Основное в природе Бога

В категориях: Библия говорит,Бог творения, творчества и красоты,Комментарии,Личность, обращенная к Богу

bog

Луис Беркоф

А. Знание (относительное) Бога.

Возможность познания Бога отрицалась по нескольким различным причинам. В некоторых случаях это отрицание являлось эквивалентом утверждения, что человек не может постичь Бога. И это, конечно, справедливо. Человеку невозможно всесторонне познать Бога, вникнуть в бесконечные глубины божественной сущности. Но хотя мы можем познать Бога только частично, знание о нем реально и истинно. Принято считать, что человеческое знание Бога является двусторонним, т. е. включает в себя врожденное и приобретенное знание.

Внутреннее или врожденное знание. Утверждение, что человек имеет врожденное знание Бога, не означает, что у него просто есть некая врожденная способность знать Бога. Оно указывает на нечто большее. Однако из этого утверждения не следует, что человек приносит какое-то знание Бога в этот мир при рождении. Внутреннее знание Бога рождается вместе с человеком в том смысле, что при нормальных условиях оно развивается в человеке самопроизвольно, как только он входит в контакт с божественным откровением. Это такое знание, которое человек, поскольку он так создан, развивает по необходимости и которое не является результатом выбора с его стороны. Естественно, такое знание носит достаточно общий характер.

Приобретенное знание. Приобретенное знание человек получает из общего и специального откровения. Оно не возникает спонтанно, а приобретается в результате сознательного и напряженного поиска. Знание может быть получено только в результате изнурительного процесса вникания в суть вещей и размышления, рассуждения и аргументации, и поэтому оно зависит от добровольной направленности воли человека и его постоянных усилий. Хотя все это возможно только потому, что человек рожден способным познать Бога, его приобретенные знания возносят его намного выше, чем внутреннее знание, полученное от рождения.

Иногда говорят, что наше знание Бога ограничено теми отношениями, которые Он установил с Его творением, и не постигает Его внутренней сути, но это едва ли правильно. Было бы невозможно узнать что-либо об этих отношениях без определенных знаний о природе Бога и человека. Благодаря откровению Бога для человека стало возможным получить истинное и правильное знание сути Бога, хотя это знание, конечно, далеко не полное.

Б. Суть Бога как она известна из откровения.

Хотя невозможно дать строгого определения понятия Бога, можно дать общее описание Его сути. Многие так называемые определения Бога уже давались, но, вероятно, лучше всего было бы описать Его как чистый Дух бесконечного совершенства. Такое описание включает следующие элементы:

Бог есть непорочный Дух.

Библия не пытается дать точное определение сути Бога. Максимальное приближение к нему можно найти в словах Христа к самаритянке: «Бог есть Дух» (Иоан. 4:24). Это значит, что Он является, в сущности, духом, так что все качества, которые принадлежат совершенной идее духа, имеются в Нем и Он есть самосогласованная и самоопределяемая сущность. Тот факт, что Бог есть непорочный Дух, полностью исключает мнение ранних гностиков и средневековых мистиков, что Он обладает каким-то эфемерным или утонченным телом, а также что Он является видимым и может быть воспринят с помощью органов чувств.

Персонификация Бога.

Тот факт, что Бог есть Дух, затрагивает вопрос Его персонификации. Дух — это разумное и моральное начало, и поэтому индивидуальность Бога есть рациональная сущность, способная к самоопределению. В настоящее время многие отрицают личностное проявление Бога и говорят о Нем, как о невидимой причине всех вещей, как о всепроникающем первоисточнике мира, как о все включающей в себя цели Вселенной. Однако личностные проявления Бога отчетливо видны в разумном и преднамеренном поведении в мире, в рациональной, моральной и религиозной природе человека, во всех Его проявлениях в Писании. Присутствие Бога, как это описано в Ветхом и Новом Завете, является личностным присутствием. Он представлен как Бог-личность, который приходит и уходит, с которым люди могут беседовать, которому они могут доверять, кто является частью их жизненного опыта, кто поддерживает их в час испытаний и трудностей и кто наполняет их сердца радостью победы. Более того, высшей точкой откровения Нового Завета является личное откровение. Иисус Христос открывает Отца таким совершенным способом, что Он мог сказать Филиппу: «Видевший меня, видел Отца» (Иоан. 14:29).

Бог есть бесконечное совершенство.

Бог отличается от всех своих созданий бесконечным совершенством. Его совершенство лишено каких-либо отклонений и неправильностей. Будучи бесконечным совершенством, Он не только лишен границ, но и вознесен над всеми своими созданиями в безграничном величии. Бесконечность и безграничность характерны для любого проявления божественного совершенства и отличаются этим от достоинств Его созданий. Это хорошо видно из торжественной песни Моисея «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами, творец чудес?» (Исх. 15:11). Дальнейшие ссылки на это можно найти в III Цар. 8:27; Пс. 95:4—6; 96:9; 98:2,3; 146:5; Ис. 57:15; Иер. 23:24. Некоторые современные ученые, такие, например, как Вильям Джеймс и Уэлс, отрицают бесконечность Бога. Они понимают Бога как «конечного, развивающегося, борющегося, страдающего, делящегося с человеком своими поражениями и победами».

Бог и Его совершенство есть одно и то же. Простота есть одно из фундаментальных качеств Бога. Это означает не то, что как дух Бог не имеет сложной структуры, а лишь то, что Его внутренняя сущность и ее проявления едины. Сущность Бога не есть нечто, существующее само по себе, к чему добавляются Его признаки; вся Его внутренняя сущность проявляется в каждом из Его качеств. Принято говорить, что достоинства Бога есть Сам Бог в том виде, в котором Он явил Себя человеку. Его достоинства служат лишь для того, чтобы более детально описать Его божественную сущность. Библия, например, говорит, что Бог есть истина, жизнь, любовь, свет и т.д

Луис Беркоф

Христианская доктрина: Учебник / Пер. с англ. Э. И. Волмянского, О. А. Минск: «Вышэйшая школа», 1995. — 295 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: