Бог в Библии и истории открывает Себя шаг за шагом: сначала Отца, затем Сына, затем – Духа Святого.

В категориях: Возрастая в личной жизни,Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая,Созидая свой внутренний мир

dux8

Григорий Богослов о нашей готовности принять богообщение с Духом Святым.

Само учение о Святом Духе характерно как предание более сокровенное и менее раскрытое, сравнительно с ярким свидетельством о Сыне, провозглашенном Церковью по всей вселенной.

Святой Григорий Богослов отмечает таинственную «икономию» (домостроительство Божие) в познании истин, относящихся к Лицу Святого Духа. «Ветхий Завет, — говорит он, — ясно проповедовал Отца, а не с такою ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и, прежде нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом...

Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу... Видишь постепенно воссиявающие нам озарения и тот порядок богословия, который нам лучше соблюдать, не все вдруг высказывая и не все до конца скрывая; ибо первое неосторожно, а второе — безбожно; и одним можно поразить чужих, а другим — отчуждить своих... У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как Сам Он говорил, ученики не могли тогда носити, хотя и были научены многому... И еще Спаситель говорил, что будем всему научены снисшедшим Духом (Ин. 16:13). Сюда-то отношу я и самое Божество Духа, ясно открытое впоследствии, когда уже ведение сие сделалось благовременным и удобовместимым по прославлении Спасителя».

Божество Сына утверждается Церковью и проповедуется по всей вселенной; мы исповедуем также Божество Святого Духа, общее с Божеством Отца и Сына, мы исповедуем Святую Троицу. Но само Лицо Святого Духа, открывающего нам эти истины, делающего их для нас внутренне очевидными, явными, почти что осязаемыми — остается тем не менее сокровенным, как бы сокрытым в Его Божестве, которое Он нам открывает, в Его дарах, которые Он нам дарует.

Богословие Восточной Церкви отличает Лицо Святого Духа от сообщаемых Им людям даров. Это различение основано на словах Христа: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет» (Ин. 16:14-15). «Общее» Отцу и Сыну- это Божественность, которую Дух Святой сообщает людям в Церкви, соделывая их «причастниками Божеского естества», сообщая огонь Божества — нетварную благодать — тем, кто становятся членами Тела Христова.

В одном из антифонов восточного богослужения поется: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне».

Лосский, В.Н.

Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

Глава VIII. Домостроительство Святого Духа.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: