Когда родился Иисус?

В категориях: Библия говорит,Комментарии

bogoyavlenie

Джон Дрейн.

Не так просто точно определить дату рождения Иисуса. Напрашивается предположение, что Он родился между 1 г. до н.э. и 1 г. н.э. Однако давно известно, что эта дата неверна. Дело в том, что в VI веке были допущены ошибки при исчислении даты начала христианской эры. При определении вероятного момента рождения Иисуса нужно принять во внимание четыре основных соображения:

  • Согласно Евангелию от Матфея 2:1 Иисус родился «в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода», то есть до смерти Ирода Великого, последовавшей в 4 г. до н.э.
  • Лука гораздо больше Матфея стремился поместить свой рассказ в более широкий контекст истории Римской империи. И он сообщает, что Иисус родился «в первую перепись в правление Квириния Сирией» (2:2). Иосиф Флавий упоминает представителя императора

Квириния, который был послан в Сирию и Иудею проводить перепись вскоре после начала христианской эры (Иудейские древности 18:1). Но эта перепись была одной из мер наведения порядка после отстранения от власти сына Ирода Великого Архелая, то есть не ранее 6 или 7 г. н.э., а отнюдь не до смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э. По этой причине высказывалось предположение, что Лука имеет в виду не Квириния, а Сатурния, легата Сирии, возможно проводившего перепись в 6 г. до н.э. Нет никаких данных, которые позволили бы нам понять, почему Лука спутал этих двух чиновников. Тем более что во всех других главах Евангелия и во второй своей книге, Деяниях, он всегда демонстрирует величайшую точность и тщательность в обращении с именами и званиями римских чиновников.

  • Повествование Луки содержит и другие датировки наиболее важных событий в жизни Иисуса. Например, евангелист сообщает, что Иисус крестился в возрасте примерно тридцати лет, а было это «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря» (3:1). Тиберий унаследовал Римскую империю в 14 г. н.э. Тем самым пятнадцатый год его правления приходится на 28 г. Расчеты осложняются тем обстоятельством, что Тиберий с 11 г. н.э. был соправителем своего отчима Августа. То есть, хотя официально императором он сделался только после смерти Августа в 14 г. н.э., практически он стал им за три года до того. Если Лука отсчитывает пятнадцатый год правления Тиберия с 11 г. н.э., Иисусу сравнялось тридцать лет в 25 или 26 году. Тем самым дата Его рождения приходится на 5 или 4 г. до н.э., до смерти Ирода Великого.
  • Время от времени предпринимались попытки воспользоваться естественнонаучными данными для датировки рождения Иисуса, а именно, привязать сообщение о яркой звезде (Матфея 2:2) к небесному явлению (конъюнкции планет), имевшему место около 6 г. до н.э. Эти данные нельзя полностью исключить, они могут быть подспорьем для установления интересующей нас даты, но подобный подход вынуждает нас столько додумывать, что едва ли можно считать его убедительным.

Итак, два свидетельства (Матфея и Луки) указывают на дату рождения Иисуса около 4 г. до н.э. Третье свидетельство, также исходящее от Луки (перепись, проведенная Квиринием), противоречит первым двум. Попытки разрешить это противоречие породили три гипотезы:

Лука был неправильно понят

Некоторые ученые утверждают, что подобной проблемы вообще не существует. По их мнению, с грамматической точки зрения вполне возможно перевести текст Луки 2:2 как «перепись, которая была прежде той, которая проводилась при губернаторе Сирии Квиринии», вместо традиционного: «Первая перепись, которая проводилась при губернаторе Сирии Квиринии». Лингвистически такое истолкование вполне допустимо, хотя едва ли его можно считать наиболее вероятным. Кроме того, тут есть и натяжка: подразумевается, что текст был несколько искажен в процессе передачи. И все же, хотя далеко не все ученые придерживаются этой точки зрения, к числу ее сторонников принадлежат некоторые весьма известные исследователи Нового Завета.

Лука ошибся

Гораздо большее количество ученых выбирают более легкий путь: они предполагают, что Лука приводит ошибочную информацию относительно Квириния. Такое объяснение прямо-таки напрашивается, хотя и оно оставляет без ответа кое-какие вопросы. В частности, непонятно, почему здесь Лука оказался настолько небрежен. Во всех остальных случаях он с большим тщанием проверял свои источники, когда речь заходила о представителях римских властей или событиях в Римской империи. Это было для Луки чрезвычайно важно, поскольку он стремился познакомить с христианской верой высшие слои эллинизированных горожан. То есть излагаемые им факты непременно должны были совпадать с хорошо известными им историческими сведениями. Итак, Лука считал свою информацию верной. Более того, он считал ее вполне совместимой с другими приводимыми им датировками, в частности с датой крещения Иисуса в Иордане. Из указанного здесь возраста Иисуса следует, что Он родился в правление Ирода Великого, то есть опять же за десять лет до губернаторства Квириния — того Квириния, которого упоминает Иосиф Флавий. Из этого, конечно, не следует, что Лука приводит дату рождения Иисуса правильно, но по крайней мере мы видим, что Лука проверял информацию и не видел противоречия между собственными сообщениями.

Лука рассказал не всю историю

Существует еще один подход к проблеме: исходить не из скудных фактов, приведенных в тексте, а из исторических сведений о том, как делались дела на дальних окраинах Римской империи. В 7 г. н.э. Рим управлял Иудеей, но система была ничуть не похожа на современную централизованную систему с мгновенной передачей информации из одной части света в другую. В Древнем Риме не было такой роскоши, как быстрая связь. Декрет римского императора достигал отдаленной провинции в лучшем случае через несколько месяцев, и всегда возникала вероятность проволочек. Порой декрет и вовсе пропадал в пути. Гонцы подвергались нападениям разбойников, корабли терпели крушение, люди попросту исчезали. Например, несколькими десятилетиями позже император Калигула распорядился, чтобы ему воздвигли статую в иерусалимском Храме. Местный губернатор оказался умнее императора: он понимал, что осквернение Храма спровоцирует еврейское восстание, и поэтому обратился к императору с письменной просьбой пересмотреть решение. Калигула настаивал и повторно выслал губернатору соответствующее распоряжение. Корабль с этим приказом добирался из Рима до Иудеи три месяца. За это время Калигулу успели убить. Другой корабль, вышедший из гавани намного позже с вестью о смерти императора и смене политики прибыл на двадцать семь дней раньше первого!

Приняв во внимание эти очевидные практические проблемы связи и управления, мы начинаем понимать, сколь непростым делом была в таких условиях перепись. Она проводилась, главным образом, с целью уточнения данных для налогообложения, и поэтому встречала на всей территории империи систематическое сопротивление. К примеру, в Галлии осуществление этой крайне непопулярной меры растянулось на сорок лет! Теперь мы видим: перепись, завершенная Квиринием в 6 или 7 г. н.э., вполне могла продлиться несколько лет. Скорее всего, статистические данные этого отчета опирались на информацию, собранную задолго до окончания переписи.

Император Август придавал большое значение статистическим отчетам и вполне мог принудить Ирода Великого провести перепись. Квириний был послан в 6 г. н.э. в Сирию навести порядок после Архелая. Естественно, он использовал собранную до него информацию, вместо того чтобы заново начинать утомительный процесс. В таком случае нет причин предполагать, будто сведения о переписи противоречат другим свидетельствам Луки и остальных евангелистов. В совокупности эти свидетельства согласованно указывают дату рождения Иисуса — около 5 г. до н.э.

Джон Дрейн.

Путеводитель по Новому Завету. Пер. с англ. / Джон Дрейн — М: Триада, 2007. — 620 с. John Drane. Introducing the New Testament by Lion Publishing pic, Oxford, England.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: