Таинства как символические действия поддержания духовности.

В категориях: Возрастая в личной жизни,Созидая свой внутренний мир

tainm

Владимир Дегтярев

Этот подход имеет своей отправной точкой анализ значения символов в области познания. Оказывается, что в символах, а особенно в символах религиозных, хаотическое многообразие окружающего мира синтезируется в осмысленное целое. Кроме того, поскольку вопрос о смысле и цели жизни является для человека основополагающим, символы, посредством которых этот смысл может быть выражен, приобретают не только познавательное, но и жизненно важное экзистенциальное значение. Больше того, оказывается, что все более или менее сложные смысловые структуры не могут быть выражены средствами одно-лишь логико-рационального мышления, а допускают только символическое

Карл Ранер показал, что в нашем земном мире всё существующее обретает свою идентичность, становится самим собой, а, следовательно, становится реальным, лишь в своем символическом выражении. Так и человек реализует себя не в качестве «чистого духа», а в «пра-символе» своего тела. Эти антропологические предпосылки могут быть отнесены к Иисусу Христу, Церкви и Таинствам. Божия благодать, как примирение Бога и человека и сопричастность человека Богу, становится реальным фактом лишь тогда, когда проявляется, получает видимое выражение во Христе, в Церкви и Таинствах. Благодать даруется только тогда, когда становится видимой и осязаемой вовне.

Пониманию Таинств в этой перспективе могут содействовать (по аналогии) и современные искусствоведческие теории, согласно которым подлинное произведение искусства является местом реального и непосредственного присутствия смысла-логоса, который иначе осуществлен и выражен быть не может. «Искусствоведение, говоря о реальном присутствии, убеждено, что образ девушки на картине не указывает лишь на реальную девушку, но является самой этой девушкой под видом краски и полотна», - пишет один современный немецкий литературовед. Впрочем, подобные идеи были высказаны еще в начале XX века выдающимся российским мыслителем о. Павлом Флоренским, в особенности в его работе «Иконостас», посвященном богословию иконы. Отсюда следует, что Таинства - это форма реального присутствия и действия Христа среди людей (под покровом обряда), характерная для нынешнего этапа Истории Спасения.

Священнодействия Церкви: Таинства

Курс заочного христианского обучения. Институт философии, теологии и истории святого Фомы Католический Центр Духовного Развития ”ИНИГО”, Редактор Владимир Дегтярев, Новосибирск, 2008.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: