Право на жизнь в России: откуда исходят угрозы.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

prava

Из Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год.

Представленные в Докладе данные, отражает результаты полномасштабного социологического исследования ситуации с правами человека в России в 2015 году, проведенного Фондом "Общественное мнение" (далее ФОМ) по заказу Уполномоченного в 79 субъектах Российской Федерации, а также силами Аппарата Уполномоченного.

В 2015 году число умерших в России от всех причин составило 1 911 413 человек, из них 458 218 ушли из жизни в трудоспособном возрасте.

164 276 человек из почти двух миллионов умерших погибли неестественной смертью от внешних причин, из них 120 761 человек - люди трудоспособного возраста.

Показатели несколько лучше, чем за 2014 год, но тем не менее вызывают огромную тревогу. Это ничем не оправданные людские потери от неестественных причин, особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Выражая серьезную обеспокоенность неестественной "убылью" населения, пожалуй, главное, в чем можно упрекнуть Правительство страны - это отсутствие гибкой и динамичной системы действий, направленных на опережение и недопущение развития негативных процессов, приводящих к драматическим последствиям.

В стремительно меняющемся мире плестись в хвосте тенденций, навязанных разного рода случайными обстоятельствами, пытаясь хаотично минимизировать ущерб от уже произошедших бедствий - значит обречь страну на вязкое существование вместо осмысленного развития.

Это слабое звено в деятельности правительства затрагивает практически все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Укоренившийся фискально-механический подход перечеркивает саму суть многих стратегий и бюджетов развития. Хроническое недофинансирование образования, здравоохранения, науки, экологии и ряда других перспективных направлений впрямую негативно влияет на качество генофонда, качество человеческого капитала, личностного развития. И это одна из главных причин отставания России в международном марафоне, где интеллектуальный и человеческий потенциал уже давно играют ключевую роль в развитии наиболее успешных стран.

Экономя на реабилитации, профилактике, своевременном и качественном ремонте, охране труда и технике безопасности, контроле за качеством услуг и производства, мы затем судорожно "ликвидируем" непоправимые последствия силами и средствами, в десятки и сотни раз превышающими те, на которые поскупились ранее. Это как пожалеть денег на оборудование одного пункта пожарной охраны, а затем возить воду самолетами для тушения горящей тайги и выделять миллиарды на восстановление уже не подлежащего восстановлению. Это когда проверки детских домов и домов престарелых лихорадочно проводятся только после произошедших в них разного рода трагедий. Это когда вспоминают о строительных нормах и правилах (СНиП), лицензиях, и необходимости проверок надзорными органами только после аварий, пожаров, обвалов, прорыва плотин, обрушения зданий, мостов, провалов дорог, массовых отравлений людей или ничем не оправданных смертей младенцев. Эта хроническая и часто уже бессмысленная суета чиновников на фоне произошедших трагедий все чаще повергает общество в раздражение и шок.

Вынужденно повторяя основные мысли из вступления к Докладу 2014 года, полагаю важным вновь обратить внимание Правительства именно на этот аспект, а точнее - на очевидный дефект управления, непосредственно влияющий на основополагающее право на жизнь.

Следует обратить внимание на следующие источники угроз:

- факты повсеместной коррупции, которые являются основной причиной нарушений прав человека, включая гибель людей;

- принимающий все более изощренные формы терроризм;

- отсутствие механизмов обеспечения неотвратимости и неизбежности наказания;

- "издержки" правосудия, нередко позволяющие привилегированной категории лиц уходить от ответственности за преступления, повлекшие за собой гибель или тяжкие увечья потерпевших;

- неконтролируемые потоки нелегальной миграции и "прозрачные" границы;

- пропажа людей, трудовое рабство, торговля людьми, наркоторговля;

- вирусные эпидемии (в том числе ВИЧ/СПИД);

- бытовое и домашнее насилие;

- природные катаклизмы и техногенные катастрофы;

- высокий уровень изношенности электро- и тепломагистралей, газового хозяйства, разного рода коммуникаций, систем водоснабжения и водоотвода, жилищно-коммунального, дорожного и транспортного хозяйства;

- неэффективность государственного надзора в сфере строительства зданий, мостов, дорог, надзора за качеством предоставления медицинских услуг, лекарств, воды, продуктов питания, детских товаров;

- не соответствующая современным требованиям организация безопасности движения на дорогах;

- снижение возрастного порога алкоголизации и наркотизации населения;

- пренебрежение экологической безопасностью при беззастенчивом лоббировании бизнес-проектов;

- нарастание немотивированной агрессии, обусловленной неустойчивым психоэмоциональным состоянием значительной части населения (по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности).

Вышеперечисленное - всего лишь часть вызовов, угрожающих основополагающему неотчуждаемому праву на жизнь.

Необходимо также обратить внимание на эпизодичность и бессистемность государственных мер по восстановлению человеческого и социального капитала в той степени, которая обеспечила бы необратимость положительных тенденций в развитии человеческого потенциала.

Государственным, общественным и научным институтам, чтобы справиться с нарастающим валом вызовов и угроз человеческому существованию, необходимо научиться совместными усилиями формировать опережающие стратегии для их предупреждения и преодоления.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год.

Опубликован 24 марта 2016 г.

Российская газета - Федеральный выпуск №6929 (61), 24 марта 2016 г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: