Евангелие спасения Христа сильнее всех “золотых цепей”.

В категориях: Слово Божье к человеку,Спаси и сохрани

спасен

 

О тупиках абсолютного предопределения и «гарантированного спасения».

Зайченко А.С.

«ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.» (1Тим.2:3,4)

В основе учения Кальвина о предопределении лежит идея безусловного господства воли Бога, Который еще до создания мира избрал одних людей ко спасению, а других – к погибели. Такое решение Бога – произвольное, объяснений и причин не дается, люди здесь выступают лишь средством достижения Его надмирных идей. Это полностью исключает присутствие в вопросах спасения не только фактора человеческих заслуг (что не вызывает возражений), но даже наличии у человека для этого свободной воли и свободы выбора, намерения соработничать с Богом в проекте своего возвращения к Спасителю. Абсолютно ничто не может спасти тех, кто осужден на вечную погибель, с другой стороны, избранные к спасению также не могут избежать его.

Кстати, в наше время кальвинисты и реформаты уже не делают особого упора на учении об абсолютном предопределении, более того они избегают публично развивать многие одиозные и радикальные положения этого догмата. Тем не менее, ни одна ветвь современного кальвинизма до сих пор открыто от него не отказалась. Мы не будем приводить систематическую критику этого кальвинистского догмата, приведем лишь ряд оценочных суждений, которые помогут многим верующим достойно принять Божий план спасения, основанный на Евангелии Христа.

Прочтем базовый текст кальвинисткой доктрины: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Римлянам 8:29-30.

Этот текст очень часто приводится в качестве основного аргумента всей кальвинистской концепции предопределения (предестинации). Конечно у Кальвина в самой идее предопределения к спасению и погибели было много предшественников (от Августина до Лютера), но, читая данный текст, нельзя не заметить вольную или невольную подмену контекстного содержания вокруг понятия «предопределил». Здесь речь идет не об абстрактном предопределении Бога, абсолютно свободным от любых внешних обстоятельств, а вполне  конкретном предопределении, связанном с рядом условий, описанных в этой фразе Павла: «предопределил быть подобными образу Сына Своего». Иными словами, верующие предопределяются ко спасению, только если они подобны образу Христа – и все.  Здесь предопределяется подобие Христу, а не кому быть навсегда спасенным, а кому – навсегда отверженным.

Это становится еще более ясным из другого высказывания Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». (Ефесянам 1:3-5). Условие нашего избрания ко спасению прямо указывает на Христа, а само избрание Бога наполнено атмосферой не сурового и выбора, а Его любовью и благословением.

Здесь, как и в предыдущем отрывке, предопределение и избрание означает не выбор спасаемых и погибающих, а избрание их к спасению во Христе и через веру в Христа, то есть именно через Спасителя, а не через Зевса, Магомеда, закон Божий, Кришну, Будду и прочих «спасителей». На основе только одной фразы Павла (Римлянам 8:29-30) кальвинистские теологи разработали пять основных доктрин последовательного развертывания процесса спасения: 1) предвидения, 2) предопределения, 3) призвания, 4) оправдания и 5) прославления. Эти пять доктрин известны многим христианам под названием «Золотая цепь спасения» и именно такая «цепь» долго распространялась в качестве безусловной истины, среди как верующих, так и неверующих в Иисуса.

Однако такие утверждения принципиально ошибочны.

Указанная выше (намеренная или ненамеренная) лингвистическая неточность в трактовке исходного текста, игнорирование принципа условности предопределения, очевидно, и стала источником последующих теологических конструкций «гарантированного спасения», отсюда пошли последующие ошибки Кальвина и его сторонников.

Христос пришел спасать всех людей, а не только предопределенных к спасению когда-то в вечности. Трудно представить, что Бог сначала (до создания мира) предопределил фиксированную группу людей ко спасению, а затем, с той же целью, позже послал на землю еще и Спасителя. И если кальвинистский Бог сурово делит еще не родившихся людей на спасенных и отверженных и отбирает в Свое Царство лишь небольшую привилегированную группу, то Бог во Христе у Павла пришел для спасения всех людей: «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.» (1Тим.2:3,4).

Если Бог предопределил вечное спасение только для избранных, тогда зачем Он посылает людям благодать, евангелия Спасения, спасающую любовь и Самого Христа? В то же время, из Писания мы знаем, что Божье царствование основано на Его высокой нравственности, а не на Его власти и силе. Божественное предопределение людей к спасению вызвано не только одной Его праведностью, но и любовью к людям. Даже грешного человека Бог милует и может спасти. Справедливость и любовь сочетаются в характере Создателя таким образом, что Его праведный гнев на несправедливость всегда удерживается Его великой любовью к своему творению. (Пс. 77:38; Ис. 42:1-3; 48:9; 64:9,12; Мф. 12:15-21; Рим. 2:4; 3:26; 2 Пет. 3:9). Поэтому, воздав человечеству за «первородный грех», Бог оставил людям шансы спасения и даже сохранил в них стимулы к его поиску. Если бы лишение человека свободной воли и выбора входило бы в общее наказание за грех, тогда бы цель Бога — создание «человека свободного», осталась бы неисполненной.

Если Бог предопределил людей к «вечному спасению», человек без свободной воли не смог бы исполнить свое главное и самое великое предназначение в мире – славить Своего Творца. В варианте человека, запрограммированного на спасение, Его слава меркнет, самого избранного даже трудно назвать спасенным, ибо его спасение получено еще задолго до совершения им первого греха. Это скорее какая-то извечная индульгенция, которая, с одной стороны, вроде, дарует автоматическое спасение, а с другой, — означает, по существу, очень глубокое нравственное недоверие Бога к Своему творению.

В этом случае, «гарантированное спасение» несет в себе незавершенность и даже ущербность Божьего творения, поскольку в конце жизни к дверям Царства Божия, в лучшем случае, приходит человек с багажом, который он получил от вечности, в виде дара предизбрания, но ничего более. Но в чем тогда смысл жизни такой личности, ведь мы созданы для умножения славы Божией: «каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.» (Ис.43:7)? С другой стороны, личность, добровольно, через свою веру, испытания, духовные падения и поражения, избравшая Бога и Его спасение, – это венец творения и апофеоз славы Творца.

Доктрина предопределения ставит в центр христианства не Евангелие Христа, не веру в Спасителя, а извечное и неустранимое предизбрание Бога, решение — для людей устрашающее, тайное, непонятное и немотивированное. Такое богословие несет в себе жестокость и бессмысленность. В целом учение Кальвина находится в резком противоречии с духом Евангельского учения о Божьей любви, благодати и спасении.

Но мы знаем, что в Божий План спасения людей входит дарование вечной жизни всякому, кто примет веру в Христа. (Еф. 1:4-5; Тит. 1:2), Кроме того, Бог не делает тайны из своего решения о спасении (как утверждает кальвинистская доктрина), более того, Он Сам устанавливает условия и средства доведения этой вести спасения до всех людей (Еф. 3:9-11);

Если Бог еще до создания человека предопределил кому спасаться, а кому идти в ад, тогда сама жизнь превращается в ужасающую лотерею, а в Самом творении Божьем нет любви, нет надежды, что не может быть по определению. Вместе с тем мы знаем, что Бог не может ни создавать, ни намеренно планировать зло, в том числе смерть (Иов. 37:23; Иак. 1:13,17; 1Ин. 1:5; Рим. 12:2). Божественный замысел Бога основан на Его предведении грехопадения человечества (Деян. 2:23), веры христиан, которые потом примут Божьи требования к спасению (1Пет. 1:1-2; Рим. 8:29). Наконец, Бог не только посылает людям Свою любовь и благодать, но Он остается воплощением Наивысшей справедливости. Поэтому человек не несет никакой ответственности за последствия тех обстоятельств, где Бог выступает совершенно суверенно, творение Божие в принципе не может быть наказано вечным проклятием ни по извечному Промыслу Бога, ни по самому акту Его творения.

Доктрина предопределения в радикальном «кальвинистском разливе» делает христианство маленькой местечковой, казуальной религией, мистическим суеверием, одним из многих культов: от этнорелигий прошлого (какое-то избранное племя, какой-то святой народ) — до современных масонов с их идеями тайного и «посвященного» избранничества, вплоть до нынешних поклонников НЛО, избранничества через внеземных пришельцев).

Одной из причин такой обширной популярности этой доктрины во времени и пространстве явилась ее исключительная инструментальная полезность, ее установка на особую посвященность Богу, поддержание уверенности в своей избранности и неизбежности положительного для тебя конечного результата (гарантии спасения). Это заглушало любые сомнения, если не в безгреховности, то в конечной (онтологической) безнаказанности своего поведения, придавало миллионам верующих жизненную, поведенческую, психологическую устойчивость и стабильность. Такие установки мобилизовывали человека не на духовные поиски и нравственное совершенство, а на активное преобразование окружающего мира, при этом личная вера могла оставаться очень твердой, а поведение — нравственно цельным.

Особенность «реформатского» мышления и поведения, в том числе в практических сферах жизни (политике, общественной сфере, бизнесе) оставила неизгладимый отпечаток на общую культуру народов многих стран (западноевропейских, в том числе, англосаксонских). Их влияние несомненно проглядывается в многочисленных экономических, научно-технических и социально-экономических достижениях этих стран за последние 300 лет. Достаточно просмотреть перечень изобретателей, ученых, творческих знаменитостей только из одной страны «чисто кальвинистской» культуры – маленькой Шотландии: (http://www.gazetaprotestant.ru/wp-admin/post.php?post=3449&action=edit&message=1 ).

Но это могло продолжаться лишь в исторически особых условиях всеобщего и безусловного господства христианских доктрин не только в церкви, но и в прочих сферах жизни верующих. Такая тотальность и жесткость данных ориентаций и ценностей стали исчезать в 19 веке и тогда понадобились особые ривайвелы (в США — компании духовного обновления), направленные на возрождение веры и чистоты кальвинистского учения. Негативные тенденции усилилась в 20 веке, когда ривайвелы уже не стали справляться с потоком обмирщения. Наконец, эти явления стали непрерывными, нарастающими и всеобщими в 21 веке, когда по всему миру продолжился массовый исход сторонников «гарантированного спасения» из церквей и самой веры. Сегодня в таких оплотах мирового кальвинизма как США, Канада, Шотландия тенденции обмирщения веры и сознания уже ничем не отличаются от общемирового христианства, в целом, а в других — Швейцарии, Голландии они зашли даже дальше, чем в других христианских конфессиях. Есть основания утверждать, что, в силу своей «структурности» и зависимости от одного, (сомнительного) исходного постулата кальвинистские доктрины и мировоззрение продолжат уходить из личной веры, церквей и поведения западных протестантов.

Кратко подведем итоги. 1.Бог желает, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. 2. Само предопределение Божие направлено только на спасаемых через Христа, что касается предопределении к погибели или злу, в Священном Писании нигде об этом не говорится. 3. Предопределение к спасению не абсолютно, поскольку означает выражение Божьего провидения сделать все необходимое для спасения тех верующих, кто благодатно пользуется своей свободной волей: «…Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил. 2, 12);

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: