От преображения в образ Христа – к домостроительству Божьему.

В категориях: Движение все – но цель еще лучше,Преображаясь и возрастая

plan1

(Общероссийский проект «Преображение»).

Зайченко А.С.

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем», (Еф.3:14-20)

Перед нами молитва-призыв Павла – неутомимого апостола Иисуса Христа, в которой он обращается к Богу, своим собратьям в Эфесе, к нам живущим в последние времена. Содержательно, здесь причудливо переплетены разные стороны незаурядных талантов и устремлений апостола, здесь мы его видим, как: 1) посвященного молитвенника, выступающего в роли защитника и наставника своих доверителей, 2) проницательного богослова, 3) терпеливого учителя 4) эмоционального в своей экспрессии миссионера-проповедника.

Главной темой этого отрывка, да и всей главы этого послания можно считать домостроительство, все остальные вопросы здесь подчинены этой богословской проблематике высшей степени сложности и абстракции.

Предварительно напомним, что в других своих посланиях Павел обстоятельно раскрывает эту тему и даже сам считал себя «служителем по домостроительству Божию», (Кол.1:25). В частности, он указывает, что домостроительство спасения нашего совершается Иисусом Христом по извечному замыслу Бога Отца через служение и общение с нами Святого Духа. Христос оказался той личностью Троицы, через которую начал раскрываться и осуществляться величайший Промысел Творца о чудесном призвании человека - быть рядом с Богом.

Настоящий человек должен жить с Богом, поскольку он Его близкий родственник (дитя Отца Небесного), Его друг (так Иисус назвал учеников), Его соработник и союзник. Карл Барт пишет по этому поводу: «По Своему изначальному замыслу Бог сотворил человека для его участия в истории, где Бог трудится вместе с ним, а он — с Богом; они — партнеры в этой общей истории завета. Поэтому, настоящий человек не может жить без Бога». (Карл Барт, Церковная Догматика, том 2, Издание ББИ. 2011г.)

Для этого Создатель через Свою Божью Благодать запускает домостроительство Божие, то есть Божий План Спасения Своего творения, спасения человека от самоуничтожения. Божье домостроительство планируется на небе, начинает исполняться на земле через освящение, преображение и прославление человека в образ Христа и будет продолжаться в вечности на небесах.

Пройдемся по смысловым отрезкам и фразам этого, на первый взгляд, запутанного и трудно усваиваемого текста.

Начинает Павел с коленопреклоненной молитвы Богу-Отцу: «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле». О каком отечестве здесь идет речь? С одной стороны, все человечество, все народы и племена ведут свое происхождение от Отца небесного, с другой, возможно и более узкое понимание: на отечество на небе и на земле имеют право все верующие в Бога, которые уже пребывают на небесах и те, кто, еще живет в этом мире. Только они на законных основаниях могут называть Бога своим Отцом.

Стоя на коленях, что было совсем не принято в молитвенных обращениях к Богу среди иудеев, апостол Павел просит наделить христиан Эфеса особой силой из сокровищниц Своей славы в виде Дух Святого, чтобы Он укреплял в них внутреннего человека, то есть их веру и дух, которые они уже отдали Иисусу.

По существу, Павел начинает как богослов быстро входить в тему  величественного Плана Спасения человека. Для достижения целей этого Плана - ввести человека в Свое постоянное присутствие и включить его в проект домостроительства Божия, Создатель требует от нас одного – преобразиться в образ Бога. Людей другого качества принять у Себя Он не хочет и не может. Что значит преобразится в образ Бога? В новом Завете есть много мест, которые раскрывают смысл этой великой цели: человек должен по своим духовным, нравственным качествам оторваться от земных стандартов и приблизиться как можно ближе к божественным параметрам святости и славы Христа. Для Творца это будет вполне достаточно.

Но достичь этой величественной цели Божьего Провидения самостоятельно человек не может, поэтому Бог посылает ему (нашему внутреннему человеку) Дух Святой, но только для тех христиан, кто дал свое согласие на участие в этом Божьем Плане Спасения и, в целом, понимает, на что он дал согласие. Ссылок на  это в Библии – множество, укажем лишь на первоисточник: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины». (Иоан.14:16,17). Задача Духа Святого - помочь нам в достижении этой цели путем советов, научения, духовной поддержки, защиты, другими прямыми и косвенными способами, которые в полной мере трудно охватить и перечислить, поскольку они отбираются Им, в зависимости от конкретных нужд и возможностей каждого человека, состояния его духа: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан.14:26).

Иногда верующие при заключении первого завета с Иисусом Христом приглашают Святой Дух, чтобы Он вошел в их сердца (2 Кор. 13:5; Кол. 1:27). Однако Он не может поселиться в них, пока они не примут Христа как своего Спасителя (Рим. 8:9, 11; 1 Кор. 3:16; 6:19). Могу с достаточной степенью уверенности сказать, что подавляющее большинство таких новых христиан не представляют полную картину (могу утверждать – даже частичную) Божьего замысла домостроительства, Божьего плана Спасения и ту великую роль, которую играет в нем Христос как наш Спаситель. Без знания этих истин вообще трудно ориентироваться и в Библии, и тем более достигать роста в практической христианской жизни. Очень часто мы имеем картину, когда с новообращенным завет заключается, крещение проводится, а готовности к исполнению главной цели евангелия Спасения не наступает. И это не было бы большой бедой, если бы такие христиане, в большинстве своем, вскоре после воцерковления не прекращали свой духовный рост. В таком человеке Духу Святому делать нечего, он обходит его стороной. Правда, сам новообращенный этого не осознает, и потребности в этом в нем не возникает, поскольку осознать и желать можно только то, в чем разбираешься.

Но Павел считал, и возможно, не без оснований, что его собратья из Эфесской церкви знали, что такое спасение, они искренне желали достичь его и нуждались в разъяснениях странствующего апостола: как это можно сделать, и какую роль здесь играет Дух Святой. Потому Павел учит, что цель первого этапа нашего преображения состоит в том, что после подтверждения нашего решительного и открытого согласия с Божьим Планом Спасения (завета преображения), Дух Святой должен прочно утвердиться (поселиться) в нашем внутреннем человеке, поскольку именно там расположен источник нашей духовной жизни. Хотя наш внешний человек, с возрастом постепенно разрушается, внутренний, духовный человек будет непрерывно оздоровляться Святым Духом, который укрепляет наш дух, ободряет, направляет, насыщает нас духовной силой. (Деян.1:8).

К сожалению, большинство христиан по недомыслию или слабости воли так и не решаются на этот первый шаг, они так и не постигают великой радости переживания внутри себя действия благодати Духа Святого. Вместо этого такие верующие испытывают уныние, страдания, разочарования, их внутренний человек так никогда и познает благодатного воздействия Духа Истины.

Павел далее учит, что от нас требуется лишь проявление постоянной силы воли и силы веры на стабильное пребывание в этом небесном проекте – остальное берет на себя Дух Святой. Господь желает, чтобы Его творение подтвердило Его Славу, Он хочет, чтобы как можно больше христиан открыли свои сердца для преображения и приняли Духа Святого. Но в этом никак нельзя видеть особый способ домостроительства через желание Творца в максимальной степени раздавать Самого Себя (в виде Духа Святого) всем подряд, направо и налево, знающим и незнающим Христа, Божий План Спасения и домостроительную идею Евангелия Спасение (концепция Джона Мак-Артура). Или тезис другого богослова (Уитнесса Ли) о том, что в нас входит не только Дух Святой, а еще и Бог-Отец, и Христос-Сын Божий, то есть вся Троица (тогда вообще теряется смысл нашего стремления к Царству Небесному).

Помню, как меня в свое время вдохновила книга Роберта Мунгера "Мое сердце – дом для Христа", по мотивам Откр. 4:20, где в жанре аллегории разные стороны жизни верующего раскрывается как отдельные помещения его воображаемого дома (а на самом деле его сердца). По комнатам дома этого верующего ходит Христос и наводит свой порядок: например, из библиотеки Он предлагает вынести как мусор всю непотребную литературу и картины и заменить их Библиями и христианскими материалами. Наконец, Он очищает весь дом (то есть сердце верующего) и соглашается поселиться в нем. Брошюра оказалась очень эмоционально выдержанной и даже захватывающей. Но позже возникли и стали нарастать вопросы, на которые книга ответов не давала: Как быть с тем, что Христос приходит прежде всего к грешникам, разве мы можем в этой жизни полностью очистить свое сердце (дом) от пороков, и самое главное, почему здесь всю работу делает Христос, а не Дух Святой, ведь Писание говорит обратное? Думаю, что стих из Откр.4:20 – это послание для людей, пока только ищущих истину, которые впервые могут открыть дверь Иисусу (а могут и не открыть). В целом, эта брошюра - пример легкого христианского мифа-аллегории, но есть, как мы видели выше, и посерьезней.

Если верующие регулярно направляют свою волю на исполнение пожеланий Святого Духа, руководствуются в жизни истинами Божьего Слова, они несомненно укрепляются в Духе Святом. Получая духовное питание, обучаясь и назидаясь, они постепенно приобретают нужную ориентацию в духовном пространстве, их духовные принципы приобретают четкость и направленность на истины Божьего домостроительства. В результате, те, кто практикует преображение, вскоре могут заметить, как возрастает их сила веры и одновременно реже проявляется греховная природа.

Еще раз повторю, ибо это очень важно, такое сотрудничество с Духом Святым для нас не связано с особыми, сверхчеловеческими, духовными, нравственными, физическими и познавательными усилиями. Главное - проявлять силу воли и силу веры, чтобы оставаться в доступных нам рамках Божьего Плана Спасения и Евангельской вести Христа. Кроме того, сам тип отношений, который складывается с живущим в нас Духом Святым, тоже не обременителен, поэтому не случайно он назван соработничеством, общением в любви, вере и надежде. (1Кор.3:9).

Поэтому вслед за Павлом мы можем в молитве просить Духа Святого (в других местах Нового завета можно найти другие синонимы: Дух Христа, Дух Божий, Дух Истины и просто Христос) через нашу веру и волю утвердиться крепко в сердце, внутри нас. Теперь нам становятся более понятны фразы и комбинации слов Павла из стартового отрывка: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши», (Еф.3:16,17).

Выше мы уже отметили главную цель этого духовного трансферта (принятие Духа Святого) – воссоединение человека с Богом, а именно в Царствие Божием совместно со Христом, исполнившим миссию нашего Спасения. Но в данном отрывке Павел как пламенный миссионер, облекает эту мысль в эмоционально возвышенные духовные образы и коннотации: «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». (Еф.3:18,19).

О чем говорит здесь Павел? Глубинная причина, побудившая Бога пойти на этот План нашего Спасения (как и предыдущий план Творения), кроется в Его великой любви к человеку, любви для нас до конца не понятой и не осмысленной в ее космогонической обширности, провиденческой мудрости и домостроительной законченности. Поэтому, чтобы нам полнее уяснить непостижимый замысел этого Плана (а к этому нас призывает и наш обновленный внутренний человек, и Сам Бог), и перейти на волну благодатной Божьей Любви, мы должны укорениться и утвердиться в стремлении к любви. Конечно мы все согласимся, что наивысшее желание и даже повеление Бога заключается в том, чтобы мы, искренно любили не только Его, но и друг друга. Но именно здесь в истории человечества, да и самого христианства кроются очень большие проблемы.

Трудно поверить, что любовь будет первым плодом нашего духовного освящения и это, несмотря на то, что она является ключом к достижению полного преображения. Не будем гордецами. Мне представляется, что задача исполнения совершенной любви будет одной из последних, которые мы сможем решить в этой жизни в процессе нашего нравственного и духовного возрастания. Полагаю, и сегодня трудно ответить на вопрос о том, что раньше наступит в нашей преображенной жизни: исход последнего греха, или приход совершенной и полной любви.

Я думаю, Павел это прекрасно понимал, говоря «о меди звенящей или кимвале звучащим». Поэтому здесь апостол просто проводит красную черту под этим качеством возрожденного христианина, призывая эфесян и всех нас всегда помнить о роли любви в домостроительстве Божием и, когда здесь нас постигнут неудачи, вновь и вновь неустанно освящаться. Он призывает нас к познанию любви и ее достижению не как к фиксированному и измеряемому статусу, а как длительному, подчас прерывистому процессу духовного обновления человека-грешника. Здесь главное не ослаблять свои попытки, тем более, что степень нашей зависимости от Духа Святого в этом профиле нашего обновления будет, очевидно, наибольшей. Хотя полного совпадения волны и частот наших чувств (я уже не говорю о подобии в уровне и степени совершенства любви) и Божьей любви достичь не удастся, но через посвященность этой великой цели очень многое в отношениях с Богом для нас станет понятным – другого пути не дано, одни только рациональные умопостроения и размышления результатов не дадут. Лишь исполнив это условие, мы начнем многое понимать в этом замысле Бога: «постигнуть, что широта и долгота, и глубина и высота» и, преображаясь в образ Христа, шаг за шагом приближаться к конечной цели «исполниться всею полнотою Божиею».

Наконец, Павел обнадеживает нас безграничной щедростью Духа Святого, Его великой, встречной, святой симпатией к нам: Он готов совершить для нашего преображения намного больше, чем мы в состоянии не только сделать, но даже спланировать и осмыслить. И за это Ему наша благодарность и слава: «А Тому,  Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь». (Еф.3:20,21).

Зайченко А.С.

Автор общероссийского проекта «Преображение»)

Газета Протестант.ру    

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: