Родители и дети: перед лицом Бога и друг друга.

В категориях: Возрастая в личной жизни,Моё домохозяйство

дети

Дети перед лицом их.

М. Горянин.

Праведный муж Божий и отец большой семьи вместо ответа на упреки многоречивых друзей о якобы справедливом Божьем наказании за его грехи — рассказал им о своих жизненных наблюдениях. Они не только интересны, но и весьма поучительны. Иов спросил: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их» (Иов. 21, 7—8).

Ни для кого не секрет, что нового под солнцем ничего нет! Если сегодня люди пьют беззакония, как холодную воду, то и тысячелетия назад земля была растленна и наполнена злодеяниями. При этом люди нередко жили в здравии, достигали старости, были крепки силой. Причем Иов заметил: «Дети их с ними перед лицом их...»

Если дети беззаконных людей всегда были перед глазами родителей, не тем ли более дети христиан? Всякому отцу, тем более матери, хочется, чтобы их сыновья и дочери как можно дольше оставались под присмотром в родительском доме. Правда, в наш век это правило изменилось. В западных странах, например, родители, чтобы быть свободными, стремятся поскорее предоставить своим чадам самостоятельную жизнь.

У служителя одной из церквей нашего братства, отца шестерых детей, один сын неверующий. «Почему?» — сочувствуя, спросил я. «Потому что он рано ушел из дому. Два с половиной года он учился и жил вдали от нас, у неверующих, и до сих пор не придет в себя...» Сын скрылся от глаз родителей, как им казалось, по уважительной причине, и мир погубил его. Родители не учли, что дети всегда должны быть перед лицом их, быть ближе к дому молитвы, ближе к родному очагу. Тогда меньше возникнет проблем, многих опасностей можно будет избежать и не лить жгучих слез. Доверять неверующим родственникам еще не вставших на ноги сына или дочь — опасно. Сына Ионафана, Мемфивосфея, нянька уронила, и на всю жизнь он остался калекой. Если бы несла мать, подобное, возможно, не случилось бы.

«Мы шли на собрание всей семьей, — рассказывал брат по вере. — Малыша я нес на руках, а восемь бежали впереди. Неожиданно я поскользнулся и, чтобы не упасть на ребенка, моментально развернулся и упал на спину. Подбежала жена, взяла ребенка. Он даже не испугался, не заплакал и ничего не ушиб, а у меня целый месяц спина была, как чужая».

Родители в любой ситуации стараются, не щадя себя, защитить и сохранить детей. Мать, не задумываясь, пожертвует всем ради малыша, а чужой человек, кому вы доверили своего ребенка, еще подумает, сделать это или нет.

Вспомним историю из Ветхого Завета, когда Иосиф попросил братьев, чтобы они, отправляясь в следующий раз в Египет за хлебом, привели с собой Вениамина. Отец — Иаков — не соглашался отпустить меньшего. «Я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его,— заверил отца Иуда. — Если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицом твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» (Быт. 43, 8—9). Только после того, как Иуда взял Вениамина под личную ответственность, отец согласился отпустить его.

Бог доверил воспитание детей родителям, а не бабушкам и дедушкам, и уж ни в коем случае неверующим родственникам. Ни с кого другого, а с нас Бог спросит за духовное воспитание наших детей.

Нередко в больших христианских семьях родители не стремятся придерживаться этого благословенного правила: чтобы дети всегда были перед лицом их. Если на утреннее богослужение идет отец, то мать остается дома с детьми, или вечером мать посещает богослужение, тогда отец — дома с детьми. Но самая лучшая возможность воспитания — это когда дети и дома, и в собрании — вместе с родителями. Невозможно воспитывать детей, находясь от них на расстоянии. 12летнего Христа потеряли родители, потому что Он не был перед лицом их. Мария и Иосиф думали, что Он идет с родственниками (Лук. 2, 42—44).

Иногда родители приведут детей на богослужение, сами сядут впереди, а дети за спиной ходят, отвлекают других, шалят. Ни одна мать не должна оставаться спокойной, если не видит перед собой детей. Дети и на собрании должны находиться перед глазами матери, тогда и наставление Господне будет запечатлеваться в их душе, и меньше будет шума, меньше шалостей и упреков и родителям, и служителям.

Плохо, когда родители не видят перед собой детей, и плохо, когда дети избегают родительских глаз. Не смотрят в глаза люди поссорившиеся, люди с нечистой совестью, люди согрешившие. Адам и Ева, вкусив запретный плод, скрылись от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8). Лицо Каина поникло, когда он задумал совершить преступление, а затем он вообще скрылся от лица Господа (Быт. 4, 14).

Обратите внимание на молитву, которой благословляли сынов Израилевых: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6, 24—26).

Не раз, по-видимому, матери и отцы, держа ребенка на руках и разговаривая с другими, замечали, как малыш теребит и поворачивает наше лицо к себе, чтобы что-то сказать. Ребенок жаждет общения, да не простого, а лицом к лицу. Тогда он успокаивается, радуется, что на него обратили внимание.

Давид, оскорбленный сыном Авессаломом, сказал: «Пусть он возвратится в дом свой, а лица моего не видит» (2 Цар. 14, 24). Два года сын не видел лица отца и, хотя был исполнен коварства, все-таки добился желанной встречи. Отец и сын радовались и целовали друг друга.

В одной семье дети не боялись ни розги, ни ремня. Тогда отец отсылал их от себя и говорил, что не хочет их видеть. И шалуны не выдерживали такого необычного молчаливого наказания, покорялись и просили прощения у отца, — только бы быть рядом с ним и видеть его лицо.

«...И внуки их перед глазами их». На родителей возлагает Священное Писание ответственность за духовное воспитание детей. Бабушкам и дедушкам такого права не дано, они могут только с любовью присматривать за внуками, как Ноеминь, и быть добрыми советниками. Тесть Моисея, например, когда привел в пустыню дочь свою Сепфору, жену Моисея, и двух его сыновей, глядя, как Моисею приходится с утра до вечера разбирать тяжбы, дал ему разумный совет. «...И послушал Моисей слов тестя своего, и сделал все, что` он говорил» (Исх. 18, 17—24).

Читал я о разумном дедушке. Он, видя, как мать то и дело награждала ребенка легкими шлепками, сказал: «Наказание — это серьезное переживание, это событие, а не шутка...» Мать поняла свою ошибку и после очередного непослушания привела сына в спальню. Оттуда до слуха дедушки донесся плач любимого внука, а потом и слова сердечного покаяния.

А разве разумно наказывать детей сантиметровой лентой? Так можно только упрочить в ребенке желание делать все по-своему, не боясь наказания.

Замечали ли вы порядок шествия сынов Израилевых из Египта? Моисей сказал фараону:

«Пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями...»

И только потом — волы, овцы и все прочее. Почему бы старикам не замыкать шествие? Ведь они опытней, предусмотрительней, да и бесстрашней. Господь по-особому заботится о слабых и Моисея научал этой мудрости. Взрослые дети должны опекать старцев и стариц, потому что, прожив нелегкую жизнь, они слабеют, становятся немощными. Недаром в народе говорят: что старый, то и малый. У бабушек и дедушек чувство жалости преобладает над чувством долга и справедливости. Они не могут наказывать, когда это необходимо, и больше потворствуют, относятся слишком снисходительно к недопустимым поступкам внуков.

Родители не только должны постоянно видеть своих детей, чтобы знать, чем они занимаются, но и сопутствовать сердцем каждому их шагу, когда они скрываются и уходят от взоров старших.

Елисей был духовным отцом и наставником Гиезия. Каждое слово слуги, каждый его поступок не оставался без внимания Елисея даже, если Гиезий куда-то отлучался.

«Откуда, Гиезий?»  озабоченно спросил пророк своего слугу.

«Никуда не ходил раб твой», солгал Гиезий после тайной встречи с Нееманом.

И сказал ему Елисей: «Разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился на встречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды?..» (4 Цар. 5, 25-26).

Какой пронизывающий душу вопрос: «Разве сердце мое не сопутствовало тебе?..» Другими словами: когда ты лгал Нееману, почему ты не вспомнил, какую боль причинишь этим поступком мне? Разве ты не заметил, что мое сердце сопутствует тебе всюду? Где бы ты ни был, что бы ни делал — мне не безразлично твое поведение. Столько времени ты был рядом и неужели не понял, как я ревную, чтобы твоя совесть была чиста и чтобы с тобой пребывал Бог?!

О, если бы сердце каждого отца и матери так сопутствовало везде своим чадам, чтобы не пропустить не замеченным ни один их шаг! О, если бы в каждой христианской семье исполнялось слово праведника древности: «Дети их с ними перед лицом их и внуки их перед глазами их»!

«Вестник истины», №4, 1999.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: