Усеченное Евангелие Спасения – причина безблагодатности церквей.

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая

blagodat

Зайченко А.С.

Постановка проблемы

Как нам оценить степень духовной полезности наших церквей, их возможность приносить высшее благо людям – то есть именно, то ради чего они были и созданы нашим Спасителем? Если постараться определить влияние евангельских церквей России на общество по количественным параметрам (например, динамике числа церквей, или притоку новообращенных), то следует признать, что ситуация в целом выглядит не блестяще, и основные факторы здесь уже давно известны: а) демографический спад, б) расколы — только в ЕХБ свыше 40 за последние 100 лет, в) социо-культурные и мировоззренческие подвижки окружающего общества – люди во все большей степени стремятся удовлетворять свои духовные запросы вне традиционных церквей, г) церкви, в основной своей массе, так и не научились исполнять свою миссию – нести свет Евангелия в окружающий мир.

Возможно, этот вопрос стоит перенести из плоскости количественных параметров  евангельского движения в качественную сферу. Основным предназначением евангельских церквей, заповеданных нам Самим Иисусом Христом, было и остается: спасать души и славить Бога. Именно здесь находятся основные ресурсы наших общин, но именно здесь их не хватает.

Христос, слабо отраженный в наших церквах.

Богатейшие духовные ресурсы Евангелия Христа, его самые важные смыслополагающие истины, его самые привлекательные идеи, имеющие вневременную ценность, практически не востребованы.  Прежде всего имеются ввиду развернутый Божий План Спасения как отражение Божьего промысла на воссоединение человека и Его Создателя, а также активное участие в этом плане Христа и Духа Святого на стороне человека, Главная печаль наших общин состоит в том, что духовные и богословские установки братских церквей лишь смутно обозначают некоторые идеи евангелия спасения, не связывая их между собой и с конечной целью Божьего замысла, не доводят их до раскрытия, до полного усвоения именно в той детализации, в которая они даются нам в Его Откровении. С точки зрения Евангелия Спасения практически все темы, затрагиваемые в проповедях, к программам обучения, миссионерства, евангелизации остаются полу-раскрытыми или даже совсем не раскрытыми.

1) Сегодня в наших церквах вы практически не услышите проповедей о Евангелии Спасения, о служении Духа Святого внутри нас как части этого служения, о преображении в славу Христа, об освящении.

2) Практически отсутствует регулярное служение преображения и освящения.

3) В церквях не учат целостной картине Божьего плана Спасения и Евангелию Спасения Христа, хотя это центральная идея и замысел Его Евангелия.

3) Основные категории Евангелия Спасения: благодать, Царство Божия, освящение, радость, работа Духа Святого внутри верующего, Святость и Слава Бога, соработничество с Духом Христа и другие не включены в контекст евангелия спасения и часто бывают заполнены другими, вспомогательными понятиями, смыслами и коннотациями. Например, центральная тема Божьего Плана Спасения – благодать спасения — упоминается по разному поводу во многих темах и проповедях, она даже стала популярной речевкой при завершении молитв общего собрания, но при этом ее истинный смысл и назначение остаются полностью нераскрытыми.

4) Все притчи Иисуса (их число по разным оценкам 35-40) имеют своей целью раскрыть особенности Царствия Божьего и спасения как непременного условия его достижения, но очень часто проповедники полностью игнорируют это целевое предназначение притч. Тема спасения на десятилетия просто выпала из проповедей, основанных па притчах.

Тайна Божьего Плана Спасения в России

Говоря о преображении, многие пасторы часто признаются, что не понимают, о чем идет речь. Туман немного рассеивается, когда в разговоре с ними ссылаешься на призыв-утверждение Павла: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2Кор.3:18).  Или приводишь одну из последних заповедей-предупреждений Нового Завета: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». (Откр.22:11). Наконец, один из центральных стихов в Новом завете, где почти буквально делается призыв к преображению, объясняется для чего это совершается и как его надо проходить совместно с Духом Святым: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». (Еф.3:14-19). Здесь как раз и отражена обязательная нацеленность церквей на исполнение своих двух великих задач – спасение душ и прославление Бога. Служителям эти тексты знакомы, но они ими не осмысляются и не переживаются как прямые наставления к преображению верующих в «Божью полноту».

Встает закономерный вопрос: почему Божий План Спасения во всех его деталях не стал в центре служения церквей ЕХБ?

Конечно, православная церковь в России в своем общении с прихожанами по самым разным причинам всегда обходила молчанием эти темы. Это не могло не сказаться на позиции негосударственных, протестантских церквей. Но евангельские общины России, начиная с XIX века развивались не благодаря, а вопреки влиянию РПЦ. Может быть это умолчание центральной идеи и всего замысла Евангелия Спасения, было занесено в Россию западными миссионерами? Да нет, совсем наоборот.

По линии церквей евангельских христиан благословенный Лорд Редсток, заложивший основы евангельского движения в России, практически во всех своих проповедях, вместе с Христом всегда делал упор на идеи преображения в святость Христа, на служение спасения Духа Святого в каждом из верующих. В другой ветви российского евангельско-баптистского братства – христианах-баптистов (в основном, в районах расселения немецких протестантов-баптистов и их потомков в южных районах Российской империи) эти доктрины и практика спасения, преображения, работы Духа Святого тоже были раскрыты и востребованы в практике служения. Наконец, в богословии современных церквей ЕХБ присутствует раздел сотериологии и, хотя в нем остаются определенные неясности, в целом, эти доктрины прописаны в соответствии с общепротестантской традицией.

А как быть с недавней волной западного миссионерства, евангельских миссий, служений представителей западного протестантизма, пронесшейся над Россией? Как они относятся к евангельским идеям спасения, преображения, освящения? Если обратиться к богословию и церковной практике современного западных церквей, которые в последние три десятилетия активно присутствовали на постсоветском пространстве, то можно сказать что их позиции по этим вопросам оставалась неизменной: спасение - это центральная мысль и главный замысел всего Евангелия Христа, а освящение-преображение при помощи Духа Святого – основная задача евангельской церкви и верующих. Практические во всех трудах западных христианских теологов, мыслителей, служителей, изданных за последние 25 лет на русском языке, Божий План Спасения выступает на первом плане. Среди авторов популярных книг можно отметить такие звезды первой величины как: Джон Пайпер, Джерри Бриджес, Эндрю Мюррей, Карл Барт, Юрген Мольтман и многие другие. В качестве примера приведу всем известную книгу Рика Уоррена «Целеустремленная жизнь», целиком посвященной преображению и освящению верующих, книга уж давно переведена на русский язык и, в целом, доступна в евангельских церквях России — Она. Но все это учение, практика и объяснения евангелия прошли мимо церквей евангельско-баптистского братства.

Почему у нас не получается

В разговорах с пасторами церквей они никогда не отрицают центральную роль самого Евангелия Спасения (еще бы — основное содержание Евангелия Христа, Его притч, всего Нового Завета), но на вопрос «Почему церковь не учит этому?» отвечают по-разному, но всегда с позиций пассивной обороны, оправдания. В этом смысле мне встречались три наиболее типичных реакции со стороны пасторов и верующих:

1) Все это у нас уже есть: классы обучения, освящения, программы с душепопечителем – к святости Христа или другие подобные проекты. Правда, мы не особенно увязываем это с Божьим Планом Спасения и тем более с вхождением Духа Святого во внутреннего человека. Но какое это имеет значение? На самом деле речь идет о различиях между истиной и полу-истиной или вернее, между истиной и совсем даже не истиной. В результате, это может означать, в лучшем случае, спорадические, бессистемные, разовые кампании духовно-нравственного просвещения на уровне церкви или малых групп, а чаще — отсутствие и таких программ. Как правило, нет даже приблизительного представления об общей картине Божьего Плана Спасения.

2) Гораздо реже могут встречаться люди, которые действительно сами участвовали в программах освящения или были хорошо о них наслышаны. Это, по преимуществу, члены (бывшие или реальные) общин Совета Церквей ЕХБ. В этом братстве нашлись люди, которые правильно оценили роль евангелия спасения в вечной и земной жизни верующих, поняли необходимость освящения (преображения) в достижении целей Божьего плана спасения и даже верно уяснили неоценимую роль во всем этом Духа Святого. Более того, Международный Совет Церквей ЕХБ, в 2003 году издал специально пособие в помощь своим верующим и служителям: «Об освящении», где излагается в целом здоровая богословская концепция спасения, ее исполнение через освящение членов церквей и ставилась задача «приступить к практическим действиям по очищению и освящению и, очистившись, принять обильную благодать Божью для жизни и служения во славу Его». Но, к сожалению, в практических рекомендациях по освящению просматривается продолжение генеральной линии руководства Совета церквей ЕХБ на педалирование борьбы с другими церквами баптистского братства, героики подпольного служения, страданий как как особого признака расположения Господа, упора на постоянную борьбу с внешними и внутренними врагами нашего спасения.

Вот типичный образец подобных аргументов, взятый из этого пособия: «В таких условиях, когда, помимо суровых внешних обстоятельств, постоянно заявляют о себе и внутренние искушения, — для освящения необходимы силы, которые были бы неизмеримо больше тех сил, которые осаждают нас».

Я говорил с некоторыми из тех, кто проходил такую программу. Их воспоминания полны печали и разочарований как от методов убеждения и душепопечительства, так и от конечных результатов. Во всем чувствовался неуемный максимализм, везде делался упор на почти обязательное присутствие страданий, трудностей и испытаний. По существу, предварительными условиями начала процесса очищения личности провозглашались такие уровни личной духовной силы и зрелости, которые Бог ожидает от нас лишь в конце нашего преображения: «Для того чтобы отдаться во власть Божью, необходимо прежде всего отказаться от своей власти над собой и в самых тяжелых обстоятельствах жизни, повинуясь Отцу Небесному, в покорности произнести: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22, 42)».

О природе благодати спасения, особенно посылаемой Творцом верующему в ходе самого процесса освящения, практически ничего не говорится. Практически получается, что человек сам, своей железной волей и верой, готовностью к страданиям прокладывает себе путь к освящению. Отсюда и незавидные результаты. Преисполненные чувством своей безнадежной греховности и безграничной униженности, люди не могут адекватно славить Бога, в том числе и в освящении. В конце концов, к ним самим можно отнести их собственные слова авторов пособия: «Печально, что многие только после этих стонов и многолетних бесплодных усилий приходят к выводу, что «сила у Бога». («Об освящении», Международный Совет Церквей ЕХБ, 2003).

3) Представители третьей группы (как правило, молодые, образованные, современные пасторы) просто признавались, что да, иногда верующие, особенно среди неофитов, с радостью участвуют в групповых или индивидуальных проектах преображения, но очень быстро разочаровываются и бросают это служение. Служители считали, что в этом вопросе они потерпели неудачу и не хотели бы ее повторять. Их объяснения во многом схожи с аргументами предыдущей группы: - «Желающие пойти путем освящения, никогда не готовы добровольно смириться с преобладанием на этом пути тяжелых обстоятельств, люди не выдерживают жестких установок на страдания и испытания, более того, раз оступившись, они затем просто быстро выпадают из процесса освящения, (а подчас из церковной жизни, вообще), поскольку были переполнены чувством собственной вины за нестойкость в вере и слабость ко грехам. Более того, они постепенно понимают, что не могут изолировать себя от окружающего мира, греховное падение которого непрерывно продолжается». После первых попыток пасторы обычно, прекращают эксперименты с освящением в своих церквах.

Что ответить на эти доводы и объяснения? Наш Бог, Дух Христов входит в нашего внутреннего человека для нашего освящения не на вечер, не на неделю и даже не на год. Он поселяется в нас, как минимум, до конца нашей земной жизни и даже навечно, торопиться Ему некуда: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек», (Иоан.14:16). Он не ставит перед нами блистательные задачи нашего быстрого обновления, быстрой победы над грехами, преображение будет продолжаться всю нашу оставшуюся жизнь, шаг за шагом. Эти шаги будут лучше всего известны Ему, для нас они будут не так заметны и даже понятны, но окружающие могут заметить лишь коренные, качественные перемены, происходящие в человеке совсем не часто. Поэтому перед Святым Духом и человеком в преображении не стоит задача уйти в изоляцию от окружающего греховного мира и этим самым облегчить процесс освящения в святость Христа: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». (Иоан.17:15) Надо всегда помнить, что сами мы не продвинемся в своем освящении ни на шаг без конкретной помощи, самого активного участия Духа Святого, который управляет всем процессом преображения, находясь в нашем внутреннем человеке. Нашему Всемогущему Попечителю и Соработнику вполне по силам справиться со вселенским грехом (при непременном условии сохранения нашей веры и свободной воли).

Да, освящение — это очень серьезное совместное служение Бога и человека, вполне соответствующее великим наградам, ожидающим нас в конце пути. Но даже в земной жизни Христос обещает нам не только испытания, но и радость совершенную. В евангелии от Иоанна (главы 14-17) Иисус, передающий в последний свой вечер ученикам Свой завет-программу спасения, четыре раза включает в нее «радость» как результат, условие и сопутствующее обстоятельство нашего освящения. Более того, здесь Он пять раз повторяет им в ободрение: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Бог, принявший решение и поселившийся в нашем сердце для совершения нашего преображения, не покинет нас ни при первой нашей ошибке, ни при других, самых тяжелых обстоятельствах жизни. Говорит Христос об этом и в других местах Евангелия, когда Он предупреждает верных о том, что соработничество с Ним при освящении будем легким и благим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Матф.11:28-30).

Что сильнее, человеческая культура или Божий промысел?

Возникает даже вопрос, а могут ли церкви, с таким завидным упорством и постоянством избегающие в своем служениях, в том числе миссионерстве, ученичестве, душепопечительстве, проповедничестве основные, центральные идеи Евангелия, называться христианскими? Могут ли и они называться евангельскими, если умалчивают о главных целях евангелия, ради которых Христос и пришел на землю, отдал Свою жизнь на кресте, основал свои церкви? Что из драгоценных даров великой надежды, радости совершенной, глубин мудрости Божьего Откровения, переданных нам Сыном Божьим, может передать членам своих общин и неверующим людям такие церкви «усеченного христианства»?  Истины о смерти и Воскресении Христа, Его нравственные заповеди? «О том, что Бог нас любит?» Но этого явно недостаточно! Насколько плодоносной может быть программа миссионерства, служение евангелиации, если по выходу из нее будущие христиане понятия не имеют о замысле Бога относительно их будущего, о главной цели Евангелия Спасения, о благодати спасения, посылаемой всем, кто принимает Божий План Спасения, о Духе Святом, который поселяется в нас чтобы вместе проходить наше преображение в славу и святость Христа.

Широкая распространенность этого явления среди церквей евангельских и баптистских братств наводят на мысль о наличии общих объективных условий и обстоятельств сохранения таких «пропусков». Назову лишь некоторые возможные причины этого:

а) Историческая неукорененность богословия баптистских церквей. Кстати, в православном богословии догмат спасения присутствует очень рельефно. Более того, она через Владимира Лосского, Николая Лосского, Павла Евдокимова и др. была радикально продвинута вперед – до идеи полного обожения человека в Божье естество. Другое дело, что в реальной церковной практике РПЦ эти идеи полностью игнорировались.

б) Слабая богословская подготовка (до недавнего времени) пасторов и главных служителей церквей, в результате им были недоступны основные положения даже того богословия, которое уже имелось в братствах, все это заменялось собственным толкованием, собственными «откровениями».

в) Традиционно очень слабая богословская дисциплина в церквях нашего братства, когда на кафедру «по движению Духа Святого» учить, проповедовать и благовествовать допускаются люди, мягко говоря, недостаточно знакомые с вероучением своих церквей.

г) Возможно, миссионерский (экспедиционно-проектный) подход к формированию многих новых церквей, союзов и объединений, когда главным считалось быстрее создать общину, запустить ее, а за богословие, полноту самого евангельского учения, отвечать будут уже другие.

д) Возможная боязнь пасторов утратить контроль над членами общины, которые в процессе преображения под руководством Духа Христа, начинают активно проявлять свое мнение, позицию по самым разным вопросам церковной и духовной жизни. Преобладающий семейно-авторитарный стиль руководства евангельско-баптистских церквей, в принципе, часто не может с этим смириться. Эта причина, вполне реальная и даже доминантная в нашей российской традиционной культуре, на уровне субъективного сознания часто может вообще не восприниматься.

е) Сохраняющаяся в исторической памяти наших церквей травма от урона, который был нанесен баптизму пятидесятничеством еще в 20-х гг. и последующие десятилетия прошлого века, а также нелегкие «разборки» с харизматами уже в последние два десятилетия. Чистая и богословски совершенная истина о служении преображения в нас Духа Святого, переданная нам Самим Иисусом, была скомпрометирована сценами и слухами о пятидесятнических и харизматических радениях при крещении Духом Святым, экстатических «свидетельствах даров Духа Святого», помазаниях, исцелениях.

Помню еще Иван Семенович Гнида, (бывший долгие годы заместителем генерального секретаря ВСЕХБ, который был моим душепопечителем и крестил меня в далеком 1986г. в ванне моей квартиры), говорил об опасностях ответной реакции евангельско-баптистского братства, которое в ответ на эти эксцессы, максимально ограничило упоминание Духа Святого в молитвах, проповедях, учениях, евангелизации, не говоря уже о реальном признании Его ведущей роли в преображении, освящении и водительстве на пути в Царство Божие уже здесь на земле. Но оказалось: нет Святого Духа – нет места и преображению!

ж) Схожую, негативную роль сыграла и программа освящения Совета церквей ЕХБ, о которой упоминалось выше. В глазах руководства ВСЕХБ, а позже Российского союза ЕХБ, сам факт того, что программа была инициирована родственным, но, мягко говоря, недружественным объединением церквей, накладывала на всю программу тень подозрения и недоверия. А уже последующие плачевные результаты самой программы только утвердили их в этой позиции.

Конечно, сама идея, что человек может просто так стать вместилищем Самого Бога (Духа Божьего) и свободно общаться с Ним в процессе соработничества, оставаясь при этом в грехах и несовершенстве, трудно вмещается в русское духовное и социальное самосознание с его традиционным жестким разделением и даже пропастью между святым и профанным, между телом и душой, между разумом и духом и, наконец, между Богом и человеком. И тем не менее, это неоднократно утверждается в Евангелии Спасения и Новом Завете. Даже Сам Иисус 2000 лет назад, очевидно, понимая, как трудно вместить эту идею в сознание ветхозаветного человека, с такой необычной для Него эмоциональностью так настойчиво и долго (с повторами) убеждает (Иоан.14-17 главы) своих учеников в истинности своего проекта спасения-преображения, рассчитывая скорее не на их текущее понимание, а на последующую «просветительную» работу Духа Святого, что, как известно, и произошло.

Тем не менее, ни прошлый опыт учителей и миссионеров из Европы, ни богословская классика протестантизма, ни старая, ни современная церковная практика христианской жизни, связанная со спасением-преображением-освящением, на постсоветском пространстве не вошли в жизнь большинства церквей евангельского-баптистского братства. К несчастью, им удалось обойти в своем служении эту центральную идею евангелия спасения.

Когда нет благодати спасающей

В результате мы добровольно ушли от запросов людей в духовности, настоящей евангелизации, настоящего миссионерства, церковного служения – всего того, что должно наполняться благодатью спасения Христа и Духа Святого. Отказавшись от идей спасения, преображения, освящения, мы сами отказались от благодати действия Духа Святого. Сегодня, насколько мне известно, в России все направления протестантских конфессий (лютеране, реформаты, пятидесятники, адвентисты) приняли и практикуют в своем служении идеи Божьего плана спасения (я оставляю в стороне вопрос о том, насколько это соответствует истинному евангельскому учению).

Но в любом случае евангельские христиане и баптисты России не предлагают свой взгляд на служение, подход, практику (и т.д.) по этому центральному вопросу христианского учения. Многие служители церквей ЕХБ своим подходом к евангелию спасения Христа напоминают слова старой советской лирической песни: «Словно ищет в потемках кого-то и не может никак отыскать».

Обозревая весь период последних 50 лет, бросается в глаза какая-то неустроенность, какое-то постоянное невезение союзов ЕХБ, за этот период по сравнению с другими российскими союзами церквей: здесь произошло больше всего расколов, больше всего исходов из церквей, больше всего миграции за рубеж, меньше всего влияния на окружающий мир. Раньше я думал – это просто явление социальной маргинальности: общины, составленные из людей, не стремящихся к образованию, социальной и профессиональной мобильности, даже возрастанию в богословских истинах – исторически обречены. Их главная цель — воспроизвести свою микрокультуру, свой собственный мир, жизненный уклад, где истины Евангелия занимают далеко не первое место. Их лидеры — это потомственные служители, которые превратили свои церкви в своеобразные, собственные церковные фирмы, где они пожизненно исполняют роль управляющих, поскольку другой профессии у них нет.

Сами церкви-общины, ведомые одними и теми же семейными династиями пасторов, становятся культурными гетто, социальными анклавами. И тем не менее, это тоже не их вина, а социальная реальность, данная нам в исторической перспективе. Так я думал раньше. Теперь я вижу не просто неблагоприятную историческую инерцию прошлого, которая в принципе преодолевается, этому есть много примеров. Я вижу системное отсутствие благодати, более того, наличие системной безблагодатности  существования церквей и союзов ЕХБ, истоки которой объясняются легко.

Божья благодать – это святая воля Божья передать людям особое благо для исполнения Его Плана Спасения. Источник ее – Божья воля, Его святой промысел. Цель благодати — спасти людей, то есть привести их в присутствие Бога (Христа Спасителя). Благодать обеспечивает человека всем для спасения (соработничеством с Духом Святым, плодотворным характером процесса освящения, радостью и пр.). От человека требуется только одно – принять или не принять Божий План Спасения – то есть наличие его доброй свободной воли – все!  Благодать спасения послана в мир через Иисуса Христа, остальные виды благодати, о которых говорит Новый завет – это ее производные: благодать преображения, благодать освящения, благодать любви, благодать служения благодать роста и развития церквей и пр. Если человек или церковь ее не принимают благодать спасения, уходят все остальные виды благодати, наступает безблагодатное бытие – с точки зрения Бога — утрата смысла существования данного человека, церкви.

Что можно с этим делать? Как преодолеть эту безблагодатность? Ответ: что делать ясно – надо вернуть в учение церкви Евангелие Спасение, и совсем непонятно, как это сделать. Но определенно надо начинать с молитвы покаяния.

gazetaprotestant.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: