Господа, распознавать которые мы можем по той радости, которая приходит к нам в ходе нашего продвижения по пути освящения и причины которой мы подчас не можем объяснить ни себе, ни другим.

Человек, принявший к исполнению евангельский завет на спасение, входит в «Царство Божие, которое внутри вас есть». Это состояние, когда человек начинает регулярно находится не просто в Богообщении, а в одном с Самим Господом проекте – спасении через преображение в святость и образ Христа. Верующий начинает осознавать новые отношения со Своим Создателем. Например, помимо соработничества, это могут быть отношения возросшей зрелости по отношению к истинным мотивам Божьего плана спасения, в том числе общей с Богом ответственности за общее дело – демонстрацию всему окружающему миру, всей вселенной окончательного успеха Божьего Творения, (как в случае с Иовом), отношения младшего, но самостоятельного партнера Бога в Его провиденциальных планах управления и пр. На этом, первом этапе Царства Божия наши контакты, в основном будут замыкаться на личности Иисуса Христа, поскольку именно в Его образ, Его святость и Его славу мы будем прежде всего преображаться.

Зайченко А.С.

Автор общероссийского проекта «Преображение»)

 

Газета Протестант.ру       

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: