Служение Духа Святого среди верующих, в Церкви.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

дух1

Владимир Дегтярев,

Дух Святой играет жизненно важную роль в жизни верующего человека, начиная с момента возрождения и, затем, на протяжении всей христианской жизни и служения. До принятия Христа человек, в соответствии с Писанием, (1) духовно слеп (2 Кор. 4:4); (2) духовно мертв (Еф. 2:1, 5); (3) отчужден от Бога (Еф. 2:19); (4) не уверен в своем будущем и живет в страхе (Рим. 8:15). Работа и служение Духа Святого решает все эти проблемы. Целью служения Духа Святого является примирение человека с Богом посредством искупительной жертвы Христа и Его пребывание в верующем человеке (Ин. 14:17). Наше спасение можно сравнить с драгоценным бриллиантом имеющим множество граней. Различные аспекты служения Духа Святого являются "сверкающими гранями" нашего спасения во Христе.

  1. Дух Святой возрождает уверовавшего грешника.

Посредством возрождения Бог решает проблему духовной смерти человека, его отчуждения от Бога. Рождение свыше удовлетворяет потребность человека в духовной жизни и новом рождении для полноценной жизни в общении с Богом (Ин. 3:3-6; Еф. 2:1-5). Только через рождение от Духа Святого грешник становится чадом Божьим и наследником Его Царства (Ин. 1:12-13; Ин. 3:3-8; Тит. 3:5). Для того, чтобы возродить человека, Дух Святой обличает его и побуждает к покаянию и вере в спасительную жертву Христа. Когда человек совершает покаяние и, таким образом, отвечает на ту работу, которую Дух Божий совершал в его сердце, Дух Святой поселяется в сердце такого человека и совершает чудесную работу возрождения человека к новой жизни.

  1. Крещение Святым Духом.

Первым, кто затронул тему крещения Духом Святым, был Иоанн Креститель и он говорил об этом как о будущем событии по отношению к тому моменту, когда он произнес эти слова: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3:11). Это заявление позволяет утверждать, что до времени Иоанна такого понятия как крещение Духом Святым не существовало. Тема крещения Духом Святым одна из наиболее сложных из всего учения об этой Личности. Если вопрос духовного возрождения практически не вызывает разногласий в большинстве евангельских деноминаций, то крещение Духом Святым получило наибольшее количество превратных толкований. Чтобы точно понять значение этого понятия, важно понимать правильное значение слова крещение. Русское слово крещение соответствует греческому слову баптизо, которое употребляется в оригинальных манускриптах Нового Завета и имеет следующие значения "окунать", "погружать", "ополаскивать", "очищать омытием водой" и "отождествить себя". Для верного понимания сущности крещения Духом Святым необходимо обратиться к Библии.

При внимательном исследовании Нового Завета можно найти пять отрывков имеющих отношение к обсуждаемой теме (Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5; ср. Деян. 11:16). Важно отметить, что эти отрывки были высказаны Иоанном Крестителем и Иисусом Христом до событий, произошедших в день Пятидесятницы. В частности, слова Христа не оставляют сомнений, что крещение Духом Святым произойдет в этот важный в жизни Церкви день. После дня Пятидесятницы есть только один отрывок из Писания, который ясно и не двузначно указывает на крещение Духом Святым, и в нем говорится об этом как об уже совершившемся в прошлом, законченном событии (1 Кор. 12:13). Павел учит, что Дух Святой совершил для нас удивительную работу. В прошлом, то есть в момент уверования, в соответствии со словами Павла, Дух Святой "погрузил" нас в Тело Христа и отождествил нас со Христом.

Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что крещение Духом в Писании подразумевает присоединение христианина в момент возрождения к невидимой вселенской Церкви Христовой и не имеет другого значения в Писании. Крещение Духом обеспечивает отождествление христианина со Христом. Поэтому Церковь, как тело Христа, разделяет с Ним Его праведность, небесное наследство, священство, царственность (Еф. 1:3; Кол. 2:12; Откр. 1:5-6). В связи с этим важно отметить, что нигде в Новом Завете нет призывов или повеления христианам креститься Духом Святым после уверования, то есть после момента, когда человек становится дитем Божьим (1 Ин. 3:1). Все это подводит к выводу, что каждый верующий уже крещен Духом и поэтому Писание, обращаясь к христианам, не заостряет внимание на этот уже свершившийся факт, а больше внимания уделяет возрастанию во Христе и большему уподоблению Ему.

Невозможно быть спасенным и дитем Божьим без присоединения к телу Христа - вселенской Церкви. Если, как некоторые пытаются учить, крещение Духом Святым происходит не в момент обращения, а позже и является "вторым благословением", не связанным с моментом спасения человека, то должны быть спасенные, которые не принадлежат телу Христову. А христианин вне Тела Христа - нелепость. Исходя из этого, крещение Духом Святым происходит одновременно со спасением и это всеобщий дар для всех христиан и дается одновременно с уверованием.

В связи с затронутой темой важно подчеркнуть, что между крещением Духом Святым и водным крещением существует определенная аналогия и определенная связь. Говоря кратко, в момент духовного рождения, человек присоединяется к вечному Телу Христа - вселенской Церкви, то есть становиться частью Божьей семьи. Это невидимый для нас процесс присоединения к невидимому Телу вселенской Церкви. Но этот процесс должен проявиться в видимых для самого христианина и окружающих его людей плодах покаяния и возрождения. И как результат этого, проявляя послушание Богу, человек сознательно и добровольно присоединяется видимым образом, через водное крещение, к видимой части вселенской Церкви - к поместной церкви, в которой он и посвящает себя на служение Богу. Водное крещение для неверующего человека, то есть человека, не пережившего крещения Духом Святым, и, таким образом, духовного рождения, не приносит никакой пользы, но может принести определенный вред как для церкви, так и для самого человека. Невозрожденный человек кроме "духовного разложения" ничего в церковь принести не может, таковой обманывает себя надеясь на то, что он принадлежит к поместной церкви, и считая, что вопрос его спасения уже, таким образом, решен. Но без возрождения, как сказал Христос, не то, что войти, но даже увидеть Царствия Божьего невозможно (Ин. 3:3, 5).

Размышляя о крещении Духом Святым, невозможно не затронуть событий, описанных в книге Деяния Апостолов. Сразу же необходимо подчеркнуть, что эта богодухновенная книга, которую по праву некоторые называют книгой Деяний Святого Духа, является исторической книгой. Она описывает переходной период становления Церкви, когда еще не был написан Новый Завет. Поэтому эта книга имеет определенные сходства с книгой Исход, где описывается переходной период в жизни Израильского народа, путь от рабства в землю обетованную. Принципы домостроительства Церкви Господь открыл в основном апостолу Павлу (Еф. 3:2-10), и поэтому, если мы хотим разработать учение по той или иной теме, нам важно согласовывать наше понимание с тем, что пишет апостол Павел в своих трудах. Но, тем не менее, книга Деяния Апостолов дает нам некоторые уроки относительно затронутой темы.

а.      Рождение Церкви и создание духовного тела Церкви (Деян.2:1-13).

Ученики, послушные Христу, ожидали того, что обещал Христос (Деян. 1:5). В день Пятидесятницы, благодаря сверхъестественной работе Духа Святого, ученики соединились в один вечно живой организм - Церковь или тело Христа. И таким образом в этот день "родилась" или начала своё существование Церковь Христа. Господь ясно показал, что спасение будет иметь значение для всех людей, независимо от расы или языка, так как Евангелие в тот день зазвучало, по крайней мере, на пятнадцати языках (Деян. 1:8; 2:6-12).

б.      Дверь спасения открыта для Самарян, и они присоединяются к единой Церкви ( Деян. 8:5-17).

В тот день исполнилось обетование, данное Христом ученикам перед вознесением, и Бог открыл двери спасения для Самарян (Деян.1:8). События в этом случае развиваются нестандартно, но этому есть объяснение, так как это особый случай. Господь, в Своей премудрости, делает важное исключение из общего правила. Вероятнее всего, это была одна из первых проповедей Евангелия за пределами Иерусалима. И в том, что Самаряне не получили Духа Святого до прихода апостолов, заключалась великая премудрость Божья. Писание неоднократно говорит о вражде существовавшей между Иудеями и Самарянами (Лк. 9:52-56; Ин. 4:9). По причине этой вражды, существовала реальная опасность образования двух духовных центров, двух независимых церквей - Иерусалимской и Самарянской (Ин. 4:20-24). Поэтому важно было, чтобы, во-первых, Самаряне признали власть и авторитет апостолов и, во-вторых, чтобы апостолы признали, что Самаряне имеют равное с Иудеями право на спасение. Это и случилось, когда апостолы возложили на них руки. Так как евреи и самаряне говорили на одном языке и полностью понимали друг друга, то Господь не применяет в этом случае дар языков для проповеди Евангелия, как это было в день Пятидесятницы, когда было много людей говорящих на разных языках и наречиях.

в.      Язычники присоединяются к Церкви на равных условиях с Евреями (Деян. 10:1-48).

Событие, произошедшее в доме Римского офицера Корнилия, имеет для нас не меньшее значение, чем то, которое произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме. Двери Евангелия были открыты Господом, через Петра "до края земли" (Деян. 1:8) и язычники на равных правах с евреями получили право на спасение во Христе. Господь трижды говорит об этом смущенному Петру и он, наконец, осознав эту истину, произносит знаменательные для еврея слова: "вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (Деян. 10:28) и затем продолжает: "истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 10:34-35).

Присоединение язычников к Телу Христову посредством возрождения и крещения Духом Святым, сопровождается в этом случае говорением языками. Но эти языки были обычными человеческими языками и служили для пришедших с Петром иудеев знамением того, что уверовавшие язычники исполнились Духом Святым так же, как и они, уверовавшие евреи. Здесь Господь использует дар языка, так как иудеи и язычники хотя и могли понимать друг друга, но, тем не менее, говорили на разных языках, чего не случилось в Самарии, где все говорили на одном языке. Доказательством того, что это был один из человеческих языков, служит то, что те, кто были с Петром, ясно понимали, о чем говорят язычники (Деян. 10:46; ср. Деян. 2:11). Вероятнее всего язычники свободно славили Бога на арамейском языке, родном для пришедших с Петром верующих евреев. Когда Петр позже объясняет происшедшее, он подчеркивает - то, что произошло в доме Корнилия, случилось по воле Божьей, и было идентично происшедшему в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 11:15-16).

Так как в день Пятидесятницы Дух Святой дал способность говорить на существующих языках, то, на основании того, что сказал апостол Петр: "Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале" (Деян. 11:15), можно сделать вывод, что и в доме Корнилия Дух Святой действовал подобным образом. Тем более что, для описания произошедшего в День Пятидесятницы и случившегося в доме Корнилия, Писание использует одно и то же греческое слово glw/ssa (глосса), обозначающее разговорный язык или речь (Деян. 2:4 и 10:46). Полученная язычниками способность говорить и славить Бога на новом для них языке была необходима и важна как для апостолов, так и для всех уверовавших евреев. Они вынуждены были признать, что язычники, по милости Божьей, имеют равное с ними право на спасение во Христе.

г.      Ученики Иоанна Крестителя присоединяются к Церкви (Деян. 19:1-7).

На первый взгляд, происшедшее в Ефесе, является наиболее трудно объяснимым. Хотя по одному случаю, трудно поддающемуся объяснению, нельзя делать определенные выводы и тем более формировать учение. Тех, кого Писание называет здесь учениками, были последователями Иоанна Крестителя и до прихода Павла ещё не слышали полного Евангелия, а только знали то, о чем учил Иоанн Креститель. Интересно отметить, что, когда Павел узнал, что они ничего не знают о Духе Святом, он не начинает, как ожидалось бы, преподавать им библейское учение о Духе Святом, но начинает благовествовать о Христе. Здесь с одной стороны видна работа Духа Святого, который желает каждому человеку донести весть о Христе, а с другой стороны, Павел понимал, что без Христа человек не может понять истины о Духе Святом. Когда эти люди принимают Христа своим Спасителем, он крестит их во имя Христа. Во время молитвы над ними с возложение рук они получают дар Святого Духа и начинают говорить языками.

То, что эти языки были подобными языкам дня Пятидесятницы, видно из того, что здесь Писание опять использует то же самое слово glw/ssa (глосса), как и в предыдущих случаях, когда проявлялся этот удивительный феномен (Деян. 2:4 и 10:46). Важно отметить, что автор книги Деяния Апостолов, Лука, описывая те случаи, когда Бог использовал дар языков, поступает так, как поступил бы любой человек, который описывает повторяющееся событие. В первый раз Лука детально описывает происходящее и перечисляет все языки, с помощью которых апостолы обратились к людям, прославляя Бога. Когда он описывает то, что случилось в доме Корнилия, он отмечает, что евреи, находящиеся там, понимали речь язычников, славящих Бога за спасение, и вскользь замечает, что произошедшее является идентичным с тем, что случилось в день Пятидесятницы (Деян. 11:15).

Теперь, описывая в третий раз дар говорения на языках, Лука даже не считает необходимым объяснять, что происходит, а просто упоминает, что ученики, после того, как Дух Святой сошел на них, стали говорить языками. Все это, включая использование Лукой одного и того же слова для обозначения языков во всех трех случаях, когда они применялись, говорит о том, что языки в Ефесе были подобны языкам как в Иерусалиме, так и в доме Корнилия, то есть понятными человеческими языками. Если бы в этот раз было по-другому, то Луке необходимо было бы обратить на это внимание и дать подробное объяснение о каких языках идет речь.

Это событие, вероятно, подчеркивает, что для того, чтобы иметь Духа Святого, недостаточно верить в Бога и частично знать истину и верить в нее, но для человека, желающего быть исполненным Духом Божьим, важно принять Христа, как личного Спасителя. Также для тех, кто следовал за Иоанном Крестителем, необходимо было понять и принять то, чему учил этот пророк, то есть о том, что Христос бесконечно более велик, чем он (Ин. 1:26-31; 3:28-31). Поэтому этим людям нужно было понимать, что Христос, а не Иоанн, единственный кому должно поклоняться. А также им необходимо было признать власть и авторитет Церкви и ее служителей апостолов и смириться перед ними, что и произошло, когда Павел возложил на них руки. И тогда Дух Святой совершил Свою удивительную работу, присоединил этих двенадцать уверовавших к Церкви и показал путь спасения для тех, кто знал об истине только в рамках того, о чем учил Иоанн Креститель.

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: